Найти в Дзене
Невино, Недомино

«Лихие». Почему новый сериал Юрия Быкова невозможно смотреть

Некогда перспективный русский режиссёр Юрий Быков после долгого перерыва вернулся к профессии и снял многосерийную криминальную драму «Лихие», рассказывающую о жизни отца и сына, ставших бандитами в Хабаровске 90-х. Сценарий к этой картине написал один из самых успешных и плодовитых кинодраматургов России Олег Маловичко. Тем удивительнее, что в итоге получилось что-то настолько серое и беспомощное. Нельзя сказать, что «Лихие» – плохой сериал, но это именно тот случай, когда «плохой» лучше, чем никакой. В этой истории нет буквально ничего цепляющего и интересного. Например, почему главный герой (Артём Быстров) решил стать бандитом, да ещё и втянул в это сына-подростка? Ответ прост – чтобы заработать денег, никакой другой мотивации у него нет. Сложно придумать более ленивое и скучное сценарное решение. Допустим, у героев «Бригады» и «Бумера» тоже не было за душой ничего сложного, но: а). в каждом фильме их было четверо, что само по себе интересно, потому что даёт возможность создать пер

Некогда перспективный русский режиссёр Юрий Быков после долгого перерыва вернулся к профессии и снял многосерийную криминальную драму «Лихие», рассказывающую о жизни отца и сына, ставших бандитами в Хабаровске 90-х. Сценарий к этой картине написал один из самых успешных и плодовитых кинодраматургов России Олег Маловичко. Тем удивительнее, что в итоге получилось что-то настолько серое и беспомощное.

Нельзя сказать, что «Лихие» – плохой сериал, но это именно тот случай, когда «плохой» лучше, чем никакой. В этой истории нет буквально ничего цепляющего и интересного. Например, почему главный герой (Артём Быстров) решил стать бандитом, да ещё и втянул в это сына-подростка? Ответ прост – чтобы заработать денег, никакой другой мотивации у него нет.

Сложно придумать более ленивое и скучное сценарное решение. Допустим, у героев «Бригады» и «Бумера» тоже не было за душой ничего сложного, но:

а). в каждом фильме их было четверо, что само по себе интересно, потому что даёт возможность создать персонажей с разными характерами и показать взаимоотношения между ними

и

б). они были молоды и хотели не только денег, но и просто достичь чего-то в жизни, а у молодости и жизни всегда есть своё собственное обаяние.

Здесь же перед нами унылый 40-летний мужик, который вдруг почему-то решил вместо сбора мёда и отстреливания животных в лесу начать убивать людей за деньги. Почему решил и, главное, почему тек легко решил, не объясняется. Ну показали бы, что он когда-то воевал и уже убивал людей. Или что его обидел какой-то коррумпированный чинуша, за что он их и ненавидит. Но нет, ничего.

Помимо фантастической банальности сюжета, у «Лихих» есть ещё один недостаток – действие развивается очень медленно, что для фильмов такого жанра совсем плохо (согласитесь, ни в «Бригаде», ни в «Бумере», ни в «Брате» проблем с этим нет). То есть перед нами бандитское кино, снятое как медленная драма, только без раскрытия характеров.

Понятно, что создатели «Лихих» были движимы нехитрым желанием повторить успех «Слова пацана». Вот только в сериале Жоры Крыжовникова показаны не 90-е, а другая эпоха – развал Советского Союза, что не так заезженно и куда более интересно. Кроме того, там явно хватает и молодости, и драйва.

Но слишком уж критиковать Юрия Быкова как-то даже неудобно. Человек, который после начала СВО сбежал из России, да ещё и по совету кинокритика (для режиссёра – совсем уж позор), при этом снимая глубоко национальное кино, за пределами России никому не нужное – по определению человек несчастный и не вполне здоровый. То, что он в принципе не закончил свои дни в дурдоме где-нибудь в Бразилии или на Гоа, а вернулся в Россию и профессию – большое дело. Может быть, однажды вылечится окончательно и ещё подарит нам что-то сильное и важное. Такое, каким, без сомнения, были «Начальник», «Дурак» и «Завод».