Книга оставила сильное впечатление. Мне вообще нравятся произведения, где внутреннему миру человека уделяется столько внимания, тем более такого необычного человека, как Александр Иванович Лужин.
Для меня эта история не о гениальном шахматисте, а об очень одиноком и беспомощном человеке. Шахматы стали для него защитой и погибелью одновременно.
Конечно, дело не в самой игре, а в особенностях психики Лужина. Окружающий мир, как и люди, мало интересовали его, он был к ним равнодушен. Это делало Лужина не таким, как все. Его пытались переделать, сделать "нормальным", но никто не задумывался, возможно ли это и к чему такие усилия могут привести.
Дальше будут спойлеры. Поэтому, если вы не хотите знать содержание романа, пролистайте, пожалуйста, до последней фотографии.
Родители мальчика долго не решались сказать ему, что с поступлением в гимназию его будут звать по фамилии Лужин. И когда бурной реакции не последовало, облегчённо выдохнули и успокоились. У меня создалось впечатление, что собственная жизнь и проблемы интересовали их гораздо больше, чем сын.
Нет, они не были плохими родителями. Они заботились о нём, в своё время наняли гувернантку-француженку, нашли хорошую школу, которая "славилась внимательностью к так называемой "внутренней" жизни ученика, гуманностью, вдумчивостью, дружеским проникновением". Но чувства и внутренний мир мальчика был по-прежнему закрыт от них. В чём на самом деле нуждается их сын, они не понимали, а значит, помочь ему не могли. А в помощи Лужин нуждался.
В школе Лужин подвергается оскорблениям и нападкам со стороны учеников. Вместо терпимого домашнего мирка мальчик попадает в среду, кажущуюся ему ужасной. Отец посещает классного воспитателя сына, учителя словесности и своего доброго знакомого. Но вместо слов, которые хочет услышать,
он услышал пасмурные, холодноватые слова, доказывающие, что его сына воспитатель понимает ещё меньше, чем он сам. О какой-либо тайной даровитости тот и не обмолвился.
В тот же визит Лужин-старший видит сына на прогулке на фоне других мальчиков. И тут надо отдать ему должное, он попытался что-то сделать: организовал детский праздник, пригласил гостей, но сын опять повёл себя не так, как рассчитывал отец.
А ведь были мгновения, когда маленький Лужин оживал, когда в глазах появлялся интерес. И тайная даровитость была, не просто талант, гениальность, но не та, которую описывал в своих книгах Лужин-старший.
Простите меня, что я так придираюсь к родителям Лужина. Я лишь хочу подчеркнуть, что важна наблюдательность и что иногда нужно не человека переделывать под себя, а самим приспосабливаться к человеку и его обстоятельствам. Ведь Лужин не виноват, что родился таким. Он не был капризен или избалован, он просто был другой, как если бы был жителем иных миров.
Он так и не получил ту защиту, в которой нуждался. Поэтому он нашёл для себя её сам. Случайно услышанные слова открыли ему мир шахмат. Лужин всё сделал сам. Не отец, не школьные учителя стали для мальчика проводниками в такой логичный и стройный, а потому комфортный для него, шахматный мир. Он сам нашёл себе первого учителя. А когда тётя, оказавшаяся любовницей отца, о чём мальчик и не догадывался, перестала появляться в доме Лужиных, он не смотря на грозящее наказание, стал пропускать уроки, чтобы бывать у неё. Шахматы стали для юного Лужина защитой от ненавистной школы и от неуютного окружающего мира.
Отец же обнаружил любовь сына к шахматам и его гениальность по сути случайно. И она скорее испугала его, чем обрадовала.
И если бы на пути Лужина в момент, когда обнаружился его талант, встретился порядочный, мудрый и чуткий наставник, его жизнь могла бы пойти, как мне думается, совсем по другому пути. Но встретился Валентинов, жадный, подлый, циничный делец. Его не интересовал Лужин-человек, ему выгоден был Лужин - шахматист, причём на пике своих возможностей. А когда стало понятно, что расцвет таланта Лужина в прошлом, Валентинов его выбросил за ненадобностью, как использованную упаковку, не заботясь о том, что с ним будет дальше.
А дальше была встреча с чудесной девушкой, дочерью состоятельных русских эмигрантов, живущих в Берлине. На мой взгляд, она единственная из окружения Лужина увидела, даже не увидела, а почувствовала, беззащитность и детскую наивность этого неуклюжего, неприспособленного к жизни и одинокого гения.
И если сначала она, инициируя знакомство с Лужиным, не думала о каких-то серьёзных последствиях, ею руководило обычное любопытство, то потом, когда Лужин вдруг заговорил о женитьбе, ей хватило порядочности и мужества взять на себя ответственность за жизнь такого непростого человека.
Ей тогда же стало ясно, что этого человека, нравится ли он тебе или нет, уже невозможно вытолкнуть из жизни, что уселся он твёрдо, плотно, по-видимому надолго. И вместе с тем она думала о том, как же она покажет этого человека отцу, матери, как это он будет сидеть у них в гостиной, - человек другого измерения, особой формы и окраски, не совместимый ни с кем и ни с чем.
Потрясающе написано Набоковым и как глубоко прочувствовано героиней: "Человек другого измерения, особой формы и окраски, не совместимый ни с кем и ни с чем".
Не скрою, иногда мне казалось, что она разочаруется и пожалеет, что соединила свою жизнь с Лужиным, и тем самым доставит ему страдания, но одна-единственная её фраза заставила меня проникнуться к ней неимоверной симпатией.
"Вам уютно, Лужин? - спрашивала невеста.
Мне кажется, никто и никогда не интересовался тем, уютно ли ему. Веет от этого слова искренним вниманием и заботой.
Благодаря ей Лужин смог оправиться после ужасного перенапряжения во время турнира с Туратти, едва не приведшего его к сумасшествию или даже гибели. Её отец не отказался оплатить лечение в клинике (хотя родители выбор дочери не одобряли и были против этого брака), а невеста, а затем и жена, действительно изо всех сил старалась сделать жизнь Лужина счастливой.
И не её вина, что ей в чём-то не хватило знаний и понимания проблемы. Она сделала то, что ей посоветовал врач. Могла ли она предположить, что полная изолированность от мира шахмат, вновь сделают Лужина беззащитным перед случайностями реального мира?
Набоков невероятно талантливо нагнетает напряжение и описывает, что происходит в голове и душе человека одержимого. Случайно услышанная фраза запускает целую цепочку образов, и вот уже Лужину кажется, что вся его жизнь - это череда спланированных против него ходов талантливого и могучего противника, цели которого он пока не понимает.
И вновь, как в детстве, Лужин ищет защиту от нападения, ищет сам и находит её в том, чтобы "выпасть из игры". И как же трогательна последняя сцена с женой, когда она ещё не понимая, что происходит, уже чувствует, что Лужин прощается с ней. И её мне жаль не меньше, чем самого Лужина.
Роман "Защита Лужина" многоплановый, и каждый читатель обратит внимание на что-то своё. Можно найти много материала с разбором этого произведения. Мне же оказалась близка именно тема "инаковости" Лужина, и хотелось поделиться исключительно личными мыслями и впечатлениями. Наверное, ещё не раз я задумаюсь о том, может ли быть для таких, как Александр Иванович Лужин, другой конец.
Книга однозначно станет одной из тех, что будут перечитываться. Небольшой объём и прекрасный язык произведения, по-моему, то, что нужно для знакомства с творчеством Набокова. Я бы с удовольствием поучаствовала с этой книгой в каких-нибудь совместных чтениях. Настолько здесь много моментов, которые хочется обсудить.
Мне кажется, что в школе я бы прочитала "Защиту Лужина" с не меньшим интересом. Жаль, что у нас его не было в школьной программе. Сейчас его изучают на уроках литературы в 11 классе.
Произведение прочитано в рамках нашего марафона "Открой школьную Вселенную. Многоликий ХХ век" от нашего квартета книжных каналов "С книгой в обнимку", "Аннушка и масло|книжки 📕","Ветер в книгах" и "Кот-книголюб".