Чем опасно для ребенка время перед экраном? Зачем в детских садах сенсорные панели? Что такое KidTech?
Отвечаем на вопросы, рассуждаем о настоящем и будущем и делимся комментариями детского психолога, руководителя отдела IT-разработки и основателя компании по созданию интерактивного оборудования и программного обеспечения для детского образования.
KidTech — что это?
Всем известен термин HighTech, он же Хай-тек, он же High Technology, что в переводе означает «высокие технологии» — прогрессивное и новое, что требует научных знаний при производстве и что достигло максимума в своем развитии.
Следом по известности идет термин EdTech — Educational Technology, что переводится как «образовательные технологии». Это цифровые технологии, которые улучшают процесс обучения.
KidTech (Кид-тек) — это сегмент EdTech, только для детей до 7 лет. Пока что считается, что для детей до 7 лет, на деле сегмент можно продлить до подросткового возраста, но подождем, вдруг появится TeenTech. Сейчас KidTech — это приложения, игры, видео и сервисы, так и отдельные функциональные устройства для личного пользования и для размещения в детских садах, коррекционных учреждениях, библиотеках, музеях и любых пространств, где есть возможность чему-либо научить ребенка.
Рожденные с телефоном
Современные дети — поколение Альфа или «поколение стекла», которые родились в одно время с бурным технологическим прогрессом и не знают жизни без гаджетов. Они не представляют мир без технологий. Если бы все экраны внезапно сломались и интернет исчез, то дети бы постарались все воссоздать и обеспечить текущие возможности — так ответили старшеклассники.
Но даже если не придумывать техногенную катастрофу, а просто забрать телефон у ребенка, то он все равно везде будет натыкаться на экраны, потому что каждая часть жизни стремится к модернизации: мониторы, стойки для самостоятельной покупки продуктов, талончики в аптеке, рекламные щиты на дорогах и торговых центрах. Технологии есть везде и с ними надо быть на ты, чтобы без труда найти дорогу, позвонить маме и в будущем перевести родителям деньги с третьей зарплаты.
Мир стремительно развивается и дети развиваются вместе с ним. Какими дети вырастут, мы узнаем позже, а пока задачей взрослых остается делать все для блага подрастающего поколения: если ребенок и проводит время за планшетом, то пусть делает это с пользой.
Зачем KidTech родителям?
1. Когда ребенок увлечен развивающей игрой на планшете, у родителей освобождаются руки и часть внимания. Время и силы можно направить в нужное русло: учиться, работать, отдыхать, заниматься домом и другими видами деятельности.
2. Родители не переживают за ребенка, потому что точно знают, где он и чем он занимается.
3. Родители рады, что ребенок не только развлекается, но и обучается. Все игры для детей в KidTech разработчики составляют совместно с педагогами, психологами и методистами, а игра — это лучший формат вовлечения в образование.
Зачем KidTech детям?
1. Дети учатся и совершенствуют свои навыки в любимом и приятном игровом формате.
2. Они изучают современные технологии, с которыми им жить всю жизнь.
3. Они социализируются, потому что все играют в одни и те же игры, которые служат общей темой для обсуждений.
KidTech для детских садов, школ и других учреждений
Из всего многообразия технологий остановимся на функциональных устройствах для размещения в учреждениях и общественных пространствах. Это сенсорные панели и игровые комплексы, интерактивные столы и песочницы, проекционные системы и образовательное программное обеспечение.
Разработкой оборудования для ДОУ и других учреждений занимаются команды методистов, конструкторов, дизайнеров и программистов. Продукт на выходе соответствует стандартам ФГОС и СанПиНа, требованиям пожарной безопасности и решает задачи пользователей.
Зачем цифровое оборудование в садах?
1. Обучение построено в игровом формате, что заинтересовывает каждого ребенка в группе и делает процесс увлекательным и эффективным.
2. Экономит времени и силы педгогов на создание материалов для работы в группе, потому что все уже разработано в электронном формате и готово к работе. Так педагог может больше внимания уделять детям.
3. Задания и темы софта подходят для проведения тематических уроков, праздников, соревнований и конкурсов.
4. При возможности оборудования педагог может создавать свои файлы и загружать их на гаджет.
5. Оборудование помогает создавать в пространстве зоны с разными возможностями, максимально отвечая интересам каждого ребенка.
6. Подходит для индивидуального и группового обучения.
7. Цифровой продукт можно установить в любом помещении: от небольших пространств групповых комнат до актовых залов.
KidTech для коррекционной деятельности
Современные технологии выводят коррекционную и реабилитационную сферы на новый уровень. Например, в медицине используются технологии грандиозного уровня: они помогают лечить людей и спасать жизни. Как и технологии для работы с детьми с особенностями развития: специальные игры, оборудование и методические материалы повышают эффективность работы специалистов, вовлекают в процесс детей — они же тоже «поколение стекла» — и помогают им развиваться, тренироваться, преодолевать трудности и готовиться ко взрослой жизни.
Разработкой оборудования для коррекционных учреждений занимается та же команда специалистов с привлечением практикующих экспертов в области коррекции, реабилитации и абилитации. Продукт на выходе соответствует стандартам ФГОС, ФАОП, ФОП и СанПиНа, требованиям пожарной безопасности и решает задачи пользователей.
Уже разработаны технологии для логопедов, психологов, дефектологов, специалистов по ранней помощи и других экспертов, которые занимаются здоровьем и социализацией особенных детей.
Зачем цифровое оборудование в коррекционных учреждениях?
1. Помогает детям справляться с нарушениями и их возможными последствиями: развивает коммуникацию, грамматические навыки, воображение, эмоциональный интеллект, расслабляет, улучшает координацию, стимулирует восприятие.
2. Упрощает работу специалистов и увеличивает ее эффективность: не надо готовиться к занятию и индивидуально подбирать упражнения для решения проблемы — все уже продумано специалистами и добавлено в программу.
3. Помогает ребенку и педагогу найти контакт для совместной эффективной работы.
4. Помогает социализироваться детям с ОВЗ, РАС, ЗПР, ЗПРР, ММД, синдромом Дауна и другими особенностями развития.
5. Иногда технологии — единственный способом коммуникации невербальных детей.
Над последним пунктом как раз сейчас работают специалисты компании «АЛМА». Поэтому рассмотрим пользу технологий как раз на этом примере. У невербальных детей не налажена коммуникация: они не могут сказать, что замерзли, голодны или хотят поиграть. Такая особенность встречается у детей с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, синдромом Дауна и другими особенностями развития.
При работе с такими детьми специалисты используют карточки ПЭКС: карточки с изображениями из разных категорий предметов, действий и ощущений. Ребенок их учит через выстраивание причинно-следственных связей, учится искать слова, а потом и выкладывать фразы. Нюанс ПЭКС в самом функционале: это папка с карточками на липучках, которые часто теряются и которые невозможно дополнить новыми карточками из определенной сферы.
Специалисты компании «АЛМА» разрабатывают планшет с программным обеспечением «АЛПЭКС+»:
- режим администратора, в котором взрослый может добавить неограниченное количество новых карточек
- удобно носить с собой
- ничто не теряется: это планшет в защитном чехле с ремнем
- возможность выбрать для озвучивания мужской или женский голос
- возможность выбрать оформление интерфейса
Реализация KidTech в России
Чтобы больше узнать о сфере, ее пути и развитии в нашей стране, мы пообщались с генеральным директором, методистом и руководителем отдела IT-разработки компании «АЛМА» — российского производителя современного интерактивного оборудования и программного обеспечения для детского образования с 2013 года.
Случайно вышло, что мы начали работать в этом направлении. Мы разрабатывали интерактивные устройства для коммерческих компаний и к нам стали все чаще поступать запросы от образовательных организаций на разработку специализированных игр.
Алексей Козлов, генеральный директор компании «АЛМА»
Экран в жизни ребенка
Вечный вопрос: насколько вреден экран для человека и ребенка в частности. Среди людей существует несколько мнений:
- экраны вредны и лучше их вовсе исключить, что невозможно в современном мире
- экраны — это нормально, но надо меру знать
- за экранами будущее, развитие технологий важнее всего
Мы задали вопрос о вреде экранов психологу, методисту и главному специалисту-эксперту по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА», потому что некоторые родители опасаются погружать своего ребенка в мир технологий:
Страх — естественная реакция человека на неизвестность возможную угрозу. Когда-то страх вызывали поездки на автомобиле и просмотр телевизора, потом банковские карточки после сберегательной книжки и сотовые телефоны после дисковых. Мы, поколение 30+, можем опасаться многого относительно наших детей: сохранности их зрения, осанки, привычного образа жизни, мотивации и многого другого.
Как работать с этим страхом? Узнать больше о предмете этого страха: всегда помогает знание природы и сути явления, понимание, как им можно управлять, перевод его в рутину.
Ольга Токарева, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов компании «АЛМА»
Можно воспринимать технологии как угодно, но сложно отрицать их значимость и помощь в жизни в работе.
Продукты нашей разработки дают специалистам по работе с детьми лучшие инструменты, которые позволяют оптимизировать работу, повысить компетенции, увеличить эффективность.
Часть наших проектов связана с ненормотипичными детьми. Главная цель продуктов для них — дать возможность более эффективного развития, с учетом их особенностей. Помочь понимать и взаимодействовать с внешним миром.
Иван Агарышев, руководитель отдела IT-разработки компании «АЛМА»
Уроки в школе и KidTech
Информатика уже не так проста, как 10 лет назад. Министерство просвещения сообщило, что программа по труду для 5-9 классов будет состоять из обязательных и вариативных модулей. Обязательные:
- Производство и технологии»
- «Технологии обработки и пищевых продуктов»
- «Компьютерная графика. Черчение»
- «Робототехника»
- «3-D моделирование, прототипирование, макетирование»
Вариативные модули:
- «Авиамоделирование»
- «Медиатехнологии»
- «Сити-фермерство»
- «Ресурсосберегающие технологии»
- «Автоматизированные системы»
- «Животноводство»
- «Растениеводство»
Выбор которых зависит от потребностей региона, его промышленных и экономических особенностей.
Национальные проекты
Национальный проект «Образование» действует в России с 2019 года. Он включает разные федеральные проекты, среди которых «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка». Модернизация школ, создание и рост цифровой образовательной среды и запуск многих высокотехнологичных проектов просто бы не произошел без прямой государственной поддержки.
У компании есть свои продукты, которые помогают учреждениям реализовывать федеральные проекты, например, «Патриотическое воспитание»:
Интерактивная панель «АЛМА Патриот» для детских образовательных учреждений знакомит детей с богатствами нашей страны, культурой, историями и достижениями выдающихся личностей, государственной символикой. Для закрепления и проверки знаний мы создали игры, чтобы дети погружались в учебный процесс.
Иван Агарышев, руководитель отдела IT-разработки компании «АЛМА»
К технологиям в детских садах, учебных и коррекционных учреждениях можно относиться как угодно, но то, что они могут помочь всем участникам образовательного процесса в решении задач, не оставляет сомнений.