Найти в Дзене
Океан Между Нот

Орехи в музыке

Оглавление

... орешник будет судьёй. (Аквариум. Кад Годдо)

Крайне редко встречаются орехи в музыке. Мне хватило пальцев одной руки, чтобы их сосчитать.

1

Роберт Шуман в 1840 году подарил своей невесте Кларе Вик цикл из двадцати шести песен для голоса и фортепиано под названием "Мирты".

Третьим номером свадебного альбома идёт композиция "Der Nussbaum" ("Орешник") на стихи немецкого поэта Юлиуса Мозена:

Зелёный орешник под окном,
пышный и душистый, струит он прохладу в дом.
Ютятся цветы в ветвях густых,
Реет, веет ветер, спеша баюкать их.
Лепечут они о днях любви,
с лаской сказки шепчут, головки склонив свои.

Профессор Михаэль Хайнеманн считает, что "трепещущее на лёгком летнем ветерке цветущее ореховое дерево внушает девушке мысли об интимном партнёрстве, в которых она не смеет признаться самой себе, таким образом открывается перспектива брака и супружества".

Исполняют "Орешник" как мужчины, так и женщины. Простая мелодия песни разворачивается на фоне фортепианных арпеджио, изображающих ветер в ветвях.

2

Оркестровое вступление к финальной картине оперы "Сказка о царе Салтане" Николая Андреевича Римского-Корсакова знакомит нас с чудесами города Леденец.

И первое чудо - страшный сон любого алкоголика - поющая белочка:

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет ...

Сначала белка изображается флейтой-пикколо, насвистывающей незамысловатый мотив русской народной песни "Во саду ли, в огороде". Во втором проведении тема чудо-зверька поручается флейтам и челесте.

Звуки разгрызаемых орешков имитирует ксилофон.

3

Пожалуй, самый известный пример ореховой музыки: неуклюже-бесхитростная полька из первого действия балета "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского.

Клара восхищена новой игрушкой и, наученная Дроссельмейером, начинает колоть её орехи. К экспериментам присоединяется Фриц, резко задирающий планку опытов. В итоге: рот Щелкунчика не справляется с поставленной задачей.

А процесс раскалывания орехов иллюстрируется обычной трещоткой.

До Чайковского к сюжету Гофмана обращался немецкий композитор Карл Рейнеке, написавший восемь пьес для фортепиано в четыре руки, но следов орехов в них мне найти не удалось.

Да и самого Рейнеке мало кто сейчас знает, как, впрочем, и его произведения.

4

Чего не скажешь о Джоаккино Россини, любая музыка которого завсегда считалась потенциально популярной. Завязав с операми, композитор сочинял небольшие вокальные и фортепианные пьески сугубо для домашнего музицирования.

После смерти Россини его вдова Олимпия Пелисье избавилась от творческого наследия мужа, банально продав ноты.

Издателям не понравились авторские названия. Они нашли их коммерчески непривлекательными, неподходящими и даже абсурдными.

Так появились два "орешка" для фортепиано соло:

"Миндаль" вместо оригинального "Полночь - Добрый вечер, мадам" и "Фундук" вместо "Моей дорогой Нини".

Возможно вам известны и другие примеры музыкальных орехов. Не стесняйтесь, поделитесь своими знаниями в комментариях.

Ссылка на нано-реферат будет находиться в постоянном КАТАЛОГЕ публикаций канала. Ещё больше графомании:

Музыка для привлечения денег

Свадебная музыка

Животная музыка

Олимпийские игры в музыке

Несмешная байка в заключении:

Оперный бас Луиджи Лаблаш обладал не только мощным голосом, но и имел соответствующее телосложение. Это был очень высокий и крепко скроенный мужчина, в добавок ко всему обладавший прекрасным чувством юмора.

Однажды он оказался в Париже в одно время с цирковым актёром Чарлзом Стрэттоном, карликом по прозвищу Генерал Мальчик-с-Пальчик.

Некий крестьянин, приехавший в город специально для того, чтобы увидеть "генерала", спросил у прохожего дорогу к дому, где остановился Стреттон.

А этот шутник, вместо того, чтобы назвать адрес циркача, назвал адрес певца. Прибыв на место, сельский житель позвонил в колокольчик и предстал перед могучим Лаблашем. Изумленный посетитель застыл в замешательстве, но сумел выдавить из себя:

- Тысяча извинений, месье, должно быть я ошибся. Я надеялся увидеть Мальчика-с-Пальчик.

Лаблаш сразу понял в чём дело и серьезно ответил:

- Сэр, ошибки быть не может, я есть Мальчик-с-Пальчик!

- Но ... Как ... Я ... Мальчик ... Почему? Я думал, что Мальчик-с-Пальчик очень маленький!

- Да, да ... перед публикой я маленький, действительно очень маленький ... вот такого роста, - Лаблаш поднял руку на два фута от пола, - но здесь, дома, - он выпрямился во весь рост и произнёс полным и глубоким голосом, - здесь, дома я пою и расслабляюсь.

Крестьянин удалился полный удивления и удовлетворения.