Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

ЕГЭ. Равна ли интеллигентность образованности?

Оглавление

Сочинение по тексту Д.С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен!». Вариант 1 сборника ФИПИ-2025 (50 вариантов под редакцией Дощинского)

Дорогие читатели, готовое сочинение будет ждать вас в конце статьи! А пока предлагаю пройти вместе со мной весь путь его создания...

Исходный текст

-2

Анализируем прочитанное

Выделим разными цветами смысловые части исходного текста
Выделим разными цветами смысловые части исходного текста
-4

Сочинения по этому тексту, которые попадались мне, категорически меня не устраивают выявленной связью и её анализом. Из логики самого Лихачёва ясно: он иллюстрирует свою идею о том, что необразованный человек может быть интеллигентным, конкретным примером из жизни крестьян русского Севера. Ну как две эти идеи могут друг друга дополнять...

Вот какие пары примеров с разными связями нашла я:

Доказывает эта пара позицию Лихачёва? Не совсем. Хотя она имеет право на существование и логически вяжется с проблемой / позицией
Доказывает эта пара позицию Лихачёва? Не совсем. Хотя она имеет право на существование и логически вяжется с проблемой / позицией
Вот так уже лучше. Какая-то конкретика во втором примере появилась
Вот так уже лучше. Какая-то конкретика во втором примере появилась
Тоже пойдёт. Между двумя идеями автора возможно разглядеть дополнение
Тоже пойдёт. Между двумя идеями автора возможно разглядеть дополнение
Шик и блеск, полная доказательность, подробно иллюстрирующая позицию автора
Шик и блеск, полная доказательность, подробно иллюстрирующая позицию автора

Предлагаю три варианта рассуждения: более простое, но подробное — со связью противопоставление и более трудные по композиции, но лаконичные — с уточнением / подтверждением.

Сочинение 1 (противопоставление)

Равна ли интеллигентность образованности? Над этим вопросом предлагает задуматься Д.С. Лихачёв.

Размышляя над поставленной проблемой, автор приходит к выводу: интеллигентность проявляется «не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого», поэтому её нельзя приравнять к образованности.

Чтобы доказать свою мысль, Д.С. Лихачёв задумывается над распространённым представлением людей об интеллигентности. Большинство считает, что «интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование», овладел несколькими языками и много путешествовал. Становится ясно, что зачастую люди приравнивают интеллигентность к образованности, оценивают воспитанность человека глубиной его знаний и культурного опыта.

Однако автор опровергает идею, укоренившуюся в обществе. Он утверждает, что подлинно интеллигентный человек останется таковым даже тогда, когда он лишится «всех ... знаний, образованности», памяти о «классиках литературы», о «величайших произведениях искусства» и о «важнейших исторических событиях». При отсутствии всего этого культурного багажа с ним останется «восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё», а самое главное — способность «понять характер и индивидуальность другого человека». Можно сделать следующий вывод: интеллигентность сохраняется в характере, несмотря на отсутствие широких познаний.

Второй пример противоположен по смыслу первому: в обществе укоренилась мысль о том, что интеллигентность измеряется образованностью человека, но Д.С. Лихачёв, проведя мысленный эксперимент, убеждает читателя в обратном. Знания не являются единственным или главным показателем воспитанности: гораздо важнее наличие таких черт характера, как способность к сопереживанию, заинтересованность произведениями культуры, эстетический вкус.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, далеко не каждый образованный человек является интеллигентным. Так, Евгений Онегин, главный герой одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина, обладает обширными познаниями, читает серьёзные книги, ходит на театральные постановки и посещает балетные спектакли. Но всё-таки поступки молодого человека не позволяют считать его подлинно воспитанным: его пренебрежение к деревенским жителям, холодность с искренне полюбившей его девушкой, эгоистичное отношение к другу, которое привело к дуэли и гибели Ленского, перечёркивают все достоинства героя. Онегина нельзя назвать интеллигентным, так как никакое образование не компенсирует нехватки такта, внимания к чужим чувствам, уважения к окружающим.

Подводя итоги, хочу ещё раз подчеркнуть мысль автора о необходимости воспитывать в себе интеллигентность. Работа над собой не должна прекращаться ни на минуту, даже когда человек получил достойное образование. Не меньшего внимания требует развитие духовных качеств: сочувствия, любви к миру, неиссякаемого стремления к красоте.

Разбор сочинения 1 по этапам
Разбор сочинения 1 по этапам

Сочинение 2 (уточнение)

Равна ли интеллигентность образованности? Над этим вопросом предлагает задуматься Д.С. Лихачёв.

Автор убеждён: интеллигентность и образованность не одно и то же, так как интеллигентность проявляется «не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого».

Чтобы доказать свою мысль, Д.С. Лихачёв говорит о том, что подлинно интеллигентный человек останется таковым даже тогда, когда он лишится «всех ... знаний, образованности», памяти о «классиках литературы», культурного опыта. Такая личность может не утратить «любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё», а самое главное — способность «понять характер и индивидуальность другого человека». Можно сделать следующий вывод: интеллигентность сохраняется в характере, несмотря на отсутствие широких познаний.

Далее Д.С. Лихачёв рассказывает о жизни крестьян русского Севера. Необразованные люди «умели ценить хорошие песни» и «рассказывать "бывальщину"», «жили упорядоченным бытом», отличались гостеприимством и приветливостью, относились с пониманием «и к чужому горю, и к чужой радости». Эти качества крестьян автор считает показателем настоящей интеллигентности. Становится ясно, что необразованные северяне обладают подлинной воспитанностью.

Второй пример уточняет первый: вначале автор высказывает мысль о том, что человек без образования может сохранить интеллигентность, а затем он подтверждает свою идею конкретным примером — описанием быта крестьян русского Севера.

Я разделяю мнение автора и думаю, что далеко не каждый подлинно интеллигентный человек имеет хорошее образование. Подтверждение этой мысли можно найти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Тульский мастер самостоятельно научился тонкому искусству и сумел подковать микроскопическую стальную блоху, изготовленную англичанами. Левша, несмотря на происхождение и отсутствие образования, искренне любил Родину и делал всё для её процветания, отличался упорством и трудолюбием, скромностью и самоотверженностью. История оружейника позволяет понять, насколько интеллигентными и благородными могут быть простые люди, представители русского народа.

Подводя итоги, хочу ещё раз подчеркнуть мысль автора о необходимости воспитывать в себе интеллигентность. Особого внимания требует развитие духовных качеств: сочувствия, любви к миру, неиссякаемого стремления к красоте.

Разбор сочинения 2 по этапам
Разбор сочинения 2 по этапам

Сочинение 3 (подтверждение)

Равна ли интеллигентность образованности? Д.С. Лихачёв считает, что «образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового». Таким образом, эти понятия невозможно приравнять друг другу.

Чтобы доказать свою мысль, автор говорит о том, что воспитанный человек может не получить образование, но при этом он будет терпеливым и вежливым по отношению к окружающим, так как «интеллигентность не только в знаниях, но и в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом...». Можно сделать вывод: интеллигентностью и воспитанностью способен обладать человек без образования.

Далее автор подтверждает размышления примером из собственной жизни. Крестьяне русского Севера не получали хорошего образования, но, несмотря на это, «они соблюдали удивительную чистоту в своих домах..., были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости». Итак, люди, которые раньше не учились, всё равно вели себя достойно по отношению к гостям, вели упорядоченный быт.

Второй пример подтверждает мысли, высказанные в первом: описание жизненного уклада крестьян русского Севера помогло понять, что даже человек без образования может быть подлинно культурным.

Я разделяю мнение Д.С. Лихачёва и считаю, что интеллигентность не равна образованности. Обладая знаниями, люди могут быть очень грубыми, невежественными и невоспитанными. Говоря об этом, не могу не вспомнить роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой читает серьёзные книги, ходит на театральные постановки и посещает балетные спектакли. Но всё-таки поступки молодого человека не позволяют считать его подлинно воспитанным: его пренебрежение к деревенским жителям, холодность с искренне полюбившей его девушкой, эгоистичное отношение к другу, которое привело к дуэли и гибели Ленского, перечёркивают все достоинства героя. Онегина нельзя назвать интеллигентным, так как никакое образование не компенсирует нехватки такта, внимания к чужим чувствам, уважения к окружающим.

Таким образом, человеку следует совершенствоваться не только интеллектуально, но и духовно: воспитывать в себе сочувствие, понимание и тактичность, неиссякаемое стремление к красоте.

Разбор сочинения 3 по этапам
Разбор сочинения 3 по этапам

-12

📝 Спасибо за обратную связь! Буду рада вашим пожеланиям, предложениям и коррективам в комментариях 💜

Какое сочинение вам понравилось больше? Делитесь своими мыслями)