С таких слов начиналась записка командира танка БТ-5 с бортовым номером 9 из 1-й роты 205-го танкового полка 67-й армии Ленинградского фронта младшего лейтенанта Налетова Павла Степановича, которая была адресована начальнику штаба этого полка гвардии майору Забратынскому.
22 июля 1943 года в первый день Мгинской наступательной операции его танк был подбит, но младший лейтенант Налетов с экипажем шесть суток оборонял свой танк, отбив 9 немецких контратак и уничтожив при этом до 75 солдат и офицеров противника, 1 минометную батарею с прислугой, два пулемета, а также вел бой с танком "Тигр", «...который сожжен».
26 июля 1943 года Налетов сумел передать донесения в штаб полка о своем положении: «Сообщает вам мл. лейтенант Налетов из коробки № 9. Сижу в обороне, отбиваю контратаки немцев, пока здоровы все, за исключением того, что водитель получил контузию...
Коробка могла бы выйти своим ходом в тыл, но перекресток обстреливается слонами, с первого выстрела коробки взлетают на воздух...
Настроение экипажа хорошее. Ждем ваших решений...»
Противником танкистов 205-го танкового полка, которые в этих боях поддерживали наступление 45-й гвардейской стрелковой дивизии, были "слоны" из 2-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Именно так из-за эмблемы батальона в первой половине 1943 года в войсках Ленинградского фронта именовались немецкие тяжелые танки Pz.Kpfw.VI "Тигр".
205-й танковый полк сформирован на основании Директивы штаба БТ и МВ Ленинградского фронта № 064830 от 13.07.1943 года на базе 86-го, 118-го и 507-го огнеметного отдельных танковых батальонов.
Командиром полка был назначен бывший заместитель командира 1-й Ленинградской Краснознаменной танковой бригады подполковник Абрамов Василий Федорович, а начальником штаба гвардии майор Забратынский Василий Федорович.
Оба офицера ранее служили вместе в 125-й танковой бригаде и отличились в декабре 1941 года в боях под Красным Бором.
Согласно сведениям из документов, которые выложены в настоящее время на сайте "Память народа", материальную часть - 41 танк БТ (31 БТ-5 и 10 БТ-7) и один Т-34 - полк получил из 260-го танкового полка и 152-й танковой бригады.
Уже 22 июля 1943 года свежесформированный полк пошел в бой. Вместе с 46-м гвардейским тяжелым танковым полком прорыва он должен был подержать наступление стрелковых полков 45-й гвардейской стрелковой дивизии в районе треугольной развилки железных дорог около Рабочего поселка №6.
В ходе шестидневных боев 205-й ТП потерял 26 танков БТ сгоревшими и разбитыми артиллерией противника. Погибло 28 танкистов, т.ч. 10 человек начальствующего состава.
Вечером 24 июля 1943 года осколками вражеского снаряда был убит командир полка подполковник Абрамов. В командование 205-м танковым полком вступил заместитель командира по строевой части майор Лобанов Нил Иванович.
Согласно информации из отчетных документов 205-го танкового полка, за период шестидневных боев полк уничтожил один танк "Тигр", было подбито 2 легких танка, уничтожен склад боеприпасов, 2 ПТО, 1 самоходная пушка, 12 пулеметов, 6 минометов, 7 ДЗОТов и до батальона солдат и офицеров противника.
В дальнейшем, 205-й ТП в начале августа 1943 года был выведен в резерв и передал оставшуюся роту танков БТ в 46-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва.
За проявленные мужество и отвагу в июльских боях 1943 года 64 танкиста из 205-го танкового полка были награждены орденами и медалями, из них подполковник Абрамов посмертно и младший лейтенант Налетов были удостоены ордена Отечественной войны 1 степени.
Командир роты тяжелых танков 94-го гвардейского тяжелого танкового полка 30-й гвардейской тяжелой танковой бригады гвардии старший лейтенант Налетов Павел Степанович прошел благополучно всю войну. За отличия в бою он был награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды.
Но уже после войны 17 июля 1945 года в ходе тактических учений в результате отката орудия гвардии старший лейтенант Налетов погиб. Похоронен в Германии.
И насчет сожженного "Тигра" из июльского 1943 года наградного листа на младшего лейтенанта Налетова. В отчетных документах 205-го танкового полка говорится, что сгоревший "Тигр" был уничтожен в результате "группового огня". Возможно, также этот групповой огонь вели подразделения не только 205-го танкового полка.
В немецких документах(?) 502-го батальона, которые сейчас размещены на разных ресурсах общедоступной сети Интернет, подтверждается уничтожение в тех боях, как минимум, одного "Тигра" - "2 августа 1943 года один увязший "Тигр" 2-й роты пришлось взорвать на нейтральной территории".
Возможно, этим "Тигром" был сфотографированный в августе 1943 года в районе Арбузово - Невская Дубровка танк с бортовым номером 221, у которого в результате взрыва вырвало крышу башни. Позже этот танк был эвакуирован армейской эвакуационной ротой 67-й армии и привезен в Ленинград.
На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/121391.html) в 2019 году. Публикуется с исправлениями и дополнениями.
Список источников:
1. Документы Управления БТ и МВ 67-й армии, 45-й гвардейской стрелковой дивизии и 205-го отдельного танкового полка (сайты Память народа и ОБД Мемориал);
2. Аукционы eBay.