Найти в Дзене
Владимир Шилов

Отцы и дети en français

С юности люблю европейское кино эпохи неореализма. Вообще, европейское кино тогда было лучше американского, хотя и хуже главных советских шедевров. Впрочем, вру, они друг друга стоили именно потому что между ними была здоровая творческая конкуренция. Я не хочу сранивать таланты, они все хороши. Бертолуччи, Антониони, Годар, Бунюэль. Кто-то вспыхнул и остался в паре шедевров, а другие, как тот же Бертолуччи, чьим "Конформистом" я был очарован, снимали до конца дней. И неплохо, кстати. Вот про фильм Бертолуччи "Мечтатели" я и хочу написать, точнее, про свои впечатления от него, я ведь всегда говорю, что не кинокритик, хоть и разбираюсь немного. Меня всегда больше волнует настроение, полученное мною от фильма, в конкретный момент. Так, пересматривая, недавно "Конформиста", поймал себя на мысли, что исчезло осуждение, которое было неизбежным в юности. И не потому что сейчас доступна полная версия, где есть сцена совращения героя нетрадиционным способом, автобриаграфическая для режиссёра,

С юности люблю европейское кино эпохи неореализма. Вообще, европейское кино тогда было лучше американского, хотя и хуже главных советских шедевров. Впрочем, вру, они друг друга стоили именно потому что между ними была здоровая творческая конкуренция. Я не хочу сранивать таланты, они все хороши. Бертолуччи, Антониони, Годар, Бунюэль. Кто-то вспыхнул и остался в паре шедевров, а другие, как тот же Бертолуччи, чьим "Конформистом" я был очарован, снимали до конца дней. И неплохо, кстати. Вот про фильм Бертолуччи "Мечтатели" я и хочу написать, точнее, про свои впечатления от него, я ведь всегда говорю, что не кинокритик, хоть и разбираюсь немного. Меня всегда больше волнует настроение, полученное мною от фильма, в конкретный момент. Так, пересматривая, недавно "Конформиста", поймал себя на мысли, что исчезло осуждение, которое было неизбежным в юности. И не потому что сейчас доступна полная версия, где есть сцена совращения героя нетрадиционным способом, автобриаграфическая для режиссёра, но ничего не дающая фильму. Просто, дойдя до конца пути, понял, что выжить в этом мире могут только конформисты. Погибнуть за идею красиво, но глупо, если только от этого не зависят жизни других людей. Только знающие компромисс люди, создали цивилизацию. Остальные просто не успели.

Ну, да, снова отвлëкся. Наивный мы народ, русские. Помню, что считали итальянцев и французов, посмотрев их фильмы, такими же точно, как мы. Точнее, по моим ощущениям, французское кино, по настроению, совпадало с грузинским, а итальянское с армянским. Но это ведь всё - наши люди, значит и традиции и интересы схожи с нашими. Сегодня же, даже пересматривая старое кино, слегка офигеваю с тех же французов, что же говорить про фильмы, относительно новые. Там, кстати, и раньше было видно, что у них от секса голову сносит так, что мама не горюй. Как с таким либидо нация вообще выжила? Они перестрелять и перерезать на этой почве должны друг друга, веков пять назад, были. Помните ведь: "Доктор, а откуда у вас такие картинки?"

Вот всё совсем по анекдоту и снято. Очень пожилой кинорежиссёр, давно забывший, по идее, как оно всё выглядит, снял фильм о молодых, на фоне революции 1968-го в Париже. Кто скажет, что это были просто студенческие волнения, а не революция, пусть идёт лесом. Это была первая успешная цветная революция. Параллельную ей, в Праге, с трудом, но предотвратили, а дальше всё, как по маслу шло. Но, повторюсь, сами события это фон. Во время митинга, студенты Сорбонны знакомятся, во время баррикад расстаются. А весь фильм живут, в том числе и половой жизнью.

Как жила революционная молодëжь Парижа, на примере брата, сестры и их американского друга? А неплохо жила. Количество комнат в их квартире я даже не пытался сосчитать, к тому же, судя по всему ещё и дача, на которую уехали родители. Хоть убейте, видимо старею, но любовная линия мамы, мне была бы много интереснее, чем скучающей дочери. Обстановка, судя по всему, профессорской квартиры, для советского человека аляповатая, вычурная. Этакое барокко на минималке. Впрочем, это может быть и рококо, всё равно ничерта в этом не смыслю. Ну, я же из Ëбурга, помните? Но, пошловато, жить там мне было бы тошно. Впрочем, в комнате, где живут брат с сестрой, стены увешаны портретами Мао, Троцкого и коммунистическими плакатами, вперемешку с кадрами из кино 30-х годов. Они кинематограф изучают в Сорбонне, я понял. Всегда волновал вопрос, почему Мао? С Троцким всё понятно, его раскручивали, в том числе, западная пропаганда, в пику Сталину. Среди западных левых он был сверхпопулярен. Почему не Брежнев, Сталин и даже Ленин, тоже понятно. На западе было устоявшееся мнение, что советский социализм провалился, значит его вычëркиваем. Ну да, существуя, в том числе, на советские деньги. Но, почему Мао? Он ведь только что повторил репресии, да в масштабе, который Сталину не снился. Культурная революция должна была от него отвернуть любого, более-менее интеллигентного человека. Да ещё и воробьëв бедных покрошил немеряно. Нет. Портретами Мао вся европа тогдашняя была оклеена, не только буржуйская квартира из фильма. А студентики те - буржуи реальные. Пока их соратники митингуют на улицах и в аудиториях, они спокойно предаются излишествам, какие только возможны, радуясь отъезду родаков. Кстати, те, заехав утром, чтобы выписать им новый чек, пока они дрыхнут в постнаркоалкогольном сне, совершенно спокойно отнеслись к разрухе в своей квартире. Прошли, на цыпочках по захламлëнной хате, сели в машину и уехали обратно. Французы, чо! То, что дочь, голая, между таких же голых парней, там не вызывает упрëков и подозрений. Живо представил реакцию на нечто подобное в русской семье. А про кавказскую даже подумать боюсь. А мы думали, они такие же, как мы. Ну, да не осуджаю, в этих вопросах каждый сам за себя. Меня смутило другое. Побухав, поев от пуза, побезобразничав, буржуйские детки побежали на улицу, как только их дружки пошли громить город, жечь автомобили и бить витрины. Под серпасто-молоткастыми красными флагами. Между прочим, даже американец опешил, что лишний раз доказывает, что американец русскому - брат. Непутёвый, помешанный на своëм протестантизме, но точно такой же. А не европейцы эти. Которые только что про любовь сопли пускали, а сейчас схватили коктейли Молотова, чтобы жечь французский ОМОН, 1968-го года разлива.

Вот такое кино вчера посмотрел. Бертолуччи на высоте, актëры неплохие, девчонка ничо так. А будто про марсиан.