В землях Тюрингии, Австрии и Германии существует интересный обычай, практически не встречающийся в других странах.
Обучение немецких первоклассников начинается с вручения школьникам шультютте (Schultutte)- «школьного мешка», своеобразного «подарка первокласснику» в виде бумажного конуса с мягким верхом с завязочками, наполненного приятностями.
Немецкие дети верят, что когда на дереве в саду учителя появляются шультютте с их именем, они готовы идти в первый класс.
Есть другое наименование -«цуккертютте» (Zukertütte- «сладкий(сахарный) мешок»), потому что раньше шультютте наполняли разными сладостями и конфетами.
Шультютте предназначен, чтобы подсластить столкновение ребенка с реальностью, в которой немецкие школьники учатся 12 или 13 лет(!).
Традиция вручать первоклассникам «фунтик» со сладостями зародилась в Саксонии и Тюрингии в XIXв. Первые шультютте первоклассникам вручали в Йене в 1810г, в Дрездене в 1820г и в Лейпциге в 1836г.
Родители приносили фунтики со сладостями в школу и развешивали на особом дереве Schultuttebaum («Дереве шультютте»).
Каждый первоклассник получал кулек со своим именем, наполненный крендельками и конфетами.
В Краеведческом Музее г.Йена открылась выставка «Schulanfang und Zukertütte”- «Начало учебного года и сладкий фунтик», рассказывающая о первом учебном дне немецких школьников.
На выставке можно увидеть экспонаты из обширной коллекции Ганса Гюнтера Лёве, собранную за 30 лет: школьные фунтики прошлого и настоящего, чертежи больших деревянных шаров, придающих нужную форму шультютте, фотографии первого дня и расписание уроков.
Из крупных городов модная традиция распространилась за их пределы, перебравшись в соседние Австрию и Чехию. Популяризация шультютте началась после выхода «Книги о сахарном кульке» в 1852г в Дрездене. Закрепил традицию «Закон об обязательном школьном образовании»1871г. Учеников стало больше, потребовалось больше фунтиков.
И если вначале шультютте дарили крестные и родители, самостоятельно изготавливая фунтики, то после принятия «Закона об обязательном школьном образовании» процесс поставили на поток. С 1910г их начали изготавливать на фабрике в городе Виза.
Размер шультютте подчеркивал статус владельца. Обычные фунтики были 70-85см в длину, но некоторые родители старались подарить наиболее объемный кулек, доходивший иногда до 100см.
Учителя такой подход осуждали. Величина и наполнение шультютте зависели от дохода родителей, что провоцировало нездоровую обстановку в классе. Были попытки запретить фунтики. Но запреты не поддержали. Попытки национал- социалистов унифицировать школьные шультютте тоже не прошли.
В любом немецком фотоальбоме прошлого и настоящего обязательно присутствует фотография ребенка с шультютте с пояснением: «Мой первый день в школе».
В немецком варианте Википедии (этого нет в русскоязычной версии), в статье о Schultütte указано, что "сладкая традиция" уходит корнями в еврейскую культуру. Когда еврейскому мальчику исполнялось три года, после первой стрижки обшерниш, его отправляли в хедер, начальную еврейскую школу. Там он обучался чтению, водя пальчиком по политым медом страницам книги. Слизывая с пальчика мед, ребенок постигал сладость Торы. С этой же целью в первый школьный день еврейским детям раздавали медовые пряники в форме еврейских букв, а мамы пекли медовый пирог. В зажиточных домах мальчикам продолжали подбрасывать конфеты по дороге в хедер, говоря, что эти конфеты с неба от ангела Михаэля.
Даже в период Мировых Войн традиция дарить шультютте не прерывалась как показатель стабильности. Только за неимением сладостей начинка шультютте могла состоять из картофеля, газет и даже сена, о чем можно прочесть в дневниках и мемуарах бывших школьников. Главное, ребенок шел с шультютте!
Кристиане Кантау вспоминает: «Однажды я прочитала, что на дно конуса положили деревянную обувь. Но мы видим, что этот символ для начинающих школьников был настолько важен, что никто не хотел обходиться без него».
Современные шультютте изготавливаются родителями или покупаются в любом кондитерском или канцелярском магазине.
Иногда их изготавливают сами будущие школьники в детском саду, украшая любимыми сказочными героями и зверюшками, блестками, лентами, фотографиями ребенка. Главное- от души и максимально броско.
Наполнение шультютте тоже поменялось.
Они могут хранить в себе школьные принадлежности, небольшие игрушки, конструктор и легкие сладости типа маршмеллоу, зефира и пастилы. Содержимое может состоять из подарочных купонов, билетов в кино и аквапарки и даже пустых коробок от игрушек (содержимое оставляют дома).
Но осталось неизменным: ребенок сам несет в школу шультютте, фотографируется с ним и отдает на хранение родителям, которые «стерегут сокровище», пока первоклассники знакомятся с учителем и одноклассниками.
Открывать заветный фунтик полагалось дома, после прошедшего школьного дня.
В Западной Германии шультютте начали дарить в 1950-х годах.
Как писала выше, эта традиция исключительно немецкая. Шультютте показывал ребенку, что его статус поменялся и примирял с обязанностью посещать школьные занятия.
О шультютте можно прочесть в книге Эриха Кёстнера «Когда я был маленьким», где я впервые прочитала об этой интересной традиции еще обучаясь в школе.
А еще в Германии выпускали куклу-первоклассницу с шультютте в руках.
А вам нравится эта традиция?
Иллюстрации взяты из интернета. Ваши лайки улучшают вашу Карму.