Существует стереотипное мнение, что все ученики Конфуция не просто были мыслящими людьми, но и настолько обожали мыслительный процесс, что могли в нём растворяться до бесконечности. А слова и наставления Учителя не только впитывались ими, словно губкой, но и принимались, как неоспоримые нравственные императивы к действию.
✅ Две "педагогические поэмы" из жизни Конфуция
На самом деле среди учеников Конфуция встречались и такие, которые не очень-то стремились к мудрости, да и вообще к знаниям относились без должного пиетета. К Конфуцию такие горе-школяры попадали не по доброй воли, а по наущению своих отцов. К тому же не стоит забывать, что денег за обучение Учитель Кун не брал, а довольствовался связкой вяленого мяса, на что собственно и жил.
...И вот однажды между Конфуцием и таким вот нерадивым учеником, который не прикладывал усилий для постижения знаний, а чаще на занятиях хлопал ушами, завязался примерно такой диалог:
- Конг, скажи пожалуйста, почему ты не желаешь оправдывать своё имя?
- Учитель, а Вы что считаете, что я не достаточно умён и сообразителен?
- Я считаю, что ты неглупый парень, но ещё тот лентяй. Как ты думаешь: для чего отец тебя направил ко мне в обучение?
- Для того, чтобы я научился у Вас: Человечности, Мудрости, Честности, Откровенности, Смелости и Стойкости.
- Замечательно. Это те самые достоинства, что выделяют из толпы Благородного человека. Но в то же время, все эти шесть достоинств могут перейти в шесть глубочайших заблуждений!
- Это как, Учитель Кун?
- А вот так:
...Разумеется у Конфуция было и немало столь же мудрых учеников, как и Учитель. Причём, это было мнение самого Кун-цзы. Однажды в беседе с одним высокопоставленным чиновником, который искренне восхищался личностными достоинствами Конфуция, тот с улыбкой заметил:
- Вы напрасно считаете меня столь совершенным. Даже среди моих учеников есть те, которые превосходят меня в иных качествах: Шэн-Ли - гораздо меня Смелее, Чжи-Мин - значительно Целеустремлённее, Дэ-Мин - на порядок Добродетельнее меня, а у Си-Конг Лаконичная, Грамотная и Красивая речь.
- Но если это так, то почему эта гениальная четвёрка числится у тебя в учениках и не наоборот?
- А потому что: Шэн-Ли, знает что такое Смелость, но понятия не имеет о том, как быть Осторожным. Чжи-Мин - знает, что значит быть Целеустремлённым, но не знает, что значит быть Гибким. Дэ-Мин хоть и очень Добродетелен, однако он и слыхом не слыхивал о том, что такое Скромность...
- Ну а последний твой ученик, тот, что хороший оратор?
- Си-Конг хоть и обладает Ораторскими искусством, но при этом не может дать ответ даже на простой вопрос. ...Именно поэтому эти достойные восхищения юноши с удовольствием и благодарностью принимают мои знания!
✅ ТРИ: ценности, которые нельзя достигнуть; вещи, которые не возвращаются; и пути, что ведут к Олимпу знаний
...Я не случайно в дебюте сегодняшней публикации привёл пару историй, посвящённых не только Конфуцию, но и его ученикам. Ведь именно благодаря последним мы имеем сегодня единственный реальный источник из которого можно черпать именно мудрость Учителя Куна, а не его подражателей - "Беседы и суждения".
"Лунь юй" (китайское название) хоть и не был написан Конфуцием, но зато он несомненно содержит истинные мысли философа, потому как в его основе лежат конспекты, составленные учениками Кун-цзы по факту бесед с Великим Учителем. Разумеется "Беседы и суждения" вышли в свет уже после смерти Конфуция.
Представляет же он из себя короткие диалоги, иные из которых можно смело выложить и в формате притч, что я и сделал в начале публикации. Читается он легко и для тех, кто одержим Любомудрием будет на 100% представлять кладезь мудрости. Так что рекомендую, друзья.
Именно из этого сборника конфуцианской мудрости я и решил взять четыре тезиса Учителя Куна в формате "3 D". Ну да, сей формат естественно не имеет никакого отношения к трёхмерной графике, но зато в основе его лежит трёхмерное изложение мыслей героя моей сегодняшней статьи.
Причём Конфуций не случайно, многие свои мысли выкладывал в "3 D"-формате. Почему именно "Три"? Всё очень просто. Потому как в китайской нумералогии, да и вообще в культуре Поднебесной эта цифра имеет особое значение.
Во-первых, потому как обозначает она три самых важных жизненных этапа человеческой жизни (Рождение, Брак и Смерть); а во-вторых, потому как своим звучанием (пиньинь) напоминает понятия "жизнь"/"жить". И пусть у этой цифры есть ещё и не самая приятная интерпретация - "расставаться" и "расходиться", но лично у Конфуция цифра "3" вызывала самые лучшие ассоциации.
Ну вот, когда мы со всем разобрались, можно перейти и к изложению первых трёх мудростей Конфуция, каждую из которых можно назвать "триумвиратной":
- ...Первый афоризм касается трёх ценностей: Человеколюбия, Знания и Смелости. Увы, но обрести их в чистом виде невозможно. Постигаются они только через собственный опыт, а последние две к тому же и через свои противоположности.
К тому же, как говорится: "Всё имеет свою Цену!" Постичь эти величайшие, пусть и незримые вещи, не способны глупцы, это привилегия людей умных. Ну а людей, обретших эти ценности, можно считать людьми мудрыми.
- Сколько вам на сегодня лет? Нравится ли вам свой возраст? Живёте ли вы днём сегодняшним, или всё чаще и чаще горестно вздыхаете по дням минувшим?
Умеете ли вы держать язык за зубами, контролировать свои слова, да и вообще больше слушать и меньше бла-бла-блакать?
И, наконец, как у вас обстоят дела с "чуйкой"? Способны ли вы разглядеть возможность, заприметить свой шанс и им вовремя воспользоваться?
Ох уж, это Его Величество ВРЕМЯ. Увы, оно нам не принадлежит. И хоть оно вечно, но только не для нас. Не Время уходит, уходим - мы! А потому очень важно с малых лет уметь его ценить и рационально им пользоваться. Помните слова Наполеона: "Время тратить попyсту - преступно!"
Помните "Гамлета" Уильяма Шекспира, я имею ввиду обращение отца Полония к сыну Лаэрту: "Держи подальше мыcль от языка, а необдyманную мысль от действий!" Не случайно Полоний был королевским советником.
И как часто мы, в силу того, что переполняющие нас (чаще разрушительные) эмоции и чувства берут верх над разумом, и мы выдаём такие серенады в адрес, прежде всего близких и дорогих нашему сердцу людей, что после крепко об этом жалеем. Ну а сегодня так и вовсе надо прежде следовать разуму, нежели идти на поводу собственных эмоций, ведь даже у стен есть гаджет-ушки на макушке!
- Ну и конечно же то, без чего мы бы и сегодня передвигались, словно квадроберы и ловко бы перепрыгивали с ветки на ветки (если разумеется, верить теории Чарльза Дарвина). Я о людских знаниях и человеческой мысли.
Как вам, мои добрые читатели, тезис Конфуция о трёх путях, что ведут к Знанию? По мне так гениально Глубоко и в то же время - Просто! Ведь именно так мы и мудреем. Не сложно догадаться, что в данном случае под "знаниями" подразумевается не жидкая теория, а густое, наваристое практическое значение сего термина.
Много знaть - ещё не значит знать! Наши знания обретают лишь свою реальную ценность, когда мы пользуемся ими в повседневной жизни и никак иначе. Что же касается путей, то именно человеческая Мысль, что исходит от нас, тем самым делая нам честь, действительно наиболее благородный способ познания мира. Подражательство - это не то, чтобы удел слабых, скорее ленивых, трусливых или глупых недалёких людей.
Ну а Опыт - хоть и самый горький, но зато самый действенный и наиболее популярный путь постижения жизненных знаний, умений и навыков. Хотел бы я сказать о том, что следую исключительно Первым путём, но не смею, потому как это не совсем так.
В моём случае возможно чуточку перевешивает путь № 3, т.е. "самый горьки путь, имя которому - Опыт!". А ведь я всю свою жизнь размышляю. Почему так? Думаю потому что я в своих выборах и поступках чаще следую своему характеру, а уж после собственной мысли.
И как бы я не стремился придерживаться совета Отто фон Бисмарка - "учиться на опыте других!" На самом деле по жизни больше остаюсь "дураком", т.к. лучше всего у меня получается учиться через набивки ссадин и шишек.
Что до подражательства, то... Хм, а ведь я в детстве и юности частенько подражал своим папе и дедушке по маме. Удивительно, но обоих звали - Николай Иванович, и оба были мыслителями.
Как результат, мой диагноз в формате "Три пути, что ведут меня к знаниям жизни": 40/10/50 и всё это в процентном соотношении!
- 📌А как в процентном соотношении складывается у вас, друзья, процесс познания мудростей жизни?
- 📌Получается ли у вас, следуя советам Учителя Куна: беречь Время, экономить Слова и "ловить" свой Шанс?
- 📌Какие тезисы, приписываемые Конфуцию, украшают вашу афористическую копилку вселенских мудростей?
🔔 P.S. Смею наивно предположить, что самым любознательным из моих читателей будет любопытна и вот эта тройка публикаций, посвящённых конфуцианской мудрости: