По транспорту до Бухары выяснили: есть автобусы, есть машины (с очень навязчивыми водителями, но здесь это, к сожалению, норма). И есть поезд, который мы в результате и выбрали. Теперь наша задача - максимально эффективно использовать время в Хиве до завтрашнего утреннего поезда.
Около расположен большой торговый центр, чуть менее пустынный, чем квартал гостиниц.
С искусственными пальмами :(
Вход в старый город (где мы и живём) бесплатный, но чтобы посетить музеи на его территории (их больше десятка), нужно купить общий билет. Билеты мы на обратном пути с вокзала купили, заодно пообедали за пределами Старого города. Нам один водитель такси (очень он нас хотел куда-нибудь на экскурсию отвезти) посоветовал:
-Вы здесь (в старом городе то есть) не кушайте, вы за стену выйдите - там УЗБЕКСКИЕ цены!
"Новый" город
Вместе с покупкой билетов в музеи хотели заодно договориться и взять гида, но там началась обычная восточная история: кассирша, предложившая гида, сначала долго дозванивалась нашему потенциальному гиду (а вы стойте, ждите!), потом гид на всякий случай за экскурсию зарядил цену левого крыла от (для разнообразия!) Аирбаса-320 (не нового, но в хорошем состоянии, ангарного хранения, девушка по выходным в магазин ездила), а когда понял, что нам это почему-то не понравилось, прибег к ходу, который (по его глубокому убеждению) должен был ситуацию исправить и заставить нас отдать ему побольше денег: "А вы сколько готовы предложить?"
К сожалению, тут таких бизнесменов - тринадцать на дюжину :(
Все считают себя гениями в умении торговаться, но в результате просто отнимают у тебя время.
Так как мы приехали сюда на город смотреть, а не оттачивать искусство торговли в общении с мамкиными бизнесменами, на этот раз мы решили обойтись без гида - у нас и так времени мало.
Итак, вперёд!
Крепостная стена снаружи (со стороны "узбекских" цен :) )
Про конструкцию стен, как обещал, расскажу. Но попозже.
Канализационные люки. Новые, на улицах, по ГОСТу
...и старые, в музее, по ТУ без всяких гостов.
В старом городе, как выяснилось, кроме нашей гостиницы, жилья хватает. Стоит немного отойти от центральных улиц (не выходя за стену) - куча отельчиков. Относительно цен не узнавали, но думаю, можно найти что-то довольно бюджетное.
Кошак
Наглый, неторопливый... Хозяин!
Дыни здесь, оказывается, часто пакуют вот так:
Странный плод:
Колодцы в старом городе - "музейные" и работающие
Кабели в старом городе для соблюдения атмосферы проложены вот в таких кабель-каналах
В городе ведутся раскопки
В строительстве Хивы (и соответственно, в восстановлении построенного ранее) широко используется саман - смесь глины и соломы.
Стоит он недорого, все ингредиенты - под рукой.
Строения часто напоминают иранский Кашан - там строения побогаче из кирпича выстроены, а бюджетный сегмент - из глины с соломой. Здесь так же.
Немудрено - персидское влияние в этих краях было довольно сильным. Многие технические решения, видно, тоже из Персии пришли.
Всем хорош саман, но вот воду он не любит. А воды здесь, видно, побольше, чем в пустынном Кашане.
В первую очередь страдает низ стен, куда, очевидно, при дожде долетают брызги.
Где-то в качестве несущей конструкции кирпич, где-то - "арматура" из палок.
Арматура сложена?
Насколько индусы - мастера в резьбе по камню, настолько узбеки (и их предки) хороши в резьбе по дереву.
Резные двери я уже показывал, но их любимый вид спорта в архитектуре - это колонны. Оно и понятно: бетонные плиты перекрытий изобретут (вместе с подъёмными кранами для их монтажа) очень нескоро, так что если хочешь потолок над головой - делай перекрытия из дерева. А если нужно что-то масштабнее небольшой комнатки, решений только два - или сводчатую конструкцию ваять, или чем-то подпирать длинные пролёты. вот тут-то колонны и пригодятся! Но не брёвна же струганые ставить, нужно украсить как-то :)
Устанавливают колонны, как правило, на каменные основания. Наверное, чтобы низ не подгнивал.
Мне всё-таки кажется, что должен там какой-то шип быть, препятствующий смещению колонны относительно основания.
Самые старые колонны (точнее то, что от них осталось) лежат в музеях
Колонны помоложе (хотя совсем не факт!) прячутся в Джума-мечети. Их там, пишут, то ли 212, то ли 227, причём они разного возраста - при строительстве мечети в существующем на сегодняшний день виде использовались и колонны от других зданий.
Колонны ещё поновее стоят на улице и подпирают крыши зданий
А самые молодые колонны...
Здесь можно посмотреть, как они появляются на свет!
Забег по музейчикам:
Музей денег
Музей медицины
Травы не помогли? В крайнем случае помыться можно :)
Ну и хит процедур для пустыни - ЛЕЧЕНИЕ ПЕСКОМ!!!
Если не задалось лечение - присыпал ещё немного сверху, тряпки забрал, и можно дальше идти :)
"Тарантас назывался арбою"
Для понимания масштабов:
Оно и правильно. Без больших колёс - какая проходимость?
Годы идут, а принципы не меняются :)
Ещё дверь
Центр Хивы в конце 19 века
Грамоты. Не за успехи в труде (хотя и за них тоже), а документы.
Документы не только на бумаге писались. Вот этот - на камне, да ещё и в стихах!
Хрен подделаешь :)
Ну а если всё-таки решил пойти по пути правонарушений, на тебя управу найдут:
"Улицы разбитых фонарей кувшинов"
А в музее музыки можно попробовать себя в музицировании:
Это, как я понял, рубаб.
Там в принципе всё несложно - струн пять, но первая и вторая настроены в унисон (как у двенадцатиструнной гитары), третья и четвёртая - аналогично. Настроить под привычный гитарный строй - и можно играть :)
Мне бы времени побольше...
Ну и ещё немного старого города:
Тут мы живём:
А тут - нет :)
Строители забыли дверь закрыть,
и мы на какую-то крышу забрались.
А здесь кто-то похоронен
Следы от колёс. За долгие годы в камне образовались колеи.
А вот уже и вечер
Всем спать!
Завтра же на охоту в Бухару!
Все записи по этой поездке:
https://dzen.ru/id/5b5a04f0da362a00aaed0fc1?share_to=link
Про другие наши путешествия, если интересно, можно почитать здесь:
https://dzen.ru/id/5b5a04f0da362a00aaed0fc1?share_to=link
https://vremya-uhodit.livejournal.com/
Ну и подписывайтесь, не стесняйтесь!