Интервью со Светланой Барановой, руководителем туроператорской компании "Континент-тур" (г.Псков). Продолжение интервью читайте тут: Часть 2.
Надежда Макатрова: Светлана, Вашей компании – туроператору «Континент-тур» – уже больше 20 лет. Можно сказать, что Вы и Ваша команда – корифеи российского рынка внутреннего туризма. Как за эти годы изменились направления работы Вашей компании и турпродукты, которые Вы предлагаете?
Светлана Баранова: Для нас всегда приоритетным был внутренний туризм, и это было неизменно на протяжении 20 лет. Мы были первыми, кто запустил систему сборных туров по приему туристов в Пскове. Это наше основное направление, которое прошло через все 20 лет и фактически показало, что это и есть самое главное, ради чего создаются региональные туроператоры. Я предлагала такой формат туров еще в период моей работы в другой туркомпании, но сборные туры «встали на крыло», когда появилась отдельная компания «Континент-тур», для которой прием российских туристов стал основополагающей деятельностью
Если же говорить об изменениях в турпродукте, то их за эти годы была масса. Долгое время направлением нашего международного выезда была Прибалтика, и мы в силу соседства очень активно работали с Латвией, Эстонией и Литвой, начинали потихоньку осваивать Польшу. Теперь эти направления закрылись, а мы в сфере выездного туризма сосредоточены исключительно на Беларуси.
Надежда Макатрова: А как за 20 лет изменилось предложение Пскова и Псковской области для внутреннего рынка?
Светлана Баранова: Пскову повезло. У нас такое количество достопримечательностей, и они такого высокого уровня, что даже сейчас, когда туристы придумывают разнообразные по впечатлениям путешествия, все равно очень многое сводится к нашей неизменной классике. Я говорю о «Золотом треугольнике», на котором мы стоим: это сам город Псков с его объектами ЮНЕСКО, это Пушкинский заповедник, а также Изборск и Печоры. Представьте, город Изборск упоминается в летописи в 862 году! У многих жителей нашей страны в голове не укладывается, что при посещении Изборска они встречаются с такой древностью. Или наш Псково-Печерский монастырь, который в прошлом году отметил 550 лет, причем 550 лет непрерывного монашеского служения! На этой классике можно паразитировать достаточно долго и успешно.
Надежда Макатрова: Но Вы ведь не паразитируете, а развиваете Ваши турпродукты, прислушиваясь к рынку, а где-то и предвосхищая запросы гостей. Что сейчас востребовано?
Светлана Баранова: Конечно, турпродукты менялись и продолжают меняться. Менялись формы подачи материала, появлялись интерактивы, театрализованные экскурсии, экскурсии-прогулки. Мы придумывали новые названия для наших программ. Продавая свои туры в Прибалтику, мы именовали их «Луковый путь», «В гости к … », а Псков по-прежнему продавали «Псков - Изборск - Печоры – Пушкинские горы» на два или на три дня. Теперь мы используем новые названия: «Необыкновенные острова», «Небесное место на Земле», «У Лукоморья». Туристам это интереснее. Вдобавок меняется наполнение программ, появляются новые объекты показа у нас в регионе.
За 20 лет мы перешли от групповых запросов к индивидуальным, которых становится все больше и больше. Если на заре нашей деятельности туристов устраивало присоединение к сборной группе, то сейчас все чаще и чаще спрашивают что-то свое, что-то особое. И даже когда есть запрос на группу, люди спрашивают, что еще можно сделать, чтобы отклониться от стандартной канвы и увидеть что-то особенное.
Хотя информации, касающейся путешествий, вокруг масса, люди сами комбинируют свой маршрут и объекты посещения не всегда удачно. А мы, формируя тур, наполняем его определенным смыслом, а не просто объединяем объекты размещения с объектами осмотра. И туристы начинают это понимать и ценить. Сейчас в запросах мы видим желание сочетать посещение культурно-познавательных объектов с какими-то активностями или встречами с интересными людьми, и запросы бывают очень разными.
Надежда Макатрова: Светлана, хочу отдельно коснуться темы А.С. Пушкина. В советское время туристы и экскурсанты активно посещали музеи наших выдающихся поэтов, писателей, художников и других деятелей искусства и науки. Это касалось и взрослых, и детей, было много выездов от предприятий. Но после перестройки многие такие потоки экскурсантов превратились в слабые ручейки. Ваши Пушкинские Горы эта проблема не коснулась? Турпоток сохранился или видоизменился?
Светлана Баранова: У нас поток не упал. Более того, он вырос. Здесь огромный плюс, что Александр Сергеевич – это русская классика и школьная программа, поэтому Пушкин – это по-прежнему ключевой магнит, который привлекает разные аудитории. Во-первых, это школьная аудитория, которая едет в подкрепление школьной программы: главы романа «Евгений Онегин» читаем в имении Тригорское, в имении его друзей Осиповых-Вульф, «Деревню» и «Зимний вечер» в Михайловском. Хочу отметить, что большая заслуга Пушкинского заповедника заключается в том, что он постоянно развивается. К прошлому юбилею Александра Сергеевича в 1999 году было задумано масштабное преображение музея-заповедника. У нас появились и работающая водяная мельница, и крестьянская изба, где уже совершено по-другому идет рассказ не об Александре Сергеевиче, а о крестьянах, которые жили в ту эпоху, а также о традициях русского крестьянского быта. Музеем-заповедником разработано огромное количество интерактивных программ. Вдобавок интерес к Пушкинскому заповеднику подстегивают художественные фильмы, которые в последние годы выходят: «Холоп», «Учености плоды» «Батальон», «Заповедник».
Я в силу своей работы была во многих музеях-усадьбах, поэтому могу с уверенностью говорить, что наш Пушкинский заповедник – это для многих образец для подражания. Когда музеи-усадьбы окружены надвигающимися на них современными строениями, дачными заборами или еще чем-то чужеродным по смыслу и эстетике, это разрывает впечатление гостей. А здесь в Пушкинских Горах усадьбы сохранились вместе с парками в своём, пусть и реконструированном, но близком к первоначальному виде, т.е. природу ничто не затронуло. И наш заповедник очень четко следит за тем, чтобы сберечь эту визуальную прелесть, чтобы по соседству не появлялись современные строительные материалы. В постпандемийную эпоху эта визуальная целостность привлекает все больше и больше людей. Мы постоянно слышим от туристов: «Я здесь готов творить». Интересно, что пандемия стала отчасти стимулом в развитии Пушкинских Гор. Мы же все долго сидели по домам, и получилось, что те дачники, которые приехали пережить пандемию в этих местах, стали самыми настоящими инвесторами. Начали строиться глэмпинги и гостиницы.
У нас есть предприниматель, который производит качественный сидр, и он рассказывает: «Мой продукт называется «Заповедник», и моя фирма называется «Заповедник». Бывает, что, приехав ко мне за сидром, люди только на месте узнают, что здесь, оказывается, жил и творил А.С. Пушкин. Это может звучать слишком амбициозно, но мы действительно видим другую аудиторию: это люди, которые хотят посмотреть производство качественного российского сидра и заодно знакомятся с пушкинским наследием». Причем на этом производстве от Пушкина не отходят ни на шаг. Есть история про первую этикетку, сгенерированную нейросетью и связанную с последним желанием Александра Сергеевича после дуэли перед смертью отведать моченой морошки.
Я очень люблю бывать в Пушкинском заповеднике. Даже просто прогуляться по дорожкам – большое удовольствие. Иногда это сопровождается совершенно невероятными историями. Например, в начале золотой осени ты идешь по усыпанной золотыми листьями аллее, и перед тобой шествует аист. Представьте: осенняя тишина, золото под ногами, ты и этот аист, идущий размеренным шагом, и ничего не боящийся. Согласитесь, ради этого стоит приехать.
Надежда Макатрова: Да, чудеса! А кто и откуда сегодня приезжает в Ваши организованные туры по Псковской области или заказывает индивидуальные экскурсии?
Светлана Баранова: География очень широкая. Чаще всего приходят заявки из Москвы и Санкт-Петербурга. Туры заказывают и наши коллеги-туроператоры. Благодаря проекту «Моя Россия», мы принимали детей из Хабаровского края, т.е. оказывается, Хабаровск от Пскова не так уж далеко. После того как мы с коллегами в 2014 году колесили по стране в рамках проекта «Родные просторы», к нам приезжает Тюмень. Причем те, кто приезжает издалека, охватывает наш регион полноценно: они начинают свой тур в Великих Луках, потом переезжают в Пушкинский заповедник, затем знакомятся с Псковом, а к себе возвращаются через Великий Новгород. Согласитесь, получается классный, цельный маршрут по древней Руси, ведь в Сибири и на Дальнем Востоке обычно рассказывают об исторических событиях, начиная с XVII-XVIII веков, со времен освоения Сибири. А здесь история берет своё начало с IX века. Конечно, это вызывает удивление и восторги. Если в Сибири памятники XVIII века, то мы говорим, что первый собор в Пскове был построен в 1130 году. А вообще география самая разная.
Отрадно, что сейчас люди едут не только в столицу региона, но и охватывают загородные объекты размещения и достопримечательности, проводя в Псковской области неделю, а иногда и две. Ранее таких туристов было мало, как правило, гости приезжали в туры выходного дня.
Опять-таки благодаря пандемии у нас появилось очень много цепочек из регионов. Например, туроператоры ставят туры из Поволжья в Санкт-Петербург, а захватывая заодно Ленинградскую область и окрестности, приезжают и в Псков. Поэтому трудно назвать регионы, откуда у нас не было бы групп.
Надежда Макатрова: А как строится логистика из удаленных регионов? Люди летят в Москву или Питер и потом поездом добираются до Пскова?
Светлана Баранова: Да. Можно подобрать достаточно удобные транзитные программы в Москве и в Санкт-Петербурге, и так построить маршрут, чтобы минимизировать время ожидания. Сейчас Псков очень хорошо связан с Санкт-Петербургом. У нас четыре раза в день ходит по-настоящему комфортная «Ласточка», а это всего три с половиной часа в пути.
Надежда Макатрова: Как сегодня выглядит структура Вашего входящего турпотока: индивидуалы, малые группы, большие группы?
Светлана Баранова: Если раньше было много больших сборных групп, то сейчас их, мне кажется, примерно половина. Очень часто у нас заказывают индивидуальные туры, причем заказывают самостоятельно через наш сайт. И нам приходится отслеживать цены частных экскурсоводов, чтобы понимать рыночную цену.
Надежда Макатрова: Вы сказали, что возросло количество гостей, которые приезжают на одну-две недели. Чем туристы занимаются, когда остаются так надолго?
Светлана Баранова: Обычно это поездка в загородные отели: люди просто наслаждаются озером, лесом, совершают небольшие экскурсионные вылазки по окрестностям. Загородные отели тоже умеют занять гостей и предлагают им варианты прогулок, чтобы время не проходило бесполезно. Экскурсионные маршруты по Псковской области тоже могут быть достаточно продолжительными, поэтому у тех, кто оседает в городах на 4-5 дней, есть много вариантов времяпрепровождения. Этих дней им может и не хватить, чтобы посмотреть все интересные места. Например, сейчас мы обслуживаем группу, длительность пребывания которой в нашем регионе 4 дня. Это экскурсионный тур, и мы в нем далеко не исчерпали все наши возможности. В летний период мы как раз и предлагаем обычно 4-5-дневные программы. Также мы стали объединять экскурсии с отдыхом: например, 3 дня экскурсий + 4-5 дней отдыха на базе загородного объекта размещения на берегу Псковского озера или на островах.
Надежда Макатрова: Как индивидуальные туристы Вас находят?
Светлана Баранова: По-разному. Здесь и представленность на сайтах агрегаторов, которые предлагают экскурсионные услуги. Мы размещаем там наши предложения, но при этом прописываем, что гид является сотрудником туристического агентства, поэтому предлагаемые экскурсии могут быть проведены и другими экскурсоводами. Агрегаторы с этим охотно работают. Также работаем с агрегаторами, продающими туры от компаний. Попытались выйти на прямые продажи через контекстную рекламу, но поняли, что это не совсем наше – слишком трудозатратно, а рынок слишком широк.
Если человек кликнул на слово «Псков», то это не значит, что он вообще поедет в путешествие, а если и поедет, то совершенно необязательно в Псков. Подходы к поиску клиентов в нашей сфере не такие, как в сфере автомобилей, покупки мебели или одежды. Нам пришлось потратить очень много усилий, чтобы понять, где и как нам рекламировать себя. При этом нам повезло со специалистом, который сопровождал продвижение наших туров в интернете. Он очень чутко и четко реагировал на все наши пожелания и просьбы, и в результате мы получали не просто теплые звонки, а звонки, которые приводили к продажам. Но все же мы поняли, что такой поиск клиентов в нашем случае не имеет экономической выгоды – он обходится слишком дорого.
Сейчас хорошо работает наш сайт, где представлены разные варианты предложений. Например, у нас можно купить туры без размещения, если туристы живут у родственников или нашли размещение самостоятельно. Мы предлагаем отдельные экскурсии. Наконец, в туризме хорошо работает реклама «из уст в уста»: «Мы у Вас были, нам очень понравилось, мы рассказали своим друзьям, примите и их, пожалуйста».
Надежда Макатрова: А насколько Псков и Псковская область востребованы у организаторов так называемых «авторских туров»? Я в данном случае имею в виду лиц, работающих без должной правовой основы, набирающих группы в соцсетях с оплатой услуг на личную карту и часто без каких-либо договоров. До Пскова они тоже добрались или нет?
Светлана Баранова: Естественно, но им у нас довольно тяжело работать, если говорить о турах, включающих наш «Золотой треугольник» - Псков – Изборск – Печоры, потому что это федеральные музеи со своими правилами, и так просто ты не войдешь в эти объекты. С другой стороны, встречаются шальные идеи объединения несоединимого, мы стараемся их отследить. Добавлю, что мы сами тоже иногда используем словосочетание «авторский тур», раз это вызывает интерес у аудитории.
Надежда Макатрова: Псков – один из самых живописных древних городов нашей страны. Как сегодня Вы позиционируете Ваш город для тех туристов, которые повидали древние города Центральной России и, в частности, Золотого кольца?
Светлана Баранова: У Пскова есть своя самобытность и своя псковская школа архитектуры XIV-XVI века, а в городах Золотого кольца в основном представлены храмы более позднего периода. Наш другой несомненный конек – это тот факт, что Псков – это форпост Северо-Запада русских земель. Доказательством этого служит и наш Кремль, и наши стены окольного города, и пригороды. Я сама как экскурсовод очень часто говорю людям, что Псков на втором месте после Москвы по количеству сохранившихся жилых домов XVII века.
Казалось бы, о Пскове не говорят как о купеческом городе, но торговля здесь активно развивалась, и можно найти аргументы на каждом углу. Практически всегда Псков оправдывает и даже превосходит ожидания туристов, они уезжают, влюбленные в наш город, а это и есть наша задача – чтобы гости полюбили Псков. Если у человека есть интерес к истории родной страны, если ему нравится такое погружение в многовековую историю и культуру, то он будет в восторге. И мы действительно постоянно слышим восторженные слова от наших туристов. Еще в начале 2000-х годов для меня было очень ценно услышать от девочек-студенток, приехавших на каникулы, что они, путешествуя по нашей стране, понимают, насколько ценна наша история. А ведь в то время было модно учить детей в дорогих школах за границей.
Надежда Макатрова: Если бы лично Вам доверили рекламировать Псков и регион в целом на просторах нашей страны и за ее пределами, причем с неограниченным бюджетом, какие акценты Вы бы расставили и на что сделали упор? Или туристов уже достаточно, и емкость по приему на пределе?
Светлана Баранова: В высокий сезон мы близки к потолку емкости, но все равно есть перераспределение туристических потоков. Вдобавок у нас есть 4 свободных месяца с ноября по февраль и недостаточная заполняемость туристами в будние дни, хотя летний сезон выравнивает эти проседания. Летом туристы приезжают на целую неделю, а не только на пятницу, субботу, воскресенье. Поэтому у нас в остальное время есть потребность увеличить срок пребывания гостей в Пскове.
Если говорить о продвижении, то, мне кажется, что Псков недостаточно хорошо представлен на рынке. Как Вы сами подметили, есть немало городов, которые позиционируют себя как древние города, и в этом схожи с Псковом. А пока турист находится далеко, он не понимает разницы: Ярославль, Вологда, Суздаль, Кострома, Псков – для него эти города похожи. И в этом смысле Пскову нужна большая узнаваемость в столичных регионах, в т.ч. рекламировать город и регион для транзитных туристов, которые едут куда-либо через Москву и Петербург: показывать наши виды, наши крепости, наш Кремль, это цепляет.
В целом, мне кажется, что сейчас Псков достаточно часто мелькает на экранах. К юбилею А.С. Пушкина вышел прекрасный фильм «Евгений Онегин», в котором были сняты наши пушкиногорские пейзажи. Возможно, стоит обратить внимание на более современные форматы рекламы. Знаю, что к нам приезжала команда проекта «ВКонтакте. Места», они снимали материалы для более молодой аудитории.
Помимо большей узнаваемости нужно еще решать задачу облегчения транспортной доступности региона. Между Москвой и Псковом сейчас ходит только один поезд, и он довольно дорогой. Хочу поблагодарить нашего губернатора за то, что он убедил авиакомпанию «Азимут» поставить два рейса в день из Москвы в Псков. Согласитесь, такая частота очень важна: она дает возможность ранним утром прилететь в город, а поздним вечером улететь из города. Туристам это очень удобно, и они стали чаще выбирать самолет.
Есть локальная проблема, связанная с тем, что у нас пока не распространен каршеринг, а он был бы востребован у туристов. Не все готовы ехать 700 км на своем автомобиле из Москвы, полагая, что это далеко и утомительно. И в этом аспекте мы проигрываем городам Золотого кольца. Но если турист прилетает на самолете или приезжает поездом и может на месте взять машину напрокат для поездок по региону, то это прекрасно. Он оказывается в привычной для себя ситуации, когда он хозяин своего положения, сам рулит и выбирает удобный маршрут и удобный график путешествия. Над этим надо работать.
Продолжение интервью читайте тут: Часть 2.