В прошлом они были искусными охотниками и рыболовами, которые почитали природные силы, создавали уникальные предметы быта и одежды, отражающие их глубокую связь с окружающим миром.
Однако с каждым годом самобытность негидальцев постепенно угасает. Их традиционные промыслы, уникальные ремесла и образ жизни остаются лишь воспоминанием прошлого. Тем не менее, материальное наследие, национальные обычаи и верования этого исчезающего народа сохранились до наших дней как драгоценное свидетельство их культуры и истории.
Само название народа «негидальцы» буквально означает «береговые» или «прибрежные», что связано с их традиционным местом проживания — в бассейне реки Амгунь и ее притоков. Исторически негидальцы идентифицировали себя по фамильным родам, которых насчитывалось 13, например, Нясихагил или Аюмкан.
Кроме того, у них существовали и другие наименования, связанные с территориальной принадлежностью. Так, себя могли назвать амгун бэйэнин — жители реки Амгунь, или элькан бэйэнин — местные, здешние люди. Эти названия подчеркивают глубокую связь народа с их землей и окружающей природой.
До конца XIX века негидальцы проживали на обширных территориях Хабаровского края, главным образом в бассейне реки Амгунь и прилегающих районах. Их поселения простирались:
- в верховьях и низовьях реки Амгунь,
- вдоль левого берега Амурского лимана, вблизи озер Чля и Орель,
- в районах рек, впадающих в озера Удыль и Чукчагир,
- на берегах реки Тугур, которая несет свои воды в южную часть Охотского моря.
Эти территории были не только местом их проживания, но и средой, определявшей их быт, традиции и промыслы.
Политика оседлости и создания колхозов, проводимая советской властью, привела к тому, что негидальцы утратили значительную часть своих традиционных мест обитания. Сегодня их основные поселения сосредоточены в Приамурье, преимущественно в низовьях реки Амгунь. Самое крупное из них — село Владимировка в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края, где живет около 90 человек.
Общая численность этого народа с каждым годом сокращается. Причинами являются ассимиляция с русскими и другими соседними народами, миграция в города и значительное количество межнациональных браков, которые составляют более 90%.
Согласно переписи 2021 года, в России проживало 487 негидальцев, из которых на Украине насчитывалось 52 представителя этого исчезающего народа.
Негидальский язык, включающий два близких диалекта — верховской и низовской, является национальным языком этого народа. Он имеет много общего с эвенкийским, что объясняется историческим соседством и этногенезом.
Негидальцы, как считают исследователи, являются потомками группы тунгусских охотников, которые в древности перемещались по Забайкалью. Постепенно они добрались до рек Амур и Амгунь, а затем и до Охотского моря, где осели. Из-за удаленности их поселений они долго оставались изолированы, а влияние соседей — нивхов, ульчей и нанайцев — помогло сформировать их уникальную культуру.
С XIII века начались первые торговые контакты с китайцами и маньчжурами, которые обменивали металлы, оружие и ткани на пушнину. Россияне добрались до этих земель только в XVII веке, когда начали активно осваивать Приамурье. В это время в округе появились первые упоминания о негидальцах, их частично приписывали к амгуньским тунгусам.
В XIX веке, с открытием золота на Амгуни, в регион хлынули русские и другие мигранты. Это привело к вытеснению китайских торговцев и активному освоению территории. Однако с приходом советской власти жизнь негидальцев изменилась кардинально: мелкие поселения объединили в крупные, кочевой образ жизни был запрещен, а шаманизм преследовали. Эти изменения привели к утрате многих традиций и обычаев, которые существовали у народа веками.
Внешность негидальцев, как и у других народов Дальнего Востока, характеризуется типичными для региона чертами. У представителей этого народа обычно встречаются темные волосы, часто черные или темно-коричневые, которые могут быть прямыми и густыми.
Лицо имеет овальную форму с высокими скулами и умеренно широким лбом. Глаза негидальцев обычно темные, с миндалевидной формой, что придает им выразительность и характерную черту. Кожа у них, как правило, светло-желтоватая или светло-коричневая, в зависимости от условий жизни и наследственности.
Традиционная одежда негидальцев была схожа для мужчин и женщин, характеризуясь общей амурской типологией. Основой костюма служили укороченные куртки из оленьих шкур или лосиных голов, а обувь изготавливалась из камусов или рыбьей кожи в межсезонье. Дополняли образ меховыми чулками, короткими штанами и варежками.
Халат из ткани или рыбьей кожи, утепленный ватой, украшался геометрическими и спиральными орнаментами. Праздничные халаты шились из китайского шелка с мехом и вышивкой. Одежду дополняли металлические нагрудники, бляшки и фартуки.
Особое значение имел орнамент в виде трилистника, символизирующего защиту. Он происходил от растения вахта трилистная, используемого в лечении болезней и почитавшегося как хранитель, предсказывающий опасности для путников.
Негидальцы — народ с уникальной культурой и образом жизни, разделённый на две группы, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от места обитания. Несмотря на различия в быту, этих людей объединяет глубоко укоренённая связь с природой и своими традициями, уходящими корнями в далёкое прошлое.
Верховские негидальцы, обитавшие в верховьях реки Амгунь, по праву считаются мастерами охоты. Их основной род занятий — это промысел, связанный с охотой, а рыболовство для них лишь второстепенно. Эти кочевые люди жили в лёгких берестяных чумах, которые легко переносились с одного места на другое, следуя за стадами оленей.
Зимой они устраивали полуземлянки с двускатными крышами, в которых было тепло и уютно благодаря кострам. Олени, разводимые верховскими негидальцами, использовались не только для еды и меха, но и как основное средство передвижения по суровой тайге. Этот народ вобрал в себя элементы культуры эвенков, что отразилось на языке и быту.
Низовские негидальцы, населявшие нижнюю часть Амгуни, в отличие от своих кочевых братьев, выбирали оседлый образ жизни, главным образом занимаясь рыболовством. Их дома — избы, построенные из толстых брёвен с пазовыми соединениями, удивляют своей теплоизоляцией и удобством. Каменные камины, трубы которых прокладывались под нарами, создавали особую атмосферу уюта и комфорта в холодные зимние месяцы, позволяя делать теплые спальные места.
В качестве транспортных средств использовались нарты и волокуши, запряженные собаками — верными спутниками этих людей. Каждая семья держала в среднем до десяти собак, которые помогали в хозяйстве и при перевозке грузов.
Трудности их жизни, однако, не помешали негидальцам развить высочайший уровень ремесел. Женщины, например, с особым вкусом и мастерством шили одежду, которая поражала даже самых искушённых путешественников. Халаты и головные уборы из рыбьей кожи, меховые аппликации, бисер и вышивка — всё это было украшением их повседневной жизни. Нагрудники с металлическими бляшками, украшения из монет и бус — каждый элемент одежды был пронизан гармонией и символизмом.
Но для негидальцев их мир был не просто материальным. В их представлениях о вселенной существовало чёткое разделение на три уровня. Верхний мир был небом, царством бога Бохга, управляющего духами и всеми природными явлениями. Средний мир — это земля, на которой обитали люди, животные и духи, хорошие (свэн) и злые (амбан). И наконец, Нижний мир — подземный, где живут духи предков, с которыми контактируют шаманы.
Огромное внимание в их религиозной практике уделялось духам, олицетворяющим стихии: воды, огня и тайги. Мольбища, устроенные в самых удалённых уголках природы — на хвойных деревьях, скалах или в пещерах — служили местом для бескровных жертвоприношений и ритуалов. Важными атрибутами охотников и рыбаков были амулеты — предметы, в которые, как считалось, заключалась сила животных, и которые помогали им в их тяжёлых трудах.
Особое место среди негидальцев занимали шаманы — посредники между миром людей и духами. Их роль не ограничивалась только проведением ритуалов, они лечили, предсказывали будущее и даже вели погребальные обряды. Все эти обряды сопровождались традиционными атрибутами: бубнами, посохами и статуэтками божеств, а костюм шамана, украшенный рогами, погремушками и бахромой, был настоящим символом их сакральной власти.