Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Плебойные актрисы, бурлеск-готика и прочие нелепости

Сразу же предупреждаем, что фильм «Листомания» лучше не смотреть в присутствии детей. Выдающийся британский режиссер Кен Рассел, и без того любивший экспериментировать с формами подачи материала, началом ленты будто бы хотел оскорбить «хороший вкус» буржуазного зрителя.

По этой причине по всему повествованию раскиданы достаточно вызывающие сцены, в которых были замечены участницы самого известного из мужских журналов, пытавшиеся сделать карьеру в кино, в частности, Анулька Дзюбинская. Хотя если оценивать режиссерский замысел в целом, то это - не самоцель, но лукавое средство.

Собственно серьезные построения Рассел стал делать во второй части фильма, а потому словно намеревался, чтобы до оной добрались «далеко не все». Это в чем-то сродни инициатическому испытанию – для познания истины надо очень постараться и потерпеть. Так сказать, не всё сразу.

Обращение к теме музыки в творческих проекта Рассела не было редкостью, так как буквально накануне создания «Листомании» в Каннах получил награду его «Малер», а разбираемую нами кинокартину можно полгать вольным сиквелом крайне резонансного мистического мюзикла «Томми».

И в «Томми», и в «Листомании» главная роль была отведена Роджеру Долтри, фронтмену группы «Ху», участники которой считались друзьями-конкурентами «Битлз». А потому не удивляйтесь, когда в действии внезапно появится Ринго Стар (это носато-веселый барабанщик из числа «битлов», если не знали). Оттого может закрасться мысль, что сюжет - это импровизация на тему «битломании».

Только действие перенесли в XIX век, а «ливерпульскую четверку» заменили пианистом-виртуозом Ференцом Листом, которого как бы провозгласили первой поп-звездой. В итоге реакция девиц на его выступлениях, продемонстрированных в фильме, была в стиле «и в воздух чепчики бросали» со всем из этого вытекающим.

Однако если вы всё-таки продеретесь сквозь причудливые пласты сюжета, поданные через гротескно-шаржевую стилистику оперных амуров, то увидите, что использование элементов, как классической оперы, так и оперетты и рок-опер носит не столько пародийное, сколько концептуальное свойство, так как действие во второй части фильма приобретает мистериальный характер.

Мистерии всегда сопровождались музыкой, а в «Листомании» в качестве чрезвычайно вольно поданной исторической основы использованы сведения об отношениях семьи Листа и Рихарда Вагнера. Последний изображен как сумрачный немецкий гений, который проделывает длинный путь от анархиста-революционера через вампира к создателю «тёмного культа».

В этой части в качестве мистерии поданы отсылки к «калиграизму» (у нас более известному как немецкий кино-экспрессионизм) с четкими ассоциациями: «Кабинет доктора», «Носферату», «Франкенштейн» и т.д. Хотя в данном фабульном блоке музыка выступает как основа «новой религии», а потому в действиях узнаются идеи «Ордена новых тамплиеров», например, зверо-человек похищает привлекательных блондинок.

И надо признать, что эта часть оказала большое воздействие на современную массовую культуру. Например, узнаются истинные «источники вдохновения» для клипов группы «Лайбах». Разнообразные же гитары-пулеметы и рояли-огнеметы после этого не использовал только ленивый. Как в кино, так ин а сцене.

Кадр из фильма «Листомания» (1975)
Кадр из фильма «Листомания» (1975)

Однако куда более важно, что именно вторая часть фильма способствовала формированию некоторых конспирологических теорий, ныне более известных как «оккультный рейх». На это намекают слова киношного Вагнера: «Говорят, что музыка - это весёлая наука». Если вы не знали, то «весёлой наукой» в Средние Века именовали умение читать скрытые мистические символы. Так что девицы вроде бы ни при чем…