Клиентками этой художницы костюмов были знаменитые красавицы конца XIX — начала XX века. Благодатная, но при этом самая капризная публика — княгини, представительницы дворянских и купеческих родов, актрисы театра и кино. Каждая мечтала одеваться у Надежды Ламановой.
Вспоминаем историю главного нижегородского представителя в моде и рассказываем, где узнать о Ламановой больше.
Умение шить — с детства
Надежда Ламанова — первый российский модельер, художник театрального костюма, уроженка Нижегородского края. Она родилась в деревне Шутилово в семье потомственных дворян, её отец дружил с губернатором графом Кутайсовым. Надежда Петровна была старшей из пяти дочерей в семье. Как и многие женщины того времени, она с детства умела шить.
В 22 года Надежда Ламанова уехала в Москву, чтобы найти работу. Там она начала учиться сначала в школе кройки Ольги Александровны Суворовой, а потом устроилась в мастерскую известной в то время портнихи Татьяны Степановны Войткевич, где и обрела первую популярность у клиенток. Спустя год Надежда Петровна открыла собственное небольшое ателье.
Талант красиво подчёркивать фигуру
У Надежды Петровны был художественный вкус. Она умела видеть фигуру и создавать платья, которые представят женщину в выгодном свете. Это и привлекало в мастерскую нижегородки знатных и состоятельных особ. Вместо эскизов каждую модель художница создавала по фигуре, конструировала ткань иголками прямо на теле заказчицы.
В 1904 году, когда Ламановой было 43 года, она удостоилась высокого звания «Поставщик Ея Императорского Величества». Для императрицы Александры Фёдоровны создавались элегантные платья в пастельных тонах с ниспадающими складками, визуально удлинявшими фигуру.
Популярность Надежды Ламановой стала настолько невероятной, что носить платье, сшитое в её мастерской, считалось признаком достатка и хорошего вкуса.
От театральных костюмов к повседневным платьям
На протяжении четырёх десятилетий Надежда Ламанова работала с театрами, в том числе в МХТ, куда её пригласил Станиславский.
Впрочем, шила Ламанова не только на заказ. В её доме моды впервые в России стало возможно купить готовые вещи — платье, юбку, блузу. После революции 1917-го поменялась сама жизнь, а вместе с ней и мода. Ламанова не стала эмигрировать, ей удалось продолжить работу в Советской России и подтвердить статус модельера высшего класса.
Надежда Петровна создавала костюмы простого кроя, чтобы каждая женщина могла самостоятельно сшить наряд. Однако и в этой одежде сочетались художественность и бытовая практичность. Ламанова также спроектировала платья по идеям народного русского костюма. На Парижской выставке в 1925 году они произвели фурор.
Где знакомиться с портновским искусством
Узнать больше о выдающемся русском модельере можно в Виртуальном музее имени Надежды Петровны Ламановой.
Платья, созданные в конце XIX века Надеждой Ламановой, сегодня можно увидеть в Эрмитаже. В частности, в собрании музея хранится пять платьев императрицы Александры Фёдоровны.
Работы Ламановой также хранятся в Государственном историческом музее в Москве и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
А в Нижнем Новгороде есть Музей моды и портновского искусства имени Н. П. Ламановой (ул. Сергиевская, 8). Идея открыть его принадлежит нижегородскому дизайнеру, председателю «Союза дизайнеров России» в Нижегородской области Ольге Рыхловой-Парле. Сегодня в музее можно узнать, как развивалась одежда — от народного костюма до наших дней. Здесь представлены уникальные коллекции миниатюр швейных машин, напёрстков, утюгов, старинных предметов мужского и женского гардероба, инструментов для создания одежды, например, ткацкий станок. В музее также проходят образовательные лекции и мастер-классы.
💬 Пишите в комментариях, какие дизайнеры, модельеры вызывают у вас восхищение?
Также будет интересно: