Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Эмили Раскович, «Айдахо»

Страниц: 350 Оценка: 5/10 Первое издание: 2017 г. Увлекательность: 4/10 Прописанность героев: 4/10 Сюжет: 4/10 Глубина: 5/10 Эмоции: 3/10 Идея: 5/10 Это очередной случай, когда книга оставила меня в недоумении: с ней что-то не так или со мной? Не люблю такие ситуации, потому что начинаю подозревать, что интеллектуальных способностей не хватило, чтобы понять подтекст, что ещё больше путает, ибо чуть ранее спокойно могла продираться через слои пост- и мета- в других произведениях. В общем, несмотря на множество положительных отзывов и Дублинскую премию, этот роман меня разочаровал, и сейчас я расскажу, почему. Действие разворачивается вокруг женщины по имени Энн, хотя она выступает больше как рассказчица. Она вышла замуж за мужчину с трудной судьбой: ранее пропала его старшая дочь, а младшую убили. За убийство сидит его бывшая жена. На этом трудности не заканчиваются: Энн видит, как постепенно её муж Уэйд теряет связь с реальностью: его мозг поглощает деменция. Параллельно идёт л

Страниц: 350

Оценка: 5/10

Первое издание: 2017 г.

Увлекательность: 4/10

Прописанность героев: 4/10

Сюжет: 4/10

Глубина: 5/10

Эмоции: 3/10

Идея: 5/10

Это очередной случай, когда книга оставила меня в недоумении: с ней что-то не так или со мной? Не люблю такие ситуации, потому что начинаю подозревать, что интеллектуальных способностей не хватило, чтобы понять подтекст, что ещё больше путает, ибо чуть ранее спокойно могла продираться через слои пост- и мета- в других произведениях. В общем, несмотря на множество положительных отзывов и Дублинскую премию, этот роман меня разочаровал, и сейчас я расскажу, почему.

Действие разворачивается вокруг женщины по имени Энн, хотя она выступает больше как рассказчица. Она вышла замуж за мужчину с трудной судьбой: ранее пропала его старшая дочь, а младшую убили. За убийство сидит его бывшая жена. На этом трудности не заканчиваются: Энн видит, как постепенно её муж Уэйд теряет связь с реальностью: его мозг поглощает деменция.

Параллельно идёт линия о Дженни, бывшей жене Уэйда, которую нам показывают как кающуюся и самозабвенно тянущую свой крест.

При этом самой Энн вся эта история не даёт покоя: она сама пытается понять, что тогда произошло, что могло сподвигнуть Дженни на такой поступок, и также хочет найти старшую дочь.

Эту историю можно рассказать по-разному: например, прописать персонажей так, чтобы они были запредельно живыми и понятными, или уйти в сторону триллера и превратить повествование в уйму захватывающих виражей с неожиданным финалом. Эмили Раскович, возможно, выбрала первый вариант. Или пошла по какому-то своему, и здесь намеренно нет ни того, ни другого — я не понимаю.

Так или иначе здесь нет ни персонажей, которым можно сочувствовать, ни сюжета, который бы удивлял — хотя бы всё теми же скелетами в шкафу. Поэтому роман на всём своём протяжении заставляет недоумевать: а какова же идея? Рассказывается всего понемногу, чуть предыстории здесь, немного додумок там. Но нечему связать их во что-то единое.

Возьмём, например, линию с мужем Энн, который со временем начал терять разум. Это упоминается в нескольких эпизодах, и сами моменты прописаны очень живо, что даже становится дискофортно. Но эту атмосферу убивает отсутствие дальнейшей рефлексии, хотя бы чуть глубже, чем «как жаль, что мой муж стал таким на старости лет, ведь он так боялся деменции».

Или линию с вялым и немотивированным поиском старшей дочери Уэйда: Энн заинтересовывается объявлениями, которые по-прежнему время от времени публикуются о Джун, с фотореконструкцией, где она предположительно выглядит так, как должна в текущем возрасте. Энн даже заказывает серию её портретов у одного гения, который умеет мастерски (возможно) изобразить человека в зависимости от того, где и как он теперь может жить. Однако и это не приносит результатов.

В конце концов книга заканчивается ничем. Ровно на том месте, откуда мы и начали. Ничего нового она не привносит, мы не видим ни развития персонажей, ни сдвига с изначальной точки главных вопросов: где старшая, почему убили младшую. Возможно, конечно, что от меня скрылась какая-то идея — может быть, о том, что всё в этом мире тлен и происходит просто потому что, и люди не в силах изменить порядок вещей. Но как будто слабо подходит под увиденное мной. В общем, не поняла я, зачем это было написано и тем более зачем тратить на этот роман время.