Найти в Дзене
СВОЛО

Вдохновлённый Екатериной Андреевой

Только что мне пришлось отвечать на такой выпад: «Гоголь, понимаешь, слабоват». За то, что я присоединился к Белинскому: «Не зря Белинский “Портрет” раскритиковал». А в выпаде было задето и литературоведение как наука: «Знаете что, товарищ гуманитарий – в гуманитарной области практически отсутствуют объективные критерии качества гуманитария». На что я ответил: «Текстовые странности для времени создания произведения – вполне объективные признаки отличия первосортного, неприкладного от второсортного, прикладного. И чем количественно больше упомянутых странностей, тем ценнее произведение. Не будь такой объективности, трудно было б возражать, что литературоведение вообще не наука, на что намекаете вы». Но, честно говоря, наречение странности странностью для своего времени не есть здорово субъективное дело?.. Вот я читаю искусствоведа (Екатерину Андрееву), не чурающуюся признать, что есть такой идеал, содержательно определяемый, если одним словом, словом «Ничто»: «В конце 1970-х немецкий ху

Только что мне пришлось отвечать на такой выпад:

«Гоголь, понимаешь, слабоват».

За то, что я присоединился к Белинскому:

«Не зря Белинский “Портрет” раскритиковал».

А в выпаде было задето и литературоведение как наука:

«Знаете что, товарищ гуманитарий – в гуманитарной области практически отсутствуют объективные критерии качества гуманитария».

На что я ответил:

«Текстовые странности для времени создания произведения – вполне объективные признаки отличия первосортного, неприкладного от второсортного, прикладного. И чем количественно больше упомянутых странностей, тем ценнее произведение. Не будь такой объективности, трудно было б возражать, что литературоведение вообще не наука, на что намекаете вы».

Но, честно говоря, наречение странности странностью для своего времени не есть здорово субъективное дело?..

Вот я читаю искусствоведа (Екатерину Андрееву), не чурающуюся признать, что есть такой идеал, содержательно определяемый, если одним словом, словом «Ничто»:

«В конце 1970-х немецкий художник Герхард Рихтер возвращает силу абстрактной живописи через энтропию фотографического образа. О том, что живопись Рихтера связана с проблемой прохода сквозь Ничто, с проблемой памяти и наращивания новой ткани вокруг внутренней виртуальной бездны, говорит одновременное с абстракциями появление пустого объекта…» (https://www.avito.ru/moskva/knigi_i_zhurnaly/kniga_vse_ili_nichto_ekaterina_andreeva_3748524570).

Я серьёзно отношусь к непонятным фразам. Может, не зря. Может, мне удаётся их перефразировать более понятными словами. – Что, если энтропия фотографического образа, есть просто нерезкость?

Рихтер. Мужчина по телефону. 1965.
Рихтер. Мужчина по телефону. 1965.

Ну и что, если так поступают от очень большой беды? Вот, если поверить… Если иметь хорошее воображение, чтоб поверить… Ну предположить, что художники такие тонкошкурые, так всё близко к сердцу принимают… Ну дальше некуда.

«Я не доверяю реальности, о которой почти ничего не знаю. Я не доверяю отраженной реальности, которую передают нам чувства, несовершенные и ограниченные» (Герхард Рихтер).

И неопределённость, которой полно вокруг, становится непереносимой. Настолько, что бежать из Этого мира в метафизическое иномирие хочется.

Рихтер. 4 стекла. 1967.
Рихтер. 4 стекла. 1967.

И чем это вот не образ такого иномирия. Ничто! – можно переназвать.

Ну хорошо, к тому году уже почти столетие прошло, как философское ницшеанство, выражающее такое крайнее разочарование во всём, всём и всём, победно шло по планете и всем искусствам. Хорошо, пусть Герхард Рихтер с ним был знаком и умом, а не подсознанием, как это было у первых ницшеанцев. Но. Если я верю Пушкину, что лишь потребует поэта к священной жертве Аполлон, как из сознания сильнейшее негативное переживание уплывает и превращается в подсознательный идеал (здесь – метафизического иномирия)… Если я верю, что вдохновение этим, уже подсознательным идеалом, настолько сильно`, что порождает странность, с которой не может справиться цензура сознания, и… Странность проникает в «текст», и… Организму становится так хорошо… Что автор понимает, что он породил Нечто.

Почему мне нельзя так думать? – С привлечением стихии подсознательного идеала…

По-моему, так понятнее, чем у Екатерины Андреевой.

15 ноября 2024 г.