Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

«Учебник рисования» Максима Кантора: роман с миссией и изъянами

номер 24. Максим Кантор "Учебник рисования". 2006 Из цикла «111 великих романов с дефектом» В мире литературы немало книг, которые сразу же обретают ярлык "титанического труда". Они поражают объёмом, амбициями и стремлением объять необъятное. "Учебник рисования" Максима Кантора — как раз из таких произведений. Это роман, который одновременно впечатляет своим размахом и заставляет задуматься: а не заведомо ли обречён был этот труд? Но, что важно, Кантор попытался. Роман сравнивают с "Доктором Живаго" Бориса Пастернака, хотя это конечно выглядит очень спорным. Да, в "Учебнике" есть страстность и пристрастность, размах повествования и душа автора, ощутимая на каждой странице. Но Кантор, в отличие от Пастернака, наполнил свой текст большим количеством политического содержания. На 70% это скорее размышления о состоянии мира, России, искусства и будущем человечества, чем собственно художественный текст. Если вам не по душе длинные философские рассуждения Льва Толстого в "Войне и мире", то
Оглавление
номер 24. Максим Кантор "Учебник рисования". 2006

Из цикла «111 великих романов с дефектом»

В мире литературы немало книг, которые сразу же обретают ярлык "титанического труда". Они поражают объёмом, амбициями и стремлением объять необъятное. "Учебник рисования" Максима Кантора — как раз из таких произведений. Это роман, который одновременно впечатляет своим размахом и заставляет задуматься: а не заведомо ли обречён был этот труд? Но, что важно, Кантор попытался.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Политический трактат или литературная классика?

Роман сравнивают с "Доктором Живаго" Бориса Пастернака, хотя это конечно выглядит очень спорным. Да, в "Учебнике" есть страстность и пристрастность, размах повествования и душа автора, ощутимая на каждой странице. Но Кантор, в отличие от Пастернака, наполнил свой текст большим количеством политического содержания. На 70% это скорее размышления о состоянии мира, России, искусства и будущем человечества, чем собственно художественный текст.

Если вам не по душе длинные философские рассуждения Льва Толстого в "Войне и мире", то, возможно, "Учебник рисования" покажется тяжеловесным. Здесь много "горячих" тем: от деградации современного искусства до политической и социальной катастрофы последних десятилетий. Кантор ненавидит то, что он называет "новой глобальной Империей" и "авангардным искусством", с такой же яростью, с какой Толстой ненавидел Наполеона.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Персонажи — реалистичные, но надуманные

Но это не значит, что в книге нет героев. Они есть, и за их нелепыми, грустными похождениями интересно следить. Более того, внимательный читатель легко узнает за масками персонажей реальные прототипы. Однако герои здесь — не цель, а средство. Они существуют, чтобы быть проводниками авторских идей, и их внутренние миры часто отступают на второй план перед глобальными размышлениями.

Искусство как часть смысла

Название книги — "Учебник рисования" — обыграно вполне осознанно. Кантор не только говорит об искусстве, но и создаёт отдельные главы, посвящённые техникам письма, подготовке холста, институту ученичества. Эти вкрапления работают на общий замысел романа. Но даже если вы оторвете эти фрагменты от текста, они сами по себе прекрасны: они вдохновляют на поход в Третьяковку, желание вновь разглядывать мельчайшие детали картин, словно заново открывая для себя визуальное искусство.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Роман на любителя

"Учебник рисования" — это книга, которую нужно читать, если вы готовы к размышлениям, к спору с автором, к погружению в мир его убеждений. Это роман для тех, кто любит литературу, заставляющую думать и переосмысливать, но это явно не чтение "на пляж".

С одной стороны, "Учебник рисования" — заведомо обречённая попытка создать нечто великое. С другой — спасибо автору, что решился на такой эксперимент! И даже хоть его титанический труд далёк от совершенства, читать его очень интересно. Ведь такие книги напоминают нам, что хорошая литература — это не всегда лёгкость, но всегда вызов.

111 Великих романов с дефектом | Кабанов // Чтение | Дзен