Отвечаю сразу - можно! Вопрос лишь в том, что даст подобная экономия?
Один из читателей в своём комментарии, утверждал что в кастомных сборках, есть широкое пространство для экономии, и такие именитые каналы как «КитайВелик» или «Доктор Гонзо», наглядно это доказывают. В целом читатель прав, так как такие маркет-плейсы как «Озон» или «АлиЭкспресс», предоставляют широкие возможности для закупки запчастей по низким ценам. Но как всегда, существует небольшой нюанс, о котором мы и поговорим.
Начнём с примера старой, но не теряющей своей актуальности сказки, о том как заказчик, решил сшить несколько шапок из одной шкуры. Принимая заказ, мастер уточнил лишь о технической возможности сшить несколько шапок из шкуры, рассчитанной на одну полноценную. Но, как это часто бывает, заказчик услышал только то, что хотел услышать, и в итоге получил свой заказ, который в жизни был не применим. С кастомными сборками получается похожая ситуация.
Давайте для начала определим главную цель кастомной сборки - собрать велосипед, который будет превосходить по надёжности и качеству большинство заводских сборок. Проще говоря, благодаря ручной сборки «с нуля», вы поставите на раму то что считаете нужным, согласно личных финансовых возможностей и знаний. Следовательно, любая попытка как можно сильнее сэкономить в данной ситуации, приведёт ваш байк к состоянию аналогичному заводским сборкам. Тут пытливый читатель задаст вполне закономерный вопрос - А что не так с заводскими сборками?
В целом, с ними все хорошо, при условии что общая стоимость вашего байка варьируется от 30 до 90 тысяч. Но, даже при такой цене, у производителя есть масса способов для экономии. Взять к примеру колеса. Обычно на брендовых велосипедах, стоят обода среднего уровня, рассчитанные на то что при редких чрезмерных нагрузках, обод не погнется. Тем не менее, это не спасает обод от человеческого фактора, особенно тех владельцев, что будучи не в теме но уверенны в том, что потраченная сумма на байк, это гарантия повышенной эксплуатации. Я уже молчу о том что исключительно кросс-кантрийные модели, предназначенные для обычной езды по асфальту и пересеченки, используют для легких прыжков и т.д.
Приведу наглядный пример. Приехал клиент на велосипеде Стелс, купленном в магазине 2 года назад. Недавно он заменил колеса в другом магазине. И вот на новом колесе (не прошло и трех недель с момента покупки), образовалась приличная восьмерка. Для тех кто понимает скажу, колесо собрано на базе довольно хорошего обода weinmann Taurus 2000, спиц нержавейка, ниппели латунь, втулка обычная на насыпи. Спрашиваю о причине появления восьмёрки - ехал с лестницы. А эти обода для такого не предназначены. Хорошо что просто деформировался. Обычно такую проблему можно решить путём выравнивания обода за счет натяжки одних, и ослабления других спиц. Но, тут ещё зависит от того кто и как собирал это колесо. А колесо было явно перетянуто, что отражалось на треске ниппелей под нагрузкой (смазки в ниппелях не было совсем), и невозможности некоторых спиц увеличить натяжку. В итоге я выровнял 8-ку, но не идеально, так как сработали два фактора:
- некачественная сборка колеса;
- неправильная эксплуатация.
Для чего я привёл данный пример? Для того чтобы появилось ясное понимание того, что в большинстве поломок, виноват сам владелец велосипеда, не интересующийся тем каким нагрузкам его можно подвергать, а каким лучше не стоит. Иногда с иронией наблюдаешь за тем как владелец огромного и мощного джипа, старательно объезжает маленькую ямку на асфальте, видимо опасаясь серьёзного ценника в мастерской, хотя изначально джип и заточен на преодоление таких препятствий. Зато владельцы великов, считают что могут убивать их как хотят, ведь велик не машина? Потом многие пишут в комментариях, будто мастера только и ждут того как бы заработать на несчастных пользователях. При этом я в своем блоге неоднократно выкладывал статьи о том как самому заменить камеру или покрышку (реальная экономия денег), почистить и смазать цепь, собрать колесо и т.д. Но в веломагазин упорно продолжает приходить внушительный процент тех кто берет с собой камеры или колесо в натуральном виде, чтобы купить камеру или покрышку, не зная что размер её указан на самой покрышке. Грубо говоря у многих ума не хватает посмотреть эти цифры. А ведь на тех же камерах далеко не всегда указан размер. Но виноват всегда механик и его якобы очевидная в глазах вело-обывателя жадность. Те кто поопытнее, обычно интересуются велосипедом чуть больше и как правило быстро избавляются от «детских велоболезней».
Но, переходим к цифрам. Обычно стоимость заводского стокового обода, равна 500-1000 рублей. Однако стоит взять обод от 2000 до 4000 рублей, как надёжность колеса, при условии что спицы будут из нержавейки, ниппеля латунные а втулка на промах, возрастает в разы. Тот же принцип действует и на все остальные узлы, будь то вилка или тормоза. Да та же самая рулевая колонка. Обычно ставят обычные полу-интегрированные рулевые на сепараторных подшипниках вместо промов (их ставят даже на CUBE стоимостью 130-150 тысяч). Её цена на маркет-плейсе - 300-500 рублей. А цена рулевой на промах, где-то на 500 р дороже. Это огромная разница? Нет. Зато в надёжности преимущество на лицо. С тормозными системами происходит тоже самое.
Да, гидравлика от Шимано начального уровня марки МТ-200, сейчас стоит не очень дорого, в среднем 3000 рублей за комплект. И если сравнивать её с любой китайской, которую сейчас любят ставить на бюджетные модели, то разница не в пользу Китая. Однако, самая частая ошибка это заказ и установка новой гидравлики на старые и дешёвые ротора. Либо заказ новых роторов, но чтобы покрасивее и подешевле. Те, кто занимаются кастомными сборками, как правило обладают достаточным объёмом знаний в велосипедном железе, понимая разницу как в качестве железок, так и в их стоимости. Те обзоры железок с «озона» или «Алика», которые делают на известных каналах (честь им и хвала за их труд), это лишь примеры отдельных узлов, но никак не прямое руководство к действию. Если скажем вы заменили свой родной узел на новый, то как правило он будет надёжнее предыдущего, но при этом не улучшит весь велосипед разом. Еще раз повторю - кастомная сборка предполагает полную концепцию самой идеи сборки. В противном случае можно обойтись простым апгрейдом, причем апгрейд трансмиссии это самый недорогой способ обновить свой велосипед. Правда тут нужно понимать зачем вам он нужен в принципе?
В своей работе очень часто сталкиваюсь с тем, что просят заменить трансмиссию целиком, так как выгодно купили групсет. Да, очень часто бывает так что групсеты в сборе стоят дешевле чем по отдельности. Но, не будем забывать какие расходники входят в комплект. Как правило это дешёвая кассета и цепь, а иногда и откровенная подделка. И вот это вам «впаривают» под видом готового решения. Прозрение наступает при необходимости замены расходников. Ведь согласитесь что стоимость кассеты и цепи на 8,будет отличаться от 10 скоростей, не говоря уже об 11 или 12. А какие преимущества вы обрели? Пользуетесь ли вы полным диапазоном передач?
Не секрет, что многие Китайские производители уже вовсю штампуют аналоги тех или иных узлов от именитых брендов, которые стали именитыми не на пустом месте а благодаря качеству своих изделий. Возьмём тот же самый вынос руля на 31,8. Есть вынос британской фирмы FUNN стоимость которого от 3 до 4500 рублей. Его внешний аналог стоит 300-600 рублей. Казалось бы, зачем платить больше? Если речь идёт об обычной езде, то незачем. Но если вы даёте нагрузку сильнее, то тут и скрывается та самая разница. Дело в том что вынос FUNN выфрезирован из цельного куска алюминия, в то время как его аналог просто выливается в форме и потом шлифуется. Надёжность такого изделия равно-пропорциональна способу производства. Да и к тому же, одно дело разработать вынос с учётом всех нагрузок и испытаний, и совершенно другое - скопировать внешний вид.
Даже наличие большого количества промышленных подшипников, не гарантирует высокого качества. Для тех кто не в курсе поясню. Практически все велосипеды заводского производства, комплектуются самыми простыми седлами и педалями, которые называются «тестировочные». Считается что в течении месяца, владелец определится с моделью и заменит стоковые педали или седло. Раз так, покупаем китайские педали от 1000 до 2000 и будет нам счастье, или нет? Вопрос, а почему тогда некоторые производители, продают свои педали всего с одним пром.подшпников в комплекте (против 2-х, 3-хи даже 4-х) по цене от 3000 и выше, когда полно Китайских конкурентов? А ответ простой. Эта конструкция банально лучше выдерживает нагрузки. Я видел кучу подобных педалей, которые начинают люфтить уже через год активной эксплуатации, а потом приходится их менять. Тут все определяет опыт. У мастера который все время работает с различным железом, есть масса возможностей наблюдать за состоянием тех или иных железок. Я к примеру часто спрашиваю у заказчиков, когда именно приобретался узел и как часто он подвергался нагрузкам. У обычного пользователя такого опыта нет, а на каналах вам о последствиях никто не расскажет, ведь задача в другом, сделать красивый обзор ради контента.
Про разницу в качестве велосипедных втулок и вовсе молчу. Да, есть удачные модели, чьё качество подтверждается временем и менее частым обращением в мастерские. Но в некоторых моделях при казалось бы одинаковых параметрах, бывают очень обидные технические ошибки, далеко не всегда связанные с желанием экономить. Просто одно дело копировать у других, и другое разрабатывать самому. Взять к примеру старый тип втулок KOOZER у которых оси всего за год лопались под нагрузкой. Только потом они заменили старые оси на новые из хромолевой стали и увеличили толщину металла. Однако какие пользователи знают об этом, если перед вами два типа втулок. Одни стоят от 5 до 7 тысяч за комплект, а другие всего 3000. При этом у обоих типов одинаковое количество собачек, подшипников и материал барабана. Обыватель конечно возьмёт подешевле а потом переплатит и не раз. Или к примеру откуда вы узнаете что в последнее время, качество подшипников у поверенных временем втулок NOVATEK все хуже и хуже? Это знает лишь мастер, сталкивающийся сам и общающийся со своими коллегами. А уж о таких нюансах как необходимость специальной кассеты на основе алюминиевого паука под такой же барабан, обыватель и вовсе не знает. Хотя информации сейчас полно и она в открытом доступе. Было бы желание. Однако как в той сказке, каждый выбирает только ту часть информации, которая ему больше необходима. И если приоритет за ценой, то уверяю вас, это не надолго.
Да, у Китайских производителей бывают удачные модели, аналоги и даже собственные разработки. Но чтобы знать о них нужно в этом варится самому, и иногда лично тестировать те или иные модели. Приведу конкретный пример - как-то нашел на Али прекрасный карбоновый двух-болтовой подседельный штырь. На вид - красавец. На вес - пушинка. Поставил на свой велик и месяца два тестировал пока он не треснул у основания. Просто треснул. При этом цена у него была равна стоимости хорошего алюминиевого. Больше такие не покупал и конечно не советовал другим. Об этом вам кто-то расскажет на канале? Нет.
Если говорить уж совсем откровенно, то при правильной эксплуатации и регулярном ТО, вел с 8 скоростной трансмиссией, у которого колеса на насыпи но есть кассета от Шимано, переклюк уровня ACERAили ALTUS, нормальные механически тормоза, хорошая система под квадрат (не обязательно с разборными звездам), с отдельными манетками от Шимано и тормозными ручками, будет работать годами. Да, весить он будет как обычный, в горку ехать не очень легко благодаря ограниченному диапазону нижних скоростей. Но тем не менее, такой вел может прожить спокойно до 15 лет. Беда многих велосипедов подобного уровня, часто кроется в самом владельце, который либо забивает «болт» на обслуживание (и приходит в мастерскую только когда вел встал), либо использует его как загнанную лошадь.
А теперь ещё раз вернёмся к смыслу кастомной сборки. Кастомная сборка это не попытка сэкономить (для этого есть заводские велики или Б/У на Авито), это попытка собрать более надёжную модель, под изначально завышенные требования. Все остальное это апгрейд текущего положения велика. Собирать кастомный велосипед из заведомо дешёвых запчастей, это путь в никуда. Потребность всегда исходит из необходимости. Велосипед это тот же инструмент для вашего хобби (либо профессионального увлечения). Если вы достигли уровня, при котором появляется необходимость в более надёжном инструменте, тогда есть смысл собирать кастом. Во всех остальных случаях, лучше обойтись тем что есть, или купить в магазине.
На этом у меня все, спасибо!
До новых встреч!
Владислав
вело-мастерская YASTREB CASTOM
г.Ростов-на-Дону
ноябрь 2024
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom