Конфликты между сотрудниками и руководством — это, можно сказать, обыденность в любой сфере. Даже будучи свидетелем, а не участником непростой ситуации бывает сложно объективно оценить происходящее и понять, на чьей стороне правда/справедливость. Но наши читатели всегда находят истину в комментариях :)
Итак, в нашей истории 3 героя — директор департамента Екатерина, руководитель отдела Наталья и простой смертный сотрудник отдела Яна.
Завязка
Екатерина около 2 лет работала руководителем отдела маркетинга. Результаты показывала блестящие, и 3 месяца назад ее повысили до директора департамента по этому же направлению. С почестями пересадили из опенспейса в отдельный кабинет, познакомили с новыми задачами и обязанностями, что в некотором смысле отделило ее от подчиненных.
Наталье, к счастью или сожалению, выпала роль руководителя отдела. До этого они с еще одной сотрудницей — Яной — были «равноправными коллегами», которые не враждовали, но и не особо близко общались. Рабочая вежливость, не более. К тому же, их задачи толком не пересекались, поэтому Наталья не сильно вникала в направление Яны и не интересовалась ее навыками и эффективностью. А на правах начальника пришлось. И эти 3 месяца в новой должности медом ей точно не показались.
Точка зрения 1. Взгляд Натальи.
Начиналось все постепенно. В финальной стадии важного проекта необходимо было «стянуть» остатки товара с нескольких регионов, где весьма средненько шли продажи, в города, где спрос был выше. Яна убедила Наталью, что эта задача невыполнима. Мол, очень долгий и сложный процесс, сроки сжатые, много бумажной волокиты. И вообще, лучше оставить все как есть, тем более, что до завершения продаж осталось около двух недель. Наталья в силу неопытности на новой должности согласилась — все-таки Яна занимается подобными проектами не первый год и знает, что говорит.
Когда генеральный директор неожиданно приехал на одну из торговых точек, чтобы продемонстрировать партнерам успех проекта, первое, что он увидел, были пустые полки того самого товара. Сказать, что «огребли» все = не сказать ничего.
Екатерина вызвала Наталью и Яну в свой кабинет для прояснения ситуации. Оказалось, что задача была вполне решаемой. Просто процесс перемещения товара пришлось бы контролировать после окончания рабочего дня: отвечать на звонки и сообщения в чатах. А Яна не желала этим заниматься, мотивируя тем, что ей за это не платят. В итоге перемещение товара все равно пришлось делать, на что ушло 3 дня и километры нервных клеток как сотрудника, так и руководителя отдела.
Не успев отдышаться, они начали работу над следующим проектом. Яна заявила, что собирается переводиться в другой отдел, потому что ее не устраивает нагрузка и отношение начальства. Кое-как Наталья убедила подчиненную остаться — обучать нового сотрудника, не до конца вникнув в свои обязанности, она не могла. Но спустя месяц руководитель отдела уже крепко жалела о своем решении.
Яна, почувствовав себя незаменимой, начала огрызаться на объективные замечания об опозданиях и ставить ультиматумы по типу «Ищите мне помощника или поднимайте зарплату». При этом качество ее работы оставляло желать лучшего: было много ошибок и «косяков», перекуры каждый час, сроки задач затягивались в 2-3 раза.
Я по-честному старалась войти в положение и сгладить углы. Закрывала глаза на ее поведение, приучила себя перепроверять ее задачи, пыталась обсудить оптимизацию рабочих процессов — даже ввела таск-трекер, чтобы планировать нагрузку и расставлять приоритеты. Яна продолжала гнуть свое: работы много, зарплаты мало. Последней каплей стал ее неожиданный и как будто демонстративный уход на больничный с ребенком. Она просто не вышла на работу, оставив ворох недоделанных задач с горящими сроками. При том, что их можно было сделать удаленно. Самое интересное, что на половину дел мне понадобилось не более 2-3 часов, из которых час я читала инструкции и вникала в суть процессов! Список из 16 пунктов я полностью закрыла за 3 дня, параллельно выполняя свою работу. А ведь помимо нее у меня еще есть сотрудники.
После выхода с больничного Яна каждый день испытывала руководителя отдела на прочность. Свои промахи разного масштаба она называла человеческим фактором, рассказывала всем коллегам о своей «тяжелой судьбе» — нагрузке, отсутствии понимания со стороны начальства, переносе отпуска из-за очередного проекта. Не стесняясь вступала с Натальей в перепалки по поводу своих обязанностей на глазах у всего опенспейса. Терпение руководителя отдела лопнуло и на очередном совещании с директором департамента она подняла вопрос об увольнении Яны.
Точка зрения 2. Взгляд Яны.
В этот отдел я попала около года назад — перевели как штатную единицу с другого филиала. Изменения, надо сказать, малоприятные. Новый офис находился значительно дальше от дома, меня оторвали от любимого дружного коллектива, а новое начальство считало, что всех нужно чесать под одну гребенку: если руководитель работает и днем, и ночью, то сотрудники тоже должны. Но к Екатерине за столько времени я уже как-то приноровилась. И тут ее повышают, а моим непосредственным начальником становится Наталья…
Количество проектов увеличилось кратно: раньше их проводили по одному в год, а когда директором департамента стала Екатерина, план повысили до четырех. Новые торговые точки открываются ежемесячно по 2-3 штуки. Со всеми нужно поддерживать связь, всех контролировать, информировать и поддерживать в форс-мажорных ситуациях. Плюс львиная доля документации по проектам тоже лежала на ней. Яну не устраивало, что общение с «подопечными» и поставщиками проходит в нерабочее время — после 18:00 и на выходных. Помощника ей искать никто не собирался, зарплату поднимать тоже. А ведь у нее двое маленьких детей!
Наталья, по мнению Яны, «словила звезду» и начала придираться по любому поводу. Задачи сыпались, как из рога изобилия. И хотя Яна старательно фиксировала их в нововведенном таск-трекере, руководитель отдела почему-то не могла зайти и просто посмотреть — каждое утро необходимо было оглашать весь список вслух. Ну не бред?
Рабочего времени катастрофически не хватало. Иногда приходилось пропускать обед, чтобы хоть что-то успеть. Но невозможно же все 8 часов пахать на износ, иногда нужно делать перерывы (хотя бы на перекур). Плюс некоторые процессы не всегда целиком и полностью зависели от Яны: ждать ответа на письмо, чтобы приступить к следующему этапу работу, иногда приходилось часами!
Выводило из себя и обесценивание нагрузки. Любимая фраза что у Натальи, что у Екатерины: «Это можно сделать за 10 минут». При этом обе слабо представляли себе всю суть работы Яны — судили на основе того, что знали. А знали весьма поверхностно.
Переломным моментом стал перенос отпуска, который был запланирован заранее. Младшая дочь Яны имела особенности развития, из-за чего ей требовался специализированный садик. Сотрудница подгадала прохождение медкомиссии с ребенком на свой отпуск, но очередной новый проект почему-то казался руководству важнее (хотя и у Натальи, и у Екатерины есть дети, могли бы войти в положение).
Прежде жизнерадостная и общительная, Яна стала хмурой и замкнутой. От количества задач закипал мозг. Демотивировало и то, что сколько бы она ни старалась, все равно было что-то не так — руководство в лице Натальи и Екатерины делало упор исключительно на провалы и ошибки.
В отдел, куда Яна хотела перевестись, вакансию закрыли. Убедить руководителя отдела повысить зарплату не удается. И вот Наталья, которая так уговаривала Яну остаться на текущей должности, начинает намекать, что надо подыскивать место «с более подходящим ритмом работы». А потом о чем-то долго разговаривает с директором департамента…
Развязка
Конечно, в этой истории была и третья точка зрения — Екатерины, чьи сотрудницы сцепились не на жизнь, а на смерть. Но о чем она думала и разговаривала с Натальей и Яной мы вряд ли узнаем — стены ее кабинета сделаны из звуконепроницаемого стекла. По словам очевидцев (сотрудников опенспейса), когда директор департамента покидала свой «аквариум» и обращалась к Яне при всех, в 99% случаев это была не похвала.
В один прекрасный день в стеклянном кабинете состоялся долгий разговор. В нем принимали участие все 3 героини нашей истории. После этого Яна вышла со стеклянными глазами, схватила куртку и вышла «подышать».
Как выяснилось позже, ей все-таки дали отпуск на 2 недели. Но с одним условием: за это время она должна найти себе новое место работы. Благо, компания большая и открытых вакансий в смежных направлениях достаточно.
Остаток рабочей недели коллеги наблюдали недовольство Яны: она возмущенно пересказывала ситуацию всем желающим, угрожала удалить свои наработки и инструкции, а также демонстративно заявляла, что не будет отвечать на звонки после ухода и обучать нового сотрудника.
Наталья, которая сидела в паре метров и, казалось, по макушку была погружена в работу, даже ухом не вела. Думается, она прекрасно осознавала последствия своего решения. Но даже перспектива регулярно подключаться к удаленке и работать на выходных не пугала ее. Тем более, что руководитель отдела уже была частично погружена в работу уходящей сотрудницы, а в таск-трекере осталась информация по ее задачам.
Вопрос к вам, дорогие читатели: кто прав, кто виноват?
Пишите свое мнение об этой ситуации в комментариях. На чью бы сторону встали вы на месте высшего руководства?