Этот год ещё не закончился, а уже стоит подумать о том, куда будет двигаться рынок аренды в следующем, 2025 году. Очень важно предугадать поведение рынка и быть впереди по всем параметрам сразу после того, как все салаты будут доедены и все шампанское будет выпито. Нам же нужно быть лучшими и заработать как можно больше! Большинство тенденций начали свое развитие ещё в 2024, но пик их, как нам покажется по опыту, ждёт только в следующем.
1. Увеличение спроса на гибкие площади.
Так-то такие помещения уже давно растут в популярности, и нет причин обратного в следующем году. Стоит стремиться к универсальности помещения, чтобы как можно большее количество арендаторов могло его рассмотреть.
Объект с кучей перегородок (особенно несущих) снимут с меньшей вероятностью, потому что гораздо сложнее продумать, как их использовать, как обыграть ограниченное пространство. И ладно, когда мы имеем дело со старым фондом - там много перегородок, но и спрос на помещения в старых домах довольно высокий. Но в новостройках процент коммерции по отношению к количеству квартир повышается, поэтому растет конкуренция. И арендатор лучше выберет опенспейс и сделает там все под себя. Гипсокартон никто не отменял. Поэтому старайтесь акцентировать внимание на просторе своего помещения и универсальности его планировки.
Если мы говорим про гибкость, то размер тоже имеет значение. Мы уже несколько лет собираем базу сетевых арендаторов в Санкт-Петербурге и Москве. Знакомы практически со всеми менеджерами по развитию в этих городах и знаем все их требования. Так вот, площади от 30 до 100 - самые востребованные среди них. За лучшие объекты в районе может даже начаться война, если объектов мало. Имейте это ввиду, когда сдаете помещение. Большой объект можно предлагать и полностью, и по частям.
А ещё все больше и больше арендаторов хотят снять помещение с готовым ремонтом. Даже если есть просто белые стены, они будут уже счастливы и выберут вас, а не соседа без ремонта. Ещё и на пару тысяч больше в месяц платить будут готовы. Белые стены и готовый пол - база для практически любого арендатора, опять-таки по опыту знаем, со всеми сетевиками связь держим и понимаем, что им нужно.
2. Повышение интереса к долгосрочной аренде.
Люди, открывающие бизнес, не важно сеть это или единственная точка, становятся серьезнее и ответственнее. У них есть ИП или ООО, они платят налоги, они могут переложить бухгалтерию на банк и так далее. Люди становятся грамотнее, а бизнес эффективнее и законнее. И им хочется иметь уверенность в том, что не придется закрываться из-за того, что договор на 11 месяцев закончился. А ещё работать 11 месяцев, имея риск куда-то переехать, тупо не выгодно в нашей экономической ситуации.
Стали чаще заключать договоры на 3 года, а ещё чаще - на 5-7 лет. Это оптимальный срок, за который и отбить вложения можно, и заработать прилично. В крайнем случае договор всегда можно расторгнуть, заплатив залог.
3. Увеличение числа компаний, ищущих арендные площади.
Сетевых арендаторов становится больше. Развиваются франшизы, становится меньше локальных кафе и цветочных. Возвращаясь к предыдущему пункту, сетевым арендаторам не хочется бояться потери помещения и бегать искать новое.
Эти ребята работают официально, у них все поставлено на поток, они могут платить своим сотрудникам нормальные деньги. А значит, у них все круто с бухгалтерией, развитием и юридической частью. Массовый рынок пожирает частников. И для нас с вами это на самом деле хорошо. Во-первых, есть четкое понимание, кому ваше помещение может пригодиться - достаточно открыть список кофеен, аптек и т.д. Во-вторых, сетевые арендаторы надёжные и с ними приятнее общаться - все по-деловму.
Рекомендуем вам общаться с развивальщиками и предлагать свои помещения на долгий срок с индексацией сетевым арендаторам из нашей базы, они всегда рады новым хорошим объектам!
4. Расцвет субаренды.
Да, субаренда явление не новое. Последние пару лет она начала набирать большую популярность, и что-то нам подсказывает, что в следующем году ее станет ещё больше. Тем же сетевым арендаторам выгодно брать небольшие площади для своего бизнеса и платить меньше. А соседство с другой сетью можем только поднять им проходимость и продажи.
Раньше собственники помещений и их агенты плохо относились к субаренде. Это все же риски, вдруг субщик прогорит, продаст договор или куда-то сбежит? Но сейчас существуют какие-никакие обучения, да и в субаренду начали идти люди с опытом в коммерции - те же агенты. Если год назад мы звонили по интересному помещению с целью его снять и говорили, что хотим субаренду, нам вежливо отказывали. Сейчас же практически все радуются нам и с удовольствием согласовывают просмотр. Субщики быстро забирают помещение, делают все оперативно. Ещё и договор на 5-10 лет заключают.
Сетевые арендаторы тоже лучше стали относиться к субаренде. Все сети из нашей базы готовы встать в субаренду, если им понравится локация. Им так-то тоже удобно - быстро заселились, есть хорошие соседи, долгострочный договор. Появилось доверие, которого так не хватало субщикам! Многие сети вообще встают только в субаренде (табачки, химчистки, ремонт телефонов и маленькие кофейни).
Так что не бойтесь идти в субаренду - главное внимательно изучите всю тему, считайте риски и пользуйтесь нашей базой сетевых арендаторов. Агентов и собственников это тоже касается - вам же надо быстро помещение сдать!