Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

"Две женщины". Д. Сухарев и ироничное отношение к смерти

Большинство философских вопросов не имеет конечного ответа. В том числе, вопрос о смерти. Поэтому каждый человек вынужден снова и снова на разных этапах жизни искать собственный, подходящий сейчас ответ. Кто-то бунтует и отрицает конечность жизни, кто-то тревожится и избегает темы, кто-то грустит, кто-то ужасается, кто-то стоически переживает (или, напротив, не переживает), и так далее. Многое зависит и от культуры, в которой живет человек. Например, индейцы на вопрос о смерти, вероятно, безразлично пожали бы плечами. Их отношение к смерти я описывал в отдельной статье и даже пытался (довольно безуспешно) что-то присвоить себе, сочинив следующее напоминание-призыв: Принимая законы Пираха,
Отрекаюсь от вечного страха
Смерти, хвори, разлуки, оков.
Всё, что будет - моё. Путь таков. Иногда очередной подходящий тебе "мини-ответ" можно обнаружить не в философской или религиозной литературе, а в легкой, не претендующей на истину песне, или в стихах. У художественных произведений (особенно у к

Большинство философских вопросов не имеет конечного ответа. В том числе, вопрос о смерти. Поэтому каждый человек вынужден снова и снова на разных этапах жизни искать собственный, подходящий сейчас ответ. Кто-то бунтует и отрицает конечность жизни, кто-то тревожится и избегает темы, кто-то грустит, кто-то ужасается, кто-то стоически переживает (или, напротив, не переживает), и так далее. Многое зависит и от культуры, в которой живет человек. Например, индейцы на вопрос о смерти, вероятно, безразлично пожали бы плечами. Их отношение к смерти я описывал в отдельной статье и даже пытался (довольно безуспешно) что-то присвоить себе, сочинив следующее напоминание-призыв:

Принимая законы Пираха,
Отрекаюсь от вечного страха
Смерти, хвори, разлуки, оков.
Всё, что будет - моё. Путь таков.

Иногда очередной подходящий тебе "мини-ответ" можно обнаружить не в философской или религиозной литературе, а в легкой, не претендующей на истину песне, или в стихах.

У художественных произведений (особенно у короткой формы) есть своеобразная фишка - их содержание всегда усиливается формой - ритмом, рифмой, темпом, музыкальным сопровождением, манерой исполнения. Всё это создает дополнительную глубину на чувственном уровне, и чаще такой формой проникаешься гораздо сильнее, чем рациональными рассуждениями. Ну и в память такая форма врезается основательнее.

Делюсь последним понравившимся мне "мини-ответом" - стихотворением барда Дмитрия Сухарева "Две женщины" (позднее Никитины написали музыку и исполняли одноименную песню).

Сюжет донельзя простой - две женщины едут в поезде и играют в карты.

Две женщины проснулись и глядят –
Проснулись и глядят в окно вагона.
Две женщины умылись и сидят –
Друг дружку наряжают благосклонно.

Далее выясняется, что одна из женщин - "не совсем" женщина...

Две тайны примеряют кружева,
Им так охота выглядеть красиво!
Одна из них пять платьев износила –
Она пять лет на свете прожила.

Одна пять лет на свете прожила
И повидала разного немало.
Другая пять смертей пережила
И пятый свой десяток разменяла.

Контраст в возрасте играет ключевую роль в песне и ярче подчеркивает основную мысль:

И карты сообщают так немного,
И так земля летучая легка,
И так длинна, так коротка дорога,
Что можно спать, не слушая гудка.

В моменте мне очень понравилась эта позиция: в конечном счете, жизнь либо настолько мимолетная, либо, напротив - настолько тягучая и бесконечная (можно вспомнить И. Бродского с его "Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной..."), что можно об этом всерьез и не задумываться и спокойно "спать, не слушая гудка".

Спасибо за уделенное время!

Статья написана в рамках цикла "От Выготского к Высоцкому".

Навигатор по статьям

Психолог Роман Мотькин
Запись на консультацию

Автор: Роман Мотькин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru