Детальный поэтажный план будущего штаб-квартирного комплекса «РЖД-Сити» «слили» в Сеть. Компания, управляющая железными дорогами России, потратила на этот проект рекордные 200 миллиардов рублей. И если верить плану, то вложения обещают немалые привилегии для топ-менеджеров РЖД, в особенности для генерального директора Олега Белозерова.
Самое просторное и тщательно продуманное пространство отведено именно под кабинет генерального директора.
Офис Олега Белозерова займет два этажа в двух башнях. Они будут объединены видовым переходом, который позволил создать своего рода отдельную зону. Такие привилегии, как утверждают источники, уже сравнивают с кабинетами руководителей крупнейших госучреждений, таких как Лахта Центр и башни министерств России.
У руководителя РЖД также будет панорамный обзор, что, как утверждается, сыграло роль при выборе этажей – солнце будет освещать рабочее пространство с восхода до заката, создавая особую атмосферу.
По архитектурным особенностям офис для главы компании включает множество инфраструктурных бонусов, что далеко выходит за рамки стандартного рабочего пространства.
В офисе будут две переговорные комнаты, отдельное Sky Lobby для приема гостей высокого ранга и даже оздоровительная комната – все это для создания комфортных условий для генерального директора и его гостей. К офису будет вести отдельный лифт с дополнительными остановками по требованию заказчика, обеспечивая приватность и удобство.
Комплекс «РЖД-Сити» будет не только офисным пространством для руководства, но и местом, где сотрудники смогут работать, отдыхать и даже тренироваться.
На одном из этажей предусмотрена обширная зона общественного питания площадью 3320 квадратных метров – почти целый этаж. Сотрудники компании смогут перекусить, не покидая офисное здание, а само пространство, скорее всего, будет выполнено в стиле современной корпоративной кухни, популярной среди крупных компаний мира.
Для приверженцев здорового образа жизни и спорта предусмотрен спортзал на отдельном этаже. На этой площадке будут оборудованы различные зоны для тренировок, а также корт, что является новшеством для офисных пространств в Москве. Оздоровительный компонент здания дополняется поликлиникой на 13 этаже площадью почти 6 тысяч квадратных метров, обеспечивающей медицинскую поддержку прямо на рабочем месте.
Такой подход, возможно, заимствован из практик западных компаний, предоставляющих своим сотрудникам медицинское обслуживание прямо на территории офисного комплекса.
Одним из ключевых элементов инфраструктуры станет детский сад, рассчитанный на 150 детей и занимающий площадь более 1,5 тысяч квадратных метров.
Помимо детского сада, в «РЖД-Сити» появится корпоративный институт, что является очередным новшеством для российских компаний. Корпоративное обучение становится неотъемлемой частью управления кадрами, и наличие специализированного института позволит сотрудникам повышать свою квалификацию, не отрываясь от основного рабочего процесса.
Несмотря на столь масштабные вложения и очевидные преимущества для руководства, остаётся вопрос – смогут ли рядовые сотрудники РЖД воспользоваться этими ресурсами? Будет ли доступ к поликлинике и детскому саду у машинистов, путейцев и других работников компании, которые по специфике работы не всегда находятся в Москве.
В западных корпорациях, таких как Google, Facebook или Microsoft, доступ к инфраструктуре на территории офиса предоставляется всем сотрудникам, независимо от их должности. Однако в российской действительности реализация подобного принципа пока вызывает вопросы.
Проект «РЖД-Сити» во многом старается повторить архитектурные и организационные приемы лучших офисных комплексов мира, таких как штаб-квартира Google в Кремниевой долине. При этом остается только догадываться, будет ли этот комфорт доступен не только для верхушки компании, но и для рядовых работников.
Что известно про небоскреб
В прошлом месяце стало известно, что РЖД отказались от давно обсуждаемого проекта штаб-квартиры на Рижской площади и решили приобрести недвижимость в деловом центре «Москва-Сити». По официальным заявлениям, этот шаг поможет оптимизировать расходы компании.
Согласно данным «Коммерсанта», РЖД приобрели около 350 тысяч квадратных метров площадей в башне Moscow Towers. Первоначально компания планировала аренду для штаб-квартиры, но позже сделала выбор в пользу покупки – аренда в таких объемах перестала быть выгодной.
Сделка охватывает более 200 тысяч квадратных метров офисных помещений, а также апартаменты и парковку площадью 100 тысяч квадратных метров. Однако зону ритейла и общественного питания на площади свыше 60 тысяч квадратных метров РЖД решили не выкупать.
Основной аргумент компании – экономия средств и повышение эффективности. По данным РЖД, объединение 17 тысяч сотрудников в одном офисе позволит значительно снизить расходы на содержание недвижимости. В текущий момент сотрудники компании работают в 115 офисах по всей Москве, что обходится в немалую сумму. Переезд в единую современную башню с сертификацией по системе Leed Gold, предполагающей высокий уровень энергоэффективности, по подсчетам РЖД, может повысить производительность труда на 20%.
В компании уверены, что за 20 лет совокупный эффект от экономии составит примерно 270 миллиардов рублей. Сделка будет оплачена постепенно, первый платеж запланирован на 2025 год. При этом в РЖД заверяют, что тарифные доходы на это не направят – средства планируется получать за счет продажи высвобождаемых активов и объектов непрофильной недвижимости.
Изначально, в 2019 году, планировалось построить комплекс «РЖД-Сити» на территории Рижского вокзала – проект был доверен японскому архитектурному бюро Nikken Sekkei. Однако несмотря на то, что работы начали обсуждать и готовить с 2022 года, реального строительства так и не началось, а в 2023 году компания уже заявила о возможности покупки офисов в Москва-Сити.
В результате несостоявшегося переезда Рижский вокзал в последние годы пережил значительные изменения. Во время двухлетнего ремонта закрыли железнодорожный музей и перевезли его экспонаты в Лихоборы, где они сейчас находятся под открытым небом. Исторические постройки вокзала были снесены, а платформы для поездов дальнего следования – разобраны.
Поезда из Пскова и Великих Лук, отправлявшиеся с Рижского вокзала, перевели на Белорусский вокзал, что увеличило время в пути. Пригородные платформы, напротив, были обновлены и стали частью Московских центральных диаметров, но сам Рижский вокзал обслуживает лишь восемь пар электричек в день.
Сейчас обсуждается вопрос о возможной продаже здания Рижского вокзала. Транспортное значение вокзала сократилось, и дальнейшая его судьба остается неясной.