После инцидента с аптекой, Лидия старалась не обращаться к дочке с просьбами, касающимися Варвары, но все же постоянно говорила, что они одна семья и помогать надо. Наташа закатывала глазки, показывая свое отношение к маминым разговорам, но слушала молча.
Продолжение рассказа "Обуза"
Глава 16
Свекровь, зная о поведении младшей внучки, предположила в разговоре с Лидой:
- А может Наташе просто тяжело? Её привычная жизнь рухнула, а к новой она подстроиться не может. Наташа всегда была чуть за спиной у Вари. Варюша помогала сестре, оберегала её, защищала при необходимости, а сейчас… Стена рухнула, и Наташа не знает, как с этим жить, - закончила свою мысль Марина Дмитриевна.
- У меня были похожие мысли. Я много разговариваю с Наташей, пыталась поднять и эту тему, но… Наташа закрывается от неприятных вопросов и каких-то серьёзных разговоров. Я пыталась ей намекнуть, что теперь её очередь быть поддержкой и опорой для Вари. Я не заставляю Наташу нянчиться с Варей, но просто прийти, поговорить, как-то поддержать… Не знаю, Марина Дмитриевна. Тяжело сейчас с Наташей.
- А давай предложим ей пожить немного у нас? Пусть отдохнет, сменит обстановку.
- Я ничего против не имею. Предложу Наташе, а там пусть она сама решает.
Ехать к бабушке Наташа не захотела. Она восприняла это предложение с какой-то обидой и даже страхом.
- Я вам мешаю, да? – спросила девочка, глядя на мать. – Хотите меня отправить к бабушке с дедом, чтобы я не путалась под ногами, чтобы заботиться только о Варе, ей же нужнее?!
- Наташ, что ты такое говоришь? Ты никому не мешаешь. Ты не путаешься под ногами, мы с папой тебя очень любим. И разве мы о тебе не заботимся?! Просто бабушка предложила погостить у неё, чтобы ты сменила обстановку, отдохнула.
- Я не устала, я никуда не поеду, - с вызовом заявила Наташа. Она была уверена, что мама будет уговаривать, заставлять и даже силой отправит к бабушке и дедушке, но нет. Лида спокойно кивнула и произнесла:
- Не хочешь ехать, дело твое. Что будем готовить на ужин? Поможешь мне? – Наташа немного опешила от такого ответа мамы, но спрашивать ничего не стала, с приготовлением ужина помочь согласилась. Наташа чистила картошку и постоянно косилась на маму, девочке казалось, что не может быть все так просто, есть какой-то подвох. Наташа его ждала, его ничего не происходило.
Пока Наташа поборолась со своими внутренними страхами и заморочками, Варвара боролась с собой. Порой на девочку накатывала такая лень и апатия, что хотелось плакать без остановки. В такие моменты Варвару спасал интернет. Она читала там истории людей, которые получили инвалидность уже во взрослом возрасте, читала и плакала. Варя восхищалась силой духа многих, понимая, что ей тоже надо быть сильной, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Реабилитация Варвары была расписана на год вперед. Не всегда хотелось ездить на процедуры, делать упражнения и терпеть массаж. Но рядом всегда был папа. Он помогал, подбадривал, поддерживал. Это давало свои результаты. Пальцы Варвары становились более сильными, ловкими, уверенными. Руки все лучше слушались девочку, а уверенность в себе росла с каждым днем. Ощутив в себе силы, Варя спросила у мамы:
- А я смогу продолжить обучение в школе?
- Я подумаю над этим вопросом, - осторожно ответила Лида.
Речи о том, чтобы Варя ежедневно ходила в школу не шло. Во-первых, девочка не смогла бы выдержать полный учебный день. А, во-вторых, школа не была оборудована для комфортного передвижения на инвалидной коляске. Варвара не смогла бы без посторонней помощи перемещаться из класса в класс, да и с помощью, например, отца это было бы сделать проблематично. Поэтому Лидия обратилась к директору школы с вопросом, как можно все организовать.
В итоге было принято решение о домашнем обучении. К Варваре несколько раз в неделю стали ходить учителя, девочка самостоятельно стала заниматься устными уроками: читала историю, биологию, изучала произведения, которые необходимо было проходить по литературе. Посовещавшись с мужем, Лида нашла для Вари репетитора по физике и химии. Сумма за месяц набегала приличная, но родители не жалели денег, видя, как оживает дочь, радовались вместе с ней. На кухне все чаще обсуждались успехи Варвары, а Наташа, слыша все это, обижалась. Хотя о ней никто не забывал. Мама интересовалась делами Наташи, помогала, при необходимости, с уроками и даже предложила нанять репетитора по русскому языку, заметив, что у дочки с ним проблемы.
- Не нужен мне никакой репетитор, сама разберусь, - голосом обиженного малыша говорила Наташа. Лида удивлялась такой реакции, ей все сложнее было найти подход к Наташе. Казалось, что чем больше старается Лида, тем дальше отдаляется Наташа.
- Как думаешь, это переходный возраст или… - спросила у мужа Лида, когда они готовились ко сну.
- Махровый эгоизм, - высказался Василий, - вроде, старались, воспитывали, а что сейчас происходит, не пойму. Может, конечно, перерастет, но верится с трудом.
- И что нам делать?
- Любить. Разговаривать. Объяснять.
- Этим и занимаюсь.
- Я тоже и, думаю, все у нас будет хорошо!
© Баранова А.А., 2024