«Скоро ваши рыжие кудри примелькаются и вас просто начнут бить!», доносились из детской крики Фаины Михайловны. До концерта в филармонии оставалось каких-то полчаса, а Маша и Паша категорически отказывались собираться: у них новая игра.
- Знаешь ли, Фаиночка, намедни Матвей Зиновьевич (наш сосед) - кричал я из уборной - сказал мне: «Только тогда, когда комар сядет на твои тестикулы, Филипп, ты поймёшь, что точность гораздо важнее силы». А ведь он служил в ПВО и, кажется, полковник, поэтому лучше прислушайся к его советам и не повышай на детей голоса, голубушка. Попробуй заманить их выгодой, напомни про подарки после концерта, в прошлый раз, например, давали надувные шары.
- Филипп, если ты сейчас же не выйдешь оттуда, клянусь, завтрак до конца дней тебе будет готовить Матвей Зиновьевич.
- Pourquoi pas.
Так прошло утро Фисташковых, а скорее Саламинская битва. Аки Ксеркс наблюдал я за ней со своего трона, но досталось и мне.
Однако ровно в полдень мы с Машей уже сидели в креслах зала Рахманинова и смотрели, как на сцену выходят музыканты «Академии Русской Музыки» с дирижёром Иваном Никифорчиным.
Если первый концерт абонемента "Что такое музыка", с момента которого прошло около двух месяцев, знакомил детей (и часть взрослых) с некоторыми контрастами музыки, то второй обещал рассказ о музыкальных инструментах. Я предвкушал что-то заманчивое, потому как соло в большом коллективе всегда ярко, сочно, а порой и скандально. Вот сейчас вырвутся на волю, извергнутся, как Кракатау, подавленные партитурой ударные и мы услышим Бадди Рича, а труба закружит всех в "Неаполитанском танце". Я ждал раскованности джазового бигбэнда. Всё-то у меня фантазии хулиганские. А если нет... Изрыл душу червь сомнения: что если Маше будет скучно? Ведь она уже знает инструменты и даже смотрела о них замечательный мультфильм. Не превратится ли представление в унылую кошачью лекцию: "а это, мур-мяу, дети, габой"?
Сомнения мои оказались напрасными. Взялись за дело бодро: "Шествие гномов" Эдварда Грига то завораживало детей тихими крадущимися шагами, то пугало раскатами тарелок и тяжёлым дыханием меди.
Позже сопровождаемый "Полётом шмеля" Римского-Корсакова появился новый персонаж, как ни странно, Шмель. Из прежнего состава, как это часто бывает в постмодернистских глэмрок-группах, остались только несколько участников: Кот и Кошка. Остальные, видимо, не выдержали тяжёлой гастрольной жизни и натиска малолетних группи.
Началось представление инструментов. Очень-очень бегло..! Я бы сказал agile. Разве что первой скрипке уделили чуть больше времени (на то она и первая). Этот процесс можно было смело растягивать на два представления, сделав из этого отдельный сюжет, как скажем в мультфильме "Слышать музыку". Без должного внимания осталась любимая моя секция ударных, рояль, и некоторые второстепенные, но излюбленные инструменты, например саксофон (благодарю вас, я осведомлён, что он, как правило, отсутствует в симфонических оркестрах). Запомнились голоса Контрабаса, Фагота и супрематистки Тубы с "Полётом Валькирий" (шёпотом, прикрывая ладонью рот и оглядываясь по сторонам: В-А-Г-Н-Е-Р-А).
Хотя, что же это я напраслину несу, ударные всё же о себе заявили. И как заявили! Под всё нарастающий темп маракасов, барабана и, кажется, треугольника (с первых рядов видна только передняя часть оркестра), в воздух полетели бананы и послышался дикий истошный крик. Это ворвался в фабулу новый персонаж - обезьяна. Безусловно лучшее появление. Уж я забыл про Машу и радовался, как ребёнок, португальская кровь моя бурлила. Браво, ударные! Бриллиант в оправе этого замечательного представления.
Я потерял всякую надежду найти связь с поэмой Александра Сергеевича, речь зашла теперь даже и о "короле-солнце" Людовике XIV, однако появление гостьи из Африки вновь вернуло меня на тропу ассоциаций: уж не намёк ли это на Абрама Петровича? То ли я множу сущности без необходимости, то ли это своеобразная фантазия режиссёра. Как говорил Лёвушка Пушкин, младший брат поэта, «пить следует начинать с утра и более уже ни на что не отвлекаться». Глуп тот, кто ищет второй смысл, там где его нет.
Крещендо представления привело сюжет, на мой взгляд, к его кульминации, а именно переполоху на сцене и захвату дирижёрского пульта Шмелём:
На вопрос о любимых персонажах, Маша ответила, что ей нравится Кошка, потому что у неё розовое платье (это вне конкуренции) и дирижёр, потому что он весёлый. Посему мерси, Иван Никифорчин! Конечно, это было смело, описывать моё же дело. Немного Андре Рьё, знаете ли, ещё никому не вредило.
Зрители услышали "Танец с Саблями" и вновь "Лезгинку" (уже знакомую по первому концерту, но одного раза, очевидно, недостаточно) Арама Хачатуряна. Почему-то всё самое весёлое во время двух представлений происходило под эту музыку. Спроста ли этот ж-ж-ж, то есть полёт шемеля..? Нестерпимо захотелось долма.
Карнавал продолжился исполнением зажигательной "Мамбо" из "Вестсайдской истории" Бернстайна - всё влияние обезьяны, это она привезла в наши заснеженные палестины свои пылкие ритмы.
После представления Маше достался новый трофей - буклет с расположением музыкальных инструментов в оркестре и конверт с наклейками.
Вердикт второму концерту абонемента "Что такое музыка" в Филармонии-2 : 5 фисташек из 5. С детьми и взрослыми можно и, безусловно, нужно.
Второй концерт показался будто бы раскованнее со стороны артистов, от чего представление вышло озорным и несколько бесшабашным. Веселье достойное самой искренней благодарности в адрес музыкантов, актёров и постановщиков.
Третье представление из цикла «Что такое музыка» в феврале обещает танец и песни.
Перечитал всё это строго, противоречий очень много. Что ж, много что ли я всего пишу, а надо было оставить отзыв де "очень понравилось, ребёнок доволен"? Люди работали, надо и ответить подобающе. Почему? А потому всё, что прежде в Москве народ был, а теперь — публика.