Найти в Дзене
Tale-teller Sid

Видеоигры моего детства (NES)

Решил таки проронить слезу олдфага и написать статью о том, как я познакомился с миром видеоигр и о моих первых видеоиграх впринципе. И скорее всего, наши с вами (по крайней мере с тем, что в 1990е застал рассвет видеоигровой индустрии) взгляды будут по многим пунктам схожи. Все игры я буду просто перечислять по памяти - только те, которые в моей памяти остались в виде теплых воспоминаний. Постараюсь это сделать наиболее кратко с небольшим только описанием. Но для начала немного истории о том, как вообще у меня появилась игровая приставка и что она из себя представляла. В середине 90х мало у кого дома был ПК. Иметь компьютер дома было роскошью. И зачастую - непозволительной. Если вы застали 90е ребенком, то понимаете о чем я. Тогда у большинства населения денег было на 1 раз сходить в продуктовый магазин или оплатить квартирные расходы. Порой у многих вставала дилемма о том, куда потратить немногочисленную сумму денежных средств. Персональные компьютеры же себе могли позволить только
Оглавление

Решил таки проронить слезу олдфага и написать статью о том, как я познакомился с миром видеоигр и о моих первых видеоиграх впринципе. И скорее всего, наши с вами (по крайней мере с тем, что в 1990е застал рассвет видеоигровой индустрии) взгляды будут по многим пунктам схожи.

Все игры я буду просто перечислять по памяти - только те, которые в моей памяти остались в виде теплых воспоминаний. Постараюсь это сделать наиболее кратко с небольшим только описанием.

Уже история

Но для начала немного истории о том, как вообще у меня появилась игровая приставка и что она из себя представляла.

В середине 90х мало у кого дома был ПК. Иметь компьютер дома было роскошью. И зачастую - непозволительной. Если вы застали 90е ребенком, то понимаете о чем я. Тогда у большинства населения денег было на 1 раз сходить в продуктовый магазин или оплатить квартирные расходы. Порой у многих вставала дилемма о том, куда потратить немногочисленную сумму денежных средств. Персональные компьютеры же себе могли позволить только те, кто хорошо зарабатывал и кому это было просто жизненно необходимо по рабочим вопросам. Однако, индустрия развивалась и у многих начали появляться игровые ТВ приставки, которые стоили существенно дешевле. Да и игры на картриджах найти было не так трудно - достаточно было зайти на специализированные развалы на рынках, где торговали пиратскими картриджами налево-направо. Конечно же - у многих моих друзей начали появляться эти приставки. В основе своей они представляли собой приставку Dendy - китайский (а точнее - тайваньский) клон 8-битной японской приставки Famicom. Собственно и Famicom (Family Computer) был, с позволения сказать, японской версией приставки NES (Nintendo Entertiment System). NES была распространена в Европе и США, а Famicom в Японии, соответственно.

Вот он - оригинальный Famicom. Прошу заметить на отличия в джойпадах - они имеют только 2 правые кнопки и впаянный к корпус приставки провод
Вот он - оригинальный Famicom. Прошу заметить на отличия в джойпадах - они имеют только 2 правые кнопки и впаянный к корпус приставки провод

Да и вообще у Famicom было over дофига клонов, которые завозились предприимчивыми торгашами из Китая и вовсю продавались на территории нашей страны. Они были настолько серьезно распространены, что, как выразился один из игровых журналистов:

Глупо в России разводить холивар по поводу того, что круче - ПК или консоли, ибо так или иначе, все наши геймеры в абсолютном большинстве начинали именно с консолей.

Больше узнать об истории распространения 8-битных (и не только) игровых систем и вообще о том, как это все начиналось можно на канале Паши Кинамана. Он действительно выдает много информации по данной теме.

Картриджи для приставок можно было купить на развалах на рынках и в специализированных киосках. При этом стоили они не слишком дорого, а сами барыги зачастую не знали как формировать расценки. Поэтому лепили цены на глаз и могли продать задешево достаточно неплохую игру. Ну или наоборот впарить задорого чистый шлак...
Картриджи для приставок можно было купить на развалах на рынках и в специализированных киосках. При этом стоили они не слишком дорого, а сами барыги зачастую не знали как формировать расценки. Поэтому лепили цены на глаз и могли продать задешево достаточно неплохую игру. Ну или наоборот впарить задорого чистый шлак...

В 1994 году, все таки достав родителей просьбами наконец-то приобрести домой компьютер, я таки получил его на Новый год. Я безумно благодарен им за то, что они решили меня так порадовать и до сих пор с теплотой вспоминаю то время. Правда... мне досталась не Famicom и не Dandy. Первой моей приставкой была Ending-Man S500. Черная с большими синими кнопками и соответствующе оформленными джойпадами. Комплект представлял собой непосредственно приставку, два джойпада, световой пистолет и 1 картридж с набором игр.

Примерно такой комплект я и получил на праздник. Ну разве что картридж был у меня 1, а не 3
Примерно такой комплект я и получил на праздник. Ну разве что картридж был у меня 1, а не 3

Картриджи по большей части представляли собой многоигровки, куда была записана уйма игр. Но зачастую на деле оказывалось, что чисто игр на нем порядка 5-10, а все остальное занимали либо разные уровни из этих же игр или же хаки (игры, переделанные из оригиналов тогдашними "мододелами").

-5

Поэтому первые игры у меня появились именно с того картриджа, что был в комплекте.

-6

1. Lode Runner

-7

Это была первая игра, которую я запустил в далеком 1994 году. В 1994м, хотя она была выпущена под Apple 2 еще в 1983м (!). В оригинале игра состояла из 150 уровней и представляла собой головоломку-платформер. Управлять надо было человечком, который может перемещаться по уровню, по лестницам, но лишен возможности прыгать. Цель - собрать одинаковые предметы, расставленные на уровне, после чего смотаться с уровня по самой верхней лестнице.

-8

Сложность представляли враги, которые всегда двигались в вашем направлении и соприкасание с ними означало моментальную смерть. Впрочем, с врагами можно было бороться и их обходить, вырывая в определенных частях пола ямки. Однако, эти ямки со временем засыпались и покрытие восстанавливалось. Если в такую ямку попадал противник, то он там застревал на какое-то время. Через несколько секунд он мог оттуда вылезти. Однако, если ямка успевала засыпаться, то противник оказывался заживо погребенным. Если противник попадал в ямку, то по его голове можно было безнаказанно пробежать дальше. Также можно было, к примеру сделать дыру на верхнем ярусе и, спрыгнув, сбежать от преследователей. Ямки же представляли угрозу не только для противников, но и для ГГ - угодив в безвыходную ямку, можно было также погибнуть, оказавшись засыпанным заживо.

-9

Игра давала достаточно много (по тем временам) механик и вариативности прохождения, чем мне сразу и понравилась. А самой интересной ее особенностью оказался редактор уровней. Можно было самому сделать себе уровень, а потом испробовать его. Игра заслуженно стала классикой и породила несколько идейных наследников - KGoldRunner и SDL Scarenger, например.

-10
-11

2. Yie Ar Kung-Fu

Игра, которая также присутствовала в комплектном картридже. Весьма сложная и затягивающая. Скажем даже так - "Мой первый Souls"))). Провел в ней достаточно много времени.

-12

Так что можно сказать что мой первый Mortal Combat выглядел именно так. Изначально игру делали под игровые автоматы. В самой игре нам предстоит играть за начинающего кунг-фу-бойца по имени Ли. Ему предстоит поэтапно проходить бои один за другим, встречая новых и новых противников (воин с шестом, метатель огня, воин с цепью, ниндзя, сумоист и т.д.). Каждый противник имеет ряд своих приемов. Кто-то вооружен каким-нибудь рукопашным оружием.

-13

После каждого боя игроку предстояло пройти бонус-уровень, отражая ударами летящие ножи, а после победы над крайним в линейке противником - переходили на следующий этап, где встречали все тех же противников, но уже более быстрых и искусных. Так игра могла увлечь конкретно на пару-тройку часов.

-14
-15

3. Duck Hunt

Самая первая игра, где я испробовал световой пистолет Zapper (если не ошибаюсь в его названии). Игра действительно легендарная и мемичная. Основной мем тут представляет бесячая всех собака, которая приносит вам подстреленных уток и очень раздражает своим смехом, когда вы по ним промахиваетесь.

-16

На деле это одна из САМЫХ популярных игр для NES. Продано было порядка 28 млн копий (!). Однако, также как и во многих играх, спроектированных под NES - в игре отсутствует сюжет как таковой, а также нет определенной концовки. Т.е. она фактически бесконечная.

Тот самый бесячий момент
Тот самый бесячий момент

Игра имела несколько режимов (А, В и С). В режиме А из кустов вылетала одна утка, которая металась несколько секунд по экрану, пока вы ее не подстрелите или же она сама не улетит. В режиме В вылетало сразу 2 утки. В режиме С необходимо было стрелять по тарелочкам. И это было гораздо сложнее, чем попасть по утке, ибо тарелка сама по себе была много меньше. В этом режиме, кстати был довольно занимательный баг после прохождения 99 уровня. После него счетчик уровней обнулялся, а попасть по объектам становилось невыносимо сложно - они перемещались по непредсказуемым траекториям, а порой и вовсе пропадали. На всю стрельбу в раунде игроку давалось только 3 патрона.

Режим В
Режим В

Еще один факт об игре, который стал мне известен только под конец моего обращения с приставкой - утками можно было управлять. Да - оказывается ими можно было управлять со второго джойстика. Как оказалось, это даже было прописано в инструкции к игре...

-19
-20

4. Wild Gunman

Продолжая историю о световом пистолете. Конечно же стрельба по уткам была довольно неплоха, но все же надоедала. В ней не было какого-то более вовлекающего интерактива. Было только дикое желание замстить нахальной псине за все эти смешки из-за промахов. Wild Gunman же уже давала этот интерактив. Позволяла почувствовать себя участником дуэли на Диком Западе.

-21

Игру создавали в свое время под аркадный автомат PlayChoice-10. Утверждается, что это первая игра, которая использовала на NES голосовой синтезатор (возможность переводить в речь напечатанный текст при помощи синтеза и модуляции различных звуковых сигналов).

Оригинальная обложка игры
Оригинальная обложка игры

Игра по своим режимам очень похожа на Охоту на Уток (тут тоже есть А, В и С режимы). В режиме А нам представляется классическая дуэль с бандитом 1 на 1. На экран выходит бандос, а вверху экрана отображаются счетчики времени. После запуска первого счетчика, вы должны выстрелить в бандоса. Второй показывает, через какое время выстрелит противник. В среднем на каждого противника выделяется 0,4-1,6 сек. Если выстрелить до начала отсчета счетчика, то это равносильно выстрелить себе в ногу - будет потеряна одна игровая жизнь. В режиме игры В - то же самое, но на экран выползает уже сразу 2 противника.

Режим В
Режим В

Самый интерес тут представляет режим С. По сути пьяная драка в общаге политеха нам предстоит сражаться с целой бандой около типичного салуна. Из окон и дверей салуна будут появляться бандиты, которых надо успеть поразить. Всего на банду из 10 человек нам отводится 15 выстрелов (патронов). Довольно забавно, что при попадании в некоторых бандитов, драку можно закончить без крови - с них просто слетают штаны и они более не в силах стрелять в вашем направлении. Но есть в последнем режиме и небольшая подлянка в виде порой появляющихся на поле брани гражданских с поднятыми вверх руками, что заставляет не палить бездумно во все стороны, а сперва проанализировать кто перед вами. Неплохо так развивает реакцию.

Режим С
Режим С
-25

5. Hogan's Alley

Наверное, последняя игра для светового пистолета, которая мне действительно запомнилась. Правда, ее я любил меньше, чем Wild Gunman. Возможно потому, что декорации, в которых проходила пострелуха были... весьма серьезными и однотонными.

-26

Свое название игра берет от стрельбища для сотрудников полиции США, которое называется Аллея Хогана. Аллея имитирует улицы, части зданий, а то и порой целые городские кварталы и призвана натренировать полицейских стрельбе в порой трудных и непредсказуемых условиях города. В игре же нам продемонстрирую весьма упрощенный вариант.

Типичный тир
Типичный тир

Перед нами обычный тир с тремя фигурами. Поначалу эти фигуры повернуты задней стороной и мы не можем знать кто из них есть кто, но потом они резко разворачиваются и надо сориентироваться и поразить только фигуры с изображением преступников. Среди фигур также присутствуют мирные люди и полицейские, при попадании в них игра засчитывает поражение (+1 к счетчику промахов. Всего возможно совершить 10 промахов). На поздних этапах игры, декорации становятся похожими на городские переулки.

Переулки (Wii версия)
Переулки (Wii версия)

Если осилить 5 раундов игры, то открывается бонусный уровень. Тут стрелять придется по банкам, брошенным с одной стороны экрана. Да так стрелять, чтобы банки отскакивали вверх и по итогу попали на выступы, расположенные с другой стороны экрана. Запас боеприпасов при этом ограничен.

Бонусный уровень
Бонусный уровень

Интересный факт, что спустя почти 30 лет про игру вспомнили в 2016 году и издали ее ремейк для Nintendo Wii. Правда... вместо Zapperа тут уже пришлось использовать стандартный для Wii манипулятор.

-30

6. Popeye

Игра, созданная по мотивам комиксов и мультфильмов 1929 года про приключения моряка Попая. Мультфильмы эти показывали в 1990е, но очень редко. Центральной темой и мультфильма и комиксов было преодоление Попаем различных жизненных трудностей, а также его извечное соперничество во всем (а особенно в теме любовной) с его извечным антагонистом Блуто.

-31

Все помнят Donkey Kong. Игра была очень знаковой и фактически знаменовала собой эру NES и SNES. Картинки из игры красовались почти на каждой книге, посвященной приставкам, а постеры с героями игры висели во многих киосках, где продавались картриджи. Так вот Popeye (1982 г.в.) - это изначальный Donkey Kong... Т.е. как - изначально так игра Donkey Kong и должна была выглядеть - в ней должны были использоваться герои из мультфильмов про Попая. Из-за того, что в 1981 году Nintendo изначально отказали в лицензии на показ героев мультфильмов и комиксов, родился Donkey Kong такой, какой он есть по сей день.

Оригинальная обложка Famicomовского картриджа
Оригинальная обложка Famicomовского картриджа

Игровой процесс представляет из себя довольно простенький платформер. Мы играем за моряка Попая и собираем по многоярусному уровню раскиданные сердечки, ноты и послания от его подруги Олив. Противостоит Попаю, его антаг в виде Блуто, который по пятам преследует его по уровню, а также может кидаться предметами по прямой (на поздних уровнях еще и черепами). Также против нас может выступать птица, которую правда можно утихомирить на какое-то время с кулака. Бороться с Блуто можно либо съев банку шпината (1 раз за уровень), которые расположены по краям ярусов, либо скинув ему на голову ведро с крайнего яруса (веревки). Ведро может на какое-то время обездвижить Блуто, дав вам время на сбор предметов.

-33

Игра была бесконечной и представляла собой 3 уровня, которые игрались циклом с повышением уровня сложности (скорости противников, уменьшении полезных предметов и т.д.).

-34

7. Super Mario Bros.

Ну куда же без классики то? Она, по-моему, никого не обошла стороной. Я даже не знаю, стоит ли тут говорить какой вклад SMB привнесла в индустрию видеоигр. Игра-легенда, отрывки и персонажи из которой стали мемами, а музыку до сих пор не брезгуют использовать в различных видео.

-35

Хоть многие и говорят о том, что это чисто разработка под NES, разрабатывалась она под Famicom (сейчас то мы понимаем, что разница чисто региональная). Занесена в "Книгу рекордов Гиннеса" как самая продаваемая игра в мире (40 млн. копий). В отличие от многих игр того времени она имела сюжет. В соответствии с ним Марио и его брат Луиджи отправляются в путешествие по Грибному Королевству, чтобы найти принцессу Пич, которую Боузер заточил в своём за́мке. Во время путешествия он встречает таких врагов, как Гумба и Купа Трупа, и после схватки с Боузером в первых семи замках находит Тоада, который подсказывает, что Пич заточена в другом замке. В восьмом замке (уровень 8-4) Марио (или Луиджи) находит самого Боузера и сражается с ним. После этого он находит принцессу Пич. На этом этапе сюжет игры заканчивается.

-36

Досканально игровой процесс я описывать не буду. В то время помимо самой игры по ТВ крутили редкие мультфильмы про приключения Марио. Благодаря этому, как мне кажется, о игре знали даже самые мелкие дети. Игра породила целую серию как официальных продолжений, так и различных хаков от пиратов (некоторые из которых были довольно ничего). Были даже многоигровки, где можно было пройти чисто определенный уровень из игры на разных режимах сложности. Сама же игра поражала одновременно и простотой, и нарастающей сложностью, и обилием механик. Так получилось, что самым большим фанатом игры был мой отец ☺. Вот он был готов играть в Марио просто не отрываясь, что говорит о реально круто проделанной работе со стороны игровых дизайнеров, которые адаптировали игру под разную аудиторию.

Непосредственно Бозер. Его можно было победить, либо обстреляв фаерболами (3 форма Марио), либо обойдя и добравшись до топора на другой стороне моста.
Непосредственно Бозер. Его можно было победить, либо обстреляв фаерболами (3 форма Марио), либо обойдя и добравшись до топора на другой стороне моста.
-38

8. Top Gun

Мой первый авиасимулятор 😄. Вы думаете, что DCS World слишком сложная? Много элементов управления? Много нюансов управления машиной в воздухе, да? Попробуйте посадить импровизированный боевой самолет на борт пиксельного авианосца и при этом понять, что от вас требуют на панелях управления!

-39

Игра по мотивам фильма Top Gun (1986 г.в.). Ну того, что с Томом Крузом в главной роли. Управлять нам предстоит (как и ГГ из фильма) боевым самолетом - истребителем F14. И дело это такое - весьма непростое, даже в виде игры для 8-битной приставки.

А все сложности только потому, что у нас не было книжечки с инструкцией о том, как играть. Она шла только в комплекте с оригинальным картриджем
А все сложности только потому, что у нас не было книжечки с инструкцией о том, как играть. Она шла только в комплекте с оригинальным картриджем

Вообще авиасимулятор и еще в таком вот виде для такой приставки - действительно уникальное явление. При том, что в игре были практически все составляющие достойного симулятора. Были приборы, позволяющие контролировать высоту и скорость, различное вооружение, достаточно динамичные воздушные бои, посадки на различные аэродромы и даже дозаправка в воздухе.

Процесс посадки на авианосец
Процесс посадки на авианосец

Вообще впронципе игру можно было поделить на 2 основные части - это непосредственно воздушные бои и посадка самолета / его дозаправка. На самом деле в игре можно разобраться и тогда она не будет представлять какую-либо сложность, но тогда, когда мы были мелкими школьниками разбираться было особо то и не когда - всё решалось методом проб и ошибок. Игра очень короткая - в ней только 4 больших уровня. В воздушных боях все довольно просто - надо лишь уклоняться от огня противника и поражать вражеские самолеты. В случае посадки и дозаправки самолета надо выполнить инструкции по скорости, высоте полета, занять определенное положение машиной в воздухе. Не смотря на свои своеобразные механики, данная игра мне очень нравилась. К тому же - нигде более на NES я такого больше не видел.

Преследуем противника
Преследуем противника
-43

9. Battle City

World of Tanks и War Thunder в редакции 90х в одном флаконе. Тоже без малого легендарная игра. Забавно, что я не сразу вспомнил реальное название игры. На него как-то не обращали внимания, когда играли в нее на приставке, а в некоторых версиях (хаках), название попросту отсутствовало на заставке. Поэтому игру часто называли просто - "танчики".

-44

И не даром у меня такая забывчивость. Ведь официально Battle City никогда не издавалась за пределами Японии. В Россию же поставлялись чисто хаки игры под названием Tank 1990. Как бы то ни было - даже в хаке и на пиратском картридже игралось очень даже нормально - особых неудобств не испытывали. Это тоже была одна из немногих игр, которая нравилась моему отцу.

Типичный уровень в Battle City
Типичный уровень в Battle City

Игровой процесс тут тоже достаточно прост. У вас есть непосредственно танк, которым вы управляете. У вас еще есть условный штаб (изображение орла внизу экрана), который надо защищать. Зачастую штаб защищен какими-либо стенками, что позволяет ему выдержать пару-тройку попаданий, но одного попадания непосредственно по "орлу" достаточно, чтобы завершить игру вашим проигрышем. Проиграть можно также и в результате растраты всех жизней (обычно их 3), если в вас попадут противники.

Самая рвущая ситуация, когда вы и противник несколько смещены по отношению друг к другу. Тогда возможности отразить выстрелы противника своими выстрелами нет, зато есть неиллюзорная возможность одновременно загасить друг друга
Самая рвущая ситуация, когда вы и противник несколько смещены по отношению друг к другу. Тогда возможности отразить выстрелы противника своими выстрелами нет, зато есть неиллюзорная возможность одновременно загасить друг друга

Игра многим нравилась за то, что в ней были различные механики, связанные с изменением вида и функционала вашего танка, а также различные типы местности и препятствий, которые имели различный эффект. Противники тоже отличались как количеством брони, так и скоростью, частотой выстрелов (наверное, это можно назвать скоростью перезарядки). Из специальных (мигающих разными цветами) противников могли выпасть улучшения для танка, а также модификаторы поля боя. Например, можно было заморозить своих противников на какое-то время или же заменить стены штаба на бетонные (которые можно пробить лишь улучшенным орудием) на несколько секунд, и т.д. Местность же давала определенные преимущества, или наоборот ухудшала возможности управления. Так, в лесу (зеленые квадраты) можно было якобы спрятаться (противники все равно при этом вас из виду не теряли, а вот дезориентироваться вы там могли спокойно и даже по ошибке выстрелить по своему же штабу), вода препятствует ее прохождение по ней танкам, не имеющим специального улучшения для преодоления водных преград.

Игра была настолько популярной, что до сих пор разные ее вариации выпускаются для телефонов и современных консолей
Игра была настолько популярной, что до сих пор разные ее вариации выпускаются для телефонов и современных консолей

Сложность здесь представляло даже не то, что у вас есть 2 условия проигрыша и не количество противников, а то, что противники тоже могут брать улучшения на уровне. И дают они зачастую противоположный эффект. Например лопата, которая превращает стены вашего штаба в бетонные, в случае, если она взята противником - удаляет у штаба любые стены. Так же противники могут и улучшать свои танки. Эта игра полюбилась очень многим, а отдельный кайф игроки получали в ходе совместного прохождения (при игре с двух джойпадов).

В игре также присутствовал редактор уровней, позволяющий сделать кастомную карту для игры
В игре также присутствовал редактор уровней, позволяющий сделать кастомную карту для игры
-49

10. Bomberman

Еще одна игра, сродни "танкам", покорившая сердца геймеров 90х - Bomberman (в Европе издававшаяся под названием Eric and the Floaters).

-50

Для меня оказалось сюрпризом, что оказывается у игры есть какой-никакой, но сюжет. Так, наш герой - офицер межпланетной полиции по имени Cheerful White (или White Bomber, или просто White). Он борется с различными инопланетными преступниками и напастями, а также со своим антагонистом - Black Bomberoм. White имеет необычную способность - он умеет делать бомбы. Просто собирать их, буквально из ничего. Вовсю используя свою способность, наш ГГ собирает бомбы таким образом, чтобы нейтрализовать инопланетян. Ну это очень сокращенная выдержка из сюжета серии. Если окунаться туда поглубже, то придется писать отдельную статью.

-51

Игровой процесс в Bomberman для NES представляет собой прохождение лабиринта из разрушаемых и неразрушаемых стен. Как уже понятно - стены нам предстоит разрушать именно взрывами бомб. Изначально мы сможем ставить 1-2 бомбы, которые взрываются через некоторое время после установки, имеют очень малую дальность распространения взрывной волны и могут сдетонировать от взрыва друг друга, если находятся в зоне досягаемости.

Дверь найдена. Осталось добить 3х врагов и валить отсюда
Дверь найдена. Осталось добить 3х врагов и валить отсюда

Кроме нас по лабиринту ползают различные инопланетные (+ преступные) элементы, которых нам также надо будет нейтрализовать по условиям прохождения уровня или же, чтобы просто не мешались под ногами. Наша цель (в зависимости от версии игры) - уничтожить всех противников, найти скрытую за одной из разрушаемых стен дверь, найти в одном из противников ключ от этой двери и смотаться на следующий уровень. Прохождение игры могут существенно улучшить различные бонусы, которые выпадают из разрушаемых стен и некоторых противников. Можно увеличить зону досягаемости взрывной волны своих бомб, увеличить их количество, сделать себя невосприимчивым к взрывам собственных бомб, получить умение детонировать бомбы дистанционно.

Игра тоже была достаточно популярной. Поэтому Konami поддерживали серию выпуском новых и новых частей (в том числе с функцией мультиплеера).
Игра тоже была достаточно популярной. Поэтому Konami поддерживали серию выпуском новых и новых частей (в том числе с функцией мультиплеера).

Игру любили за обилие механик и противников, а также за интуитивно понятное управление и возможность играть не запариваясь с изучением тонкостей игрового процесса.

-54

11. Soccer

Игра, появившаяся задолго до первых FIFA-игр. Идеально подходила для футбольных баталий с другом.

-55

В игре можно было выбрать одну из 8 национальных команд и участвовать за нее в чемпионатах или свободной (товарищеской) игре. В различного вида хаках, правда, команд могло встретиться куда больше. В моей версии была возможность игры за 11 команд. На деле выбор команды особо ни на что не влиял - только форма меняла цвета (ну и национальность игроков влияла на цвет их кожи). В остальном же - скилл игроков полностью зависел от ваших умений обращаться с джойпадом.

Сборная Великобритании против сборной Франции. Счет пока по 0, но у ворот уже опасная ситуация
Сборная Великобритании против сборной Франции. Счет пока по 0, но у ворот уже опасная ситуация

Единомоментно в игре можно было управлять одним из игроков. На кнопках джойпада было переключение между игроками - поочередно или на того, кто был ближе к мячу. ИИ союзников при этом, конечно, оставлял желать лучшего. Они могли просто совершать непонятные маневры или же дать пасс в никуда. Но от этого становилось даже интереснее играть.

-57
-58

12. Dr. Mario

В свое время я просто люто возненавидел эту игру. Дело в том, что она сильно нравилась моим родителям, из-за чего те любили засесть в нее на часик по вечерам в соревновании друг против друга. Поэтому приставка была в полном их распоряжении, а все, что оставалось делать мне - надеяться на то, что кто-то из них быстро сольет этот импровизированный турнир.

-59

Тогда мне казалось, что игры про доктора Марио нет, а то что я видел на экране - нелепый хак какого-нибудь тетриса или что-то вроде того. Но по прошествии времени оказалось, что такая игра действительно официально была и есть. И более того - она была официальным продуктом Nintendo по вселенной Марио.

Ситуация тут уже на самом деле предпатовая
Ситуация тут уже на самом деле предпатовая

Сама игра представляет из себя головоломку по типу "три в ряд". У вас есть колба (ну или бутылка, пузырек) с различными микробами, которые в ней плавают. Микробы отличаются друг от друга цветами (синие, красные, желтые и т.д.). У вас есть Марио в роли доктора, который кидает в колбу разноцветные пилюли. Ваша задача расставить пилюли таким образом, чтобы их цвет совпадал с цветом того микроба, рядом с кем плотную они располагаются. Как только вы соберете 3 одноцветные пилюли (или их половины) рядом с микробом аналогичного цвета, эта линия уничтожается вместе с микробом. Уровень считается пройденным, если в колбе уничтожены все микробы.

-61

Сложность в игре представляли собой непосредственно кидаемые Марио пилюли, которые в основе своей были двуцветными. Естественно уничтожить микроба сразу за пару-тройку пилюль не получалось. Приходилось их копить, захламляя окружающее пространство, а после разбираться длительное время с образовавшимися завалами бесполезных половинок таблеток. Вы проигрывали игру, если куча таблеток доходила до горлышка колбы.

-62

13. Принц Персии (Prince of Persia)

Самый первый и самый настоящий. Тот, с кого началась история популярной серии игр и чьи механики используются по сей день.

-63

Собственно легенда вышла еще в 1989 году и была невероятно удивительной и реалистичной игрой (для того времени, естественно). Выпускалась изначально она под Apple 2, но впоследствии была портирована практически на все доступные платформы. Игра представляет собой двумерный платформер, с паркуром в подземелье, боями на мечах и бесчисленными ловушками. А еще, в ней, вопреки трендам времени, был неплохой сюжет.

Любое неосторожное действие в этой игре могло привести к плачевному результату
Любое неосторожное действие в этой игре могло привести к плачевному результату

Конечно же действие игры происходит в Персии. Султан находится на войне со своим войском, а пока хозяина нет дома, его визирь Джаффар пытается захватить трон. Хитрый визирь взял в плен принцессу и дал ей час на размышления о том, быть его женой или умереть. А наш ГГ - истинная любовь принцессы, которого визирь кинул за решетку (видимо чтобы не мешался). Теперь ему предстоит совершить побег и спасти возлюбленную до того, как час истечет.

В подземельях помимо смерти можно было также найти зелья, восполняющие здоровье
В подземельях помимо смерти можно было также найти зелья, восполняющие здоровье

Да - в этой игре действительно есть счетчик времени. И как по мне - это чуть ли не единственная деталь, которая ее не красит. При чем в версии игры для SNES этот счетчик был в 2 раза больше (120 мин). Игра проходит в режиме реального времени и если игрок погибает, то оказывается в начале уровня, пока счетчик не истечет и катка не будет проиграна окончательно. Темница представляет собой многоуровневый комплекс. Я бы сказал, что буквально игру можно назвать метроидванией, ибо тут также - множество различных комнат, путей их достижения, возможностей обхода разных ловушек. Да - ловушек тут действительно предостаточно на любой вкус и нам предстоит их обходить, уворачиваться от них, перепрыгивать и т.д. Наш герой довольно неплох в акробатике. Помимо ловушек нам будут встречаться и стражники. И тут желательно найти в подземелье меч, который можно будет использовать, чтобы прорываться через них.

Примерная карта одного из уровней
Примерная карта одного из уровней

Для своего времени игра была очень прорывной. Движения персонажа были очень плавными, все в игре казалось очень уж эргономичным. До такой степени, что ты не сразу мог понять - игра это или же какой-то мультфильм.

-67
-68

14. Черный плащ (Darkwing Duck)

Один из моих любимых диснеевских мультфильмов, которые по тем временам шли по ТВ четко по воскресеньям. Естественно, я не мог пройти мимо картриджа с игрой по любимым персонажам.

-69

Игру про Черного Плаща для NES уже сложно назвать одной из моих первых игр. Вышла она в Европе только в 1993 году, в РФ, понятное дело, она добралась куда позднее и уже была более технически совершенна по сравнению с тем, что имелось навалом у нас на полках.

-70

Конечно же тут присутствовал и сюжет, согласно которому селезень ЧП должен был спасти свой родной город Сен-Канар от семи злодеев, устроившими в нем настоящий криминальный ад. Нам предстояло одолеть всех и добраться до главы преступного синдиката - Стального Клюва.

-71

Игра мне очень нравилась. Тут было просто всё, что нужно для идеального платформера: любимые герои; огромное разнообразие врагов со своим оружием и особенностями; боссы со своими фазами, мувсетами и способностями; интересные уровни; возможность модифицировать свое оружие и т.д. А главное, что все это перекликалось с сюжетом мультсериала. Многих противников можно было встретить и на экране телевизора. Я мог проходить даже версию с японской локализацией и полностью понимать и сюжет и кто есть кто в этой игре.

Боссы в игре это те же антагонисты ГГ из мультсериала. Нам встретятся Квага, Вульфдак, Ликвигад, профессор Молиарти, Бушрут, Мегавольт и, конечно же, Стальной Клюв
Боссы в игре это те же антагонисты ГГ из мультсериала. Нам встретятся Квага, Вульфдак, Ликвигад, профессор Молиарти, Бушрут, Мегавольт и, конечно же, Стальной Клюв

Отдельно стоит упомянуть возможность выбора вооружения. Дело в том, что стандартное оружие ЧП - газовый пистолет, можно было улучшать. Например - превратить его в шокер, который будет бить зарядами, распространяемыми через пол. Или стрелять присосками, которые могут цепляться за стены и по этим присосками можно было бы подняться по той же стене. Т.е. игра предлагала за счет манипуляций с оружием ЧП различные механики и зачастую поощряла их использование и нестандартный подход к прохождению. И это все при достаточно достойной прорисовке.

-73
-74

15. Contra Force

Мне нравилась больше, чем пресловутая Contra (Contra 2). Возможно в виду вариативности - возможности выбора между различными персонажами и наличием у каждого из них своих умений и оружия.

-75

Игра дошла до РФ позже, нежели чем Super Contra (вышла в 1988-1990 гг), поэтому и не была настолько популярна. Хотя по сути, вал основной продукции подобного толка должен был пройти одновременно году в 1993м. А причина состояла в том, что основную долю пиратки мы получали из Азии (Китая, в частности). Китай, в свою очередь быстрее клепал подделки, которые производились в Азии (Японии, Вьетнаме и пр.), чем на продукцию из США. А релиз Contra Force в был в Японии отменен. Поэтому Konami издались только в американском подразделении Nintendo.

Персонажи игры (оригинальные - верхняя строчка) с их возможными вариациями из различных пиратских хаков
Персонажи игры (оригинальные - верхняя строчка) с их возможными вариациями из различных пиратских хаков

Contra Force по сюжету игры - это центр противодействия организованной преступности с неким Бёрнсом во главе. Перед Центром поставлена задача остановить синдикат D.N.M.E. В один из дней Бёрнсу звонит информатор и сообщает, что преступники угрожают руководителю разведки. Руководитель Центра, назначает информатору встречу для выяснения обстоятельств лично, но в порту, где должна была состояться встреча находит лишь труп информатора. Бёрнса и его отряд неожиданно атакует армия бандитов и теперь им придется дать синдикату отпор и спасти руководителя разведки.

-77

Игра была примечательная несколькими интересными моментами. Тут был выбор персонажа. И не просто выбор из пула одинаковых болванчиков - каждый из персонажей имел разный набор вооружения и способностей, а следовательно и разные ветки улучшения оружия. Помимо этого они отличаются физическими возможностями (скорость, дальность и высота прыжка). Также игра могла похвастаться очень неплохими уровнями и сменой перспективы на некоторых из них. Тут вид сбоку, а на следующем уровне уже вид сверху.

Порт - самый первый уровень
Порт - самый первый уровень

Геймплей обычный для этой серии игр. Проходим уровень - стреляем врагов (желательно то и то делать одновременно) - добираемся до конца - мочим босса. И так постепенно добираемся до главгада, которого тоже рубим в капусту. А вот как вы будете рубать всех зависит от того, каким персонажем играете. Так как они разные, то опыт и эмоции от прохождения каждого уровня вы получали тоже разные.

Игровая перспектива в игре могла отличаться от уровня к уровню
Игровая перспектива в игре могла отличаться от уровня к уровню

---------------======END======---------------

Заключение

Наконец-то я дописал... Это реально пока что самый длинный рейтинг у меня на канале. И это далеко не все игры, о которых я мог бы вам рассказать. Хотя... скорее всего многие из вас застали то время и у вас есть свои любимые игры, в которые вы играли на NES. Я лишь взял те видеоигры, что были в моей жизни реально первыми и добавил к ним часть из тех что мне понравились и что я запомнил. Пустил слезу олдфага, так сказать. Отписывайте о своих любимых играх на NES в комментариях (Famicom, Dandy и пр.) - все таки интересно знать во что играл народ в других точках нашей Необъятной.

За идею и вдохновение хотел бы выразить благодарность непосредственно вам, тем кто подписался на канал и просто даже случайно зашел в гости и оставил свои комментарии под моей предыдущей статьей, вспомнив при этом старые добрые игры в формате 8бит, а также каналу Archamanchrya и его автору. Автор канала Archamanchrya постоянно проходит ретро-игры и не гнушается даже старыми добрыми NES игрушками. Любит он ностальгии нагнать ).

Спасибо Вам за внимание! Надеюсь не залил вас слезами старпера ;). До встречи на канале!