Домовой (домовой, домово́йко, домовой дед) — в славянской культуре он представляет собой духа домашнего очага и защитника, который заботится о благополучии семьи, а также о здоровье людей и домашних животных. Обычно домовой описывается как маленький старичонка ростом около 30 см с длинной и седой бородой. Существовало поверье, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами.
Мифология
Архетипы, рассказывающие о циклах жизни человека, таких как рождение и смерть, часто встречаются в описаниях духа-хозяина дома. В более широком смысле, домовой воспринимается как коллективная душа или средоточие душ, которая принадлежала родовой общине. Таким образом, будучи духом предков, домовой был связан с семьей узами родства и крови. Так как дух являлся олицетворением защиты дома и сущностью огня, он объединял членов семьи общим кровом и общим домашним очагом.
Так как домовой является главой большой патриархальной семьи, он радеет о благополучии и защите каждого члена общины. Домашний дух, зная о предстоящей утрате, плачет, сочувствуя близким хозяевам прежде, чем событие случилось. Духу не чуждо сострадание и милосердие. Мифы свидетельствуют о том, что между домовым и женщиной, ожидающей или уже родившей ребенка, существует тесная и таинственная связь. Традиционно, в рассказах особенно отмечается забота домового о ребенке с момента, когда он только собирается появиться на свет. Таким образом оберегая будущего члена семьи. Согласно преданиям, в северных областях Олонецкой духа называли Жихарько.
Был он маленького роста, непричесанный, с большой седой бородой, очень добродушный и безвредный. Однако его внешний вид способен меняться, принимая разные формы.
Функции
Домовой обладает большой мощью, что позволяет ему изгнать любую злую силу, проникшую в дом. Тем не менее, эта сила напрямую зависит от отношения членов семьи к нему и от гармонии между ними. Поэтому дух внимательно следит за домом и его обитателями, защищая их от бед и злых духов. Если в семье есть питомцы, то домовой будет заботиться о них и охранять от болезней. Домовой очень любит порядок и свежесть в доме, и напротив, не любит дома лентяев. Сильнее беспорядка домовой не любит ссор и перебранок или неуважительного отношения к себе. В гневе домовой дает знать о себе:
Стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары.
Жителям довольно редко удается увидеть домового, однако дети и домашние животные чаще всего могут его заметить и даже играть с ним. В основном, его присутствие можно ощутить по звукам. Обычно это бывает в виде стуков или шорохов, а в других случаях домовой может заунывно выть, предвещая неприятности. Когда семья решает переехать в новое место, то забирает духа с собой со словами:
«Дедушка домовой, выходи. Идем с нами жить!», а на новом месте вновь ставят корзину в центре комнаты и говорят: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!»
Чаще всего именно старший член семьи получает информацию от домового. Это могут быть различные сны, предсказания, знаки, намеки, стуки или образы, которые заметны в боковом зрении. Иногда домового видят и маленькие дети: например, барабашка может даже играть с ребенком и отвечать на его вопросы.
Среди прочих особенностей, домовой обладает способностью предвидеть будущее. Обычно он подходит к спящему человеку и давит ему на грудь, так что тот не может сделать ни вдоха, ни движения. В этот момент, если спросить домового «К худу, или к добру», он даст ответ. Порой дух передает более точные предсказания в форме снов, чаще всего самому старшему члену семьи, хотя это бывает не всегда.
Так же данный персонаж имеет способности к оборотничеству:
Согласно мифологическим рассказам и поверьям, домовой, приняв «вид самих хозяев», не может упрятать своих лошадиных ушей. Он же уподобляется лошадям и цветом своей шерсти: бывает гнедым, вороным, белым или пегим [1].
В качестве домового духа иногда фигурирует существо похожее на птицу, змею и огонь — крылатый, огненный змей. Есть поверье, существующее в локальных традициях, что домовой может вылупиться из яйца, снесенного петухом. Подобно баннику домовой может оборачиваться кошкой:
«Мужик же потом видел своего выгнанного домового в лесу, где он скинулся котом, ходил вокруг мужика и сильно голосил». Или мужик сквозь сон слышит страшную возню на току и открывает глаза. Он видит двух дерущихся кошек, которых он принимает за своего и чужого домового. Отождествление кошки и домового встречается и в метафорическом иносказании загадки: «Как у нас-то домовой носит шубку бархатну; у него-то, него глаза огненные, нос курнос, усы торчком, ушки чутки, ножки прытки, когти цепки. Днем на солнышке лежит, чудны сказки говорит, ночью бродит, на охоту ходит» [2].
Домовой может появиться и в облике собаки, с длинными черными «волосами», с темными глазами, с огромными когтями. Она вылезает из подполья и плывет к находящейся в избе роженице.
Иногда домовой имеет признаки козла:
«Когда я выстроился, то не пригласил его в дом, и он целую осень проходил кругом двора козлом. Когда же сказал ему: “Иди, хозяин, с нами жить”, после того не стало козла. Значит, он, то есть наш-то хозяин, вошел во двор» [3].
В редких случаях домовой может показаться в виде теленка, барана, свиньи, крысы, ласки, иногда в облике медведя, зайца или белки. Домовые часто являются двойниками хозяев, по-своему внешнему облику он представляет из себя чистый двойник действительного хозяина. Бытуют поверья, что домовых (дворовых) в избе (дворе) столько, сколько членов семьи живет здесь. Причем эти двойники могут быть зооморфного облика: в виде змей, петухов, куриц, кошек. По поверьям, гибель одной из змей влечет за собой смерть соотнесенного с ней члена семьи.
Интересно, что дух очень сильно связан с огнем как стихией. В мифологических рассказах и поверьях данный персонаж подчас инкарнируется в углях (огне). При переходе в другую избу хозяева, призывая домового на новоселье, берут из печи своего старого жилища горячие угли и переносят их в новый очаг. Судя по всему, дух домового и дух огня едины, вот почему при разорении дома и очага мифический «хозяин» находит себе пристанище именно на пепелище: если при переходе из старой развалившейся избы во вновь отстроенную не удастся переманить прежнего домового, то он остается жить на старом пепелище среди развалин.
Место обитания
Домовой живет практически в любом доме в укромных местах: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу. По преданиям, в зиму он обитает около печи или на печи, а если у семьи есть лошадь и конюшня, то домовой располагается возле лошадей. Если лошадь ему по нраву, то он заботится о ней и лечит болезни, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, и напротив, если лошадь ему не нравится, то он всячески издевается над ней и заколачивает до смерти. Знаком домового отмечен и подпечек — внутренняя часть деревянного основания печи, которая зимой часто служит курятником.
«Спать легли на печку, ветер задул, раздался мужской голос: “Что вы делаете!” И кто-то курицу из-под печки выкинул в угол комнаты» [4].
Данный персонаж может обитать и в печной трубе:
Так, по рассказам, одна баба, заслышав перед рассветом, как в трубе нечто «застукотало» заслонками, осмелилась спросить: «Кто там такой?» — и получила из трубы ответ: «Я домовой» [5].
Есть свидетельства и о перемещении духа в припечном пространстве, а именно под голбцом. Голбец — это маленький ящик или ларец, который стоял возле печи, имеющий дверцу, со спуском в погреб или подполье. Кроме всего прочего, домовой подчас может обитать под полом жилища. Таким образом, дух занимает большее пространство в доме.
Враги домового
Врагами духа являются навьи, которые, как и он, предпочитают обитать в жилищах людей. Однако, навьи гораздо слабее домовых и поэтому напасть не могут. Если же домовой ослаб, то навья шанса не упустит и проскользнет в дом к духу и будет долго от него прятаться, докучая ему. Кроме того, иногда домовые вступают в схватки с разъярёнными банниками, водяными или лешими, которые стремятся проникнуть в жилище.
Примечания
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 42.
- Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. № З. С. 34.
- Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. № З. С. 34.
- Былички и бывальщины. № 83. С. 106.
- Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 45.