Найти в Дзене

Dendy - играют все: тайна светового пистолета

Особой любовью у игроков в приставку Dendy пользовались игры со световым пистолетом. На картриджах "300 in 1", "1000 in 1", "1000000 in 1" и им подобных, как правило, встречались три таких игры: Duck Hunt, Wild Gunman и Hogan’s Alley. Я даже долгие годы была уверена, что других игр-стрелялок разработчики в принципе не придумали. Но в реальности "пистолетных игр" для Famicom (реальное название восьмибитной игровой системы в Японии) и NES (Nintendo Entertainment System - оно же, но в США; нелицензированный клон Famicom/NES, продававшийся в России, и стал всеми любимой "Денди"), действительно, совсем не много. Потому большинство игроков сталкивалось только с теми тремя, о которых упомянула в первом абзаце. Но никто из нас 30 лет назад (боже, какая я старая!..) даже не подозревал об одном: А я расскажу! Устройство, позволяющее игроку пулять по экрану телевизора (а если кто подзабыл, приставки подключались именно к ним - "тюльпанами", то бишь, разъёмами RCA), разработчиком было названо Zapp
Оглавление
"Пистолетные" хиты для "Денди"
"Пистолетные" хиты для "Денди"

Особой любовью у игроков в приставку Dendy пользовались игры со световым пистолетом. На картриджах "300 in 1", "1000 in 1", "1000000 in 1" и им подобных, как правило, встречались три таких игры: Duck Hunt, Wild Gunman и Hogan’s Alley. Я даже долгие годы была уверена, что других игр-стрелялок разработчики в принципе не придумали.

Но в реальности "пистолетных игр" для Famicom (реальное название восьмибитной игровой системы в Японии) и NES (Nintendo Entertainment System - оно же, но в США; нелицензированный клон Famicom/NES, продававшийся в России, и стал всеми любимой "Денди"), действительно, совсем не много. Потому большинство игроков сталкивалось только с теми тремя, о которых упомянула в первом абзаце.

Но никто из нас 30 лет назад (боже, какая я старая!..) даже не подозревал об одном:

КАК ВООБЩЕ РАБОТАЛ СВЕТОВОЙ ПИСТОЛЕТ?

А я расскажу!

Устройство, позволяющее игроку пулять по экрану телевизора (а если кто подзабыл, приставки подключались именно к ним - "тюльпанами", то бишь, разъёмами RCA), разработчиком было названо Zapper.

Выглядел он вот так:

Оригинальный NES Zapper (у меня такой был!)
Оригинальный NES Zapper (у меня такой был!)

Футуристический дизайн выбран не просто так: по идее разработчиков игрушка не должна была быть похожа на реальное оружие.

А вот позже появились пистолеты (по большей части - "пиратские") абсолютно разные на вид:

Специального разъёма для пистолета приставки (по крайней мере, те, которые продавались у нас, клоны японской Famicom, ибо у американских NES всё было иначе) не имели и подключались вместо второго джойстика. (Единственное исключение - Dendy Junior-2, джойстики которой неразрывно соединялись с корпусом, и потому разъём для пистолета всё же пришлось сделать.)

И как часто нам говорили родители (мне подобное озвучивал даже папа-инженер, хотя казалось бы): "Не стреляй в телевизор, кинескоп испортишь!.."

Эх, наивное поколение... В реальности Zapper был абсолютно безопасен, ибо не пистолет пулял в телевизор, а... совсем наоборот.

Дело в том, что в игровое оружие (конкретно - в его ствол) был встроен фотоэлемент, способный улавливать узкий, буквально точечный пучок света.

И вот в момент выстрела на какие-то доли секунды экран телевизора целиком заливался чёрным цветом, ещё через краткую долю секунды примерно на то же мизерное время место, где находилась мишень, закрывалось белым прямоугольником. Человеческий глаз не способен зафиксировать подобные "махинации", и игроку казалось, что с изображением ничего сверхъестественного не происходило. (Здесь поспорю сама с собой: как минимум при игре на эмуляторе закрашивание экрана в чёрный отлично заметно.)

А вот пистолет (точней, его фотоэлемент), "рассмотрев" белое пятно, сигнализировал о попадании.

Вот, вкратце, схема происходящего:

Игрок попал в утку (коллаж с применением скриншотов)
Игрок попал в утку (коллаж с применением скриншотов)

Разблокировано воспоминание...

Мой дядя развлекался (и знатно удивлял нас, детей) тем, что направлял пистолет не в телевизор, а на лакированную дверь шкафа, в которой отражалось изображение на экране. И, конечно же, каждый его выстрел попадал в цель.

Это сейчас я понимаю, что электронному девайсу было фиолетово, откуда сенсор считывает сигнал (в отражении-то происходит ровно то же, что на телеэкране). А тогда, 30 лет назад, ни мы, ни сам мой взрослый родственник секрета фокуса не знали.

Если мишеней было несколько (считается, что максимальное их число - четыре, но обычно предлагалось не более двух), схема чуть-чуть усложнялась: белые прямоугольники подсвечивались по очереди, и чип приставки высчитывал, куда именно попал игрок, исходя из времени выстрела.

Перейдя с ЭЛТ на ЖК-телевизоры, поклонники "Денди" с разочарованием обнаружили, что Zapper с этими устройствами не дружит. Дело в том, что ЖК-экран работает хоть с крохотной (тоже в масипусечные доли секунды), но задержкой. И фотоэлемент пистолета не успевает увидеть белый прямоугольник.

Но технологии не стоят на месте, и потому знатоки уверяют, что сегодняшние модели ЖК-телевизоров столь быстры, что световой пистолет не обнаруживает разницы между ними и ЭЛТ-экранами. Ну, тут только метод проб и ошибок поможет - подключайте Zapper к своей приставке (настоящей восьмибитной или её сегодняшнему аналогу с поддержкой флэш-карт и HDMI) и пытайтесь стрелять во врагов...

Но есть ещё один момент:

ИГРЫ С ПИСТОЛЕТОМ И ЭМУЛЯТОРЫ

Конечно, существуют какие-то USB-пистолеты, подключающиеся к компьютеру. Этот вопрос я, каюсь, не изучала, и если вы знаете, какие "потомки Заппера" корректно работают с эмуляторами, - пишите в комментариях!

А вообще, "пистолетные игры", запущенные на эмуляторе, не требуют никаких пистолетов: стрелять вы сможете... при помощи мышки. Традиционно - левой кнопкой.

К моему удивлению я обнаружила, что попадать в мишени таким образом даже сложнее, чем пистолетом. Наверное, потому, что возюкать мышь по коврику определённо чуть, но дольше, нежели переводить дуло вправо-влево. Потому даже с азартом вчера вечерком популяла в монитор, вспомнив годы былые.

А вообще, можете усадить за игры детства детей: развитие мелкой моторики и ориентации в пространстве гарантировано (ну, понятно, длительность и интенсивность процесса должна контролироваться родителями).

На этом я сейчас поставлю точку. А в следующий раз расскажу о самых популярных "пистолетных играх" - заходите почитать, поностальгируем вместе!