Найти в Дзене

Как крепостная танцовщица стала ангелом-хранителем наследника Шереметевых

Она была крепостной актрисой, подругой знаменитой Прасковьи Жемчуговой и ведущей балериной театра Шереметевых. Но её главная роль в жизни началась после трагедии: когда Жемчугова умерла при родах, а убитый горем граф вскоре последовал за ней, именно эта женщина была рядом с малолетним наследником одной из богатейших династий России. Это история Татьяны Шлыковой — женщины, которая из крепостной стала сердечным членом графской семьи. Не редко, когда возвышение одной женщины, задевает сердце другой: дух соперничества, который особенно чувствуется в творческой среде, дружбе не помощник. Но тут случай особенный. Татьяна Васильевна Шлыкова (Гранатова) была ещё одной крепостной актрисой Шереметева и подругой Прасковьи Жемчуговой. Она прожила девяносто лет, блистала на подмостках театра и воспитала несколько поколений графского рода. Рассказываю, как ей это удалось. У Петра Борисовича Шереметева была роскошная коллекция старинного оружия, в золоте и с драгоценной инкрустацией. А заведовал эти
Оглавление

Она была крепостной актрисой, подругой знаменитой Прасковьи Жемчуговой и ведущей балериной театра Шереметевых. Но её главная роль в жизни началась после трагедии: когда Жемчугова умерла при родах, а убитый горем граф вскоре последовал за ней, именно эта женщина была рядом с малолетним наследником одной из богатейших династий России. Это история Татьяны Шлыковой — женщины, которая из крепостной стала сердечным членом графской семьи.

Не редко, когда возвышение одной женщины, задевает сердце другой: дух соперничества, который особенно чувствуется в творческой среде, дружбе не помощник. Но тут случай особенный.

Татьяна Васильевна Шлыкова (Гранатова) была ещё одной крепостной актрисой Шереметева и подругой Прасковьи Жемчуговой. Она прожила девяносто лет, блистала на подмостках театра и воспитала несколько поколений графского рода. Рассказываю, как ей это удалось.

Детство с тёплым чувством

У Петра Борисовича Шереметева была роскошная коллекция старинного оружия, в золоте и с драгоценной инкрустацией. А заведовал этим собранием отец Татьяны, крепостной Василий Шлыков. Мать её состояла при графине и пользовалась особым доверием. Такое положение дел обеспечило для маленькой Татьяны вполне радостное и сытое детство в барском доме. У Параши такого не было.

Решили пристроить к делу

Татьяна рано проявила художественный вкус: она любила рисовать и даже выучилась резать по дереву благодаря отцу. Росла малышка озорной хохотушкой, хорошенькой и изящной станом. В крепостном театре её определили балериной. Вероятно, что именно сцена, не смотря на разницу в возрасте, и свела двух будущих звёзд с "драгоценными" фамилиями: Татьяну Гранатову и Прасковью Жемчугову.

Прима-балерина: как крепостная девчонка покорила Екатерину Великую

Татьяна Гранатова стала ведущей танцовщицей шереметевской труппы: почти во всех балетных постановках у неё была первая роль. Её искусство было отмечено самыми высокими гостями усадьбы: императрицей Екатериной, князем Потёмкиным, который подарил ей дорогой платок. Вспомним, что и Жемчугову августейшие гости баловали вниманием и дорогими подарками. Но зависти между примами не было.

Девушка при комнате

После роспуска театра, прима-балерина Татьяна Гранатова была определена в услужение Прасковье Жемчуговой, которая вскорости станет Шереметевой, венчанной супругой графа. Другую такое положение дел могло сильно задеть и стать источником затаённой обиды. Но Татьяна была близким человеком, которой граф доверял беспредельно. Например, у неё хранился ключ от сокровищницы в доме в Петербурге.

Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой. Худ. Николай Аргунов, 1789г. Картина находится в собрании музея-усадьбы "Кусково".
Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой. Худ. Николай Аргунов, 1789г. Картина находится в собрании музея-усадьбы "Кусково".

Богатая невеста

Татьяна, как и её семья, получила от графа"вечную отпускную", а также большое приданное: ей выдали тридцать тысяч рублей. Очень крупная по тем временам сумма. Очаровательная, полная сил женщина могла бы устроить свою судьбу и сделать хорошую партию, но замуж она так и не выйдет.

Прасковья Жемчугова не проживёт и месяца после рождения сына, наследника рода Шереметевых. Убитый горем граф Николай Шереметев ненадолго переживёт супругу. Волею судьбы, именно Татьяна Васильевна заменит новорожденному семью. Мальчика нарекли Дмитрием.

Почёт и уважение

Ещё при жизни Николай Шереметев сделал немало распоряжений, чтобы упрочить положение Татьяны Васильевны. Ей были отведены личные комнаты во дворце в Петербурге, в которых она проживёт до самой смерти. Даже знаменитое наводнение 1824 года не заставит её покинуть своего жилища.

В этих апартаментах царили чистота и порядок. В кадках росли чайные деревья, стояла мебель красного дерева. Над камином отсчитывали время часы английской работы — подарок графа. Обстановка не была роскошной, но уютной. Были в комнате и особенные вещи: зеркало покойной подруги и портреты семьи Шереметевых.

Митина прислуга

Парашиного сына Татьяна Васильевна обожала, баловала и нередко потакала его капризам. В угоду ребёнку, она не только "строила" Митину прислугу, но и могла перечить графу. А говорили, что "за словом в карман она не ходила".

Надо отдать ей должное, что она всегда действовала в интересах малолетнего графа, оберегала и опекала его, рано осиротевшего. Татьяна Васильевна стала доброй "матушкой" для трёх поколений Шереметевых.

Член семьи

Злые языки могли называть Татьяну Васильевну приживалкой: бывшая крепостная, не замужняя, большую часть жизни посвятившая чужим детям. Но мне кажется, что эта мудрая чуткая женщина прожила по-своему счастливую жизнь. А благодаря закалки в юности, она и старушкой была легка на подъём и не теряла интереса к жизни.

В 1853 году она в последний раз навестит Кусково, откуда вернётся в Петербург с кустом роз. Эдакий памятный подарок для посадки в домашнем саду, который будет напоминать ей о памятных местах и о юности.

В год смерти Татьяны Васильевны, как ни выхаживали садовники, куст так и не зазеленел.

А как вам кажется, это история о настоящей дружбе или о долге? Или о том и другом?