Найти в Дзене

Цитаты со смыслом - о практике и жизни

Сегодня хотела бы поделиться фрагментами, можно сказать культовой в определенных кругах, книги Ойгена Херригеля - "Дзен в искусстве стрельбы из лука" У меня в руках эта книга оказалась много лет назад благодаря моему учителю, А.М. Усолову, в то время как я начала знакомиться с этим удивительным искусством, освоение которого требует вхождения и удержания себя в едином состоянии целостности тела и сознания. Состояния, фактически представляющего медитацию в действии, где движения не только не нарушают концентрацию внимания, но и всецело реализуют направленную в мишень мысль. Однако при этом сосредоточение не должно вызывать напряжение, нарушая внутреннее спокойствие и живую целостность тела. Именно этот подход и сама философия, лежащая в его основе, роднит традиционное (или еще называемое интуитивным) искусство стрельбы из лука с практиками внутренних школ, в особенности с любимым мной Тайцзицюань. Поэтому мысли из этой книги могут быть интересны далеко не только увлеченным лучникам, но,
Оглавление

Сегодня хотела бы поделиться фрагментами, можно сказать культовой в определенных кругах, книги Ойгена Херригеля - "Дзен в искусстве стрельбы из лука"

Японский лучник, графика
Японский лучник, графика

У меня в руках эта книга оказалась много лет назад благодаря моему учителю, А.М. Усолову, в то время как я начала знакомиться с этим удивительным искусством, освоение которого требует вхождения и удержания себя в едином состоянии целостности тела и сознания. Состояния, фактически представляющего медитацию в действии, где движения не только не нарушают концентрацию внимания, но и всецело реализуют направленную в мишень мысль. Однако при этом сосредоточение не должно вызывать напряжение, нарушая внутреннее спокойствие и живую целостность тела.

Именно этот подход и сама философия, лежащая в его основе, роднит традиционное (или еще называемое интуитивным) искусство стрельбы из лука с практиками внутренних школ, в особенности с любимым мной Тайцзицюань. Поэтому мысли из этой книги могут быть интересны далеко не только увлеченным лучникам, но, конечно, всем практикующим, а также людям, интересующимся темой осознанности.

Интересно, что эта книга, как я узнала позже, - чуть ли не первая работа европейца, принесшая Дзен на Запад. Книга вышла в далеком 1948 и с нее началось знакомство многих людей с этим восточным мировоззрением. И уже много позже подтолкнула многих авторов в подобном ключе осмыслять различные виды деятельности, а также сделала популярными названия в духе "дзен и искусство чего-угодно" (например, довольно известные "Дзен в искусстве написания книг" Рея Бредбери и "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом" Роберта Пёрсига).

Вот так выглядело издание, благодаря которому я впервые познакомилась с этой книгой
Вот так выглядело издание, благодаря которому я впервые познакомилась с этой книгой

Немного предыстории. Попав в 1924 г. в Токийский университет в качестве преподавателя философии, Херригель, всегда интересовавшийся восточными учениями, захотел приобщиться к философии и практике Дзен. Сначала японцы сне спешили открываться, но, в конце концов, все-таки пошли немцу навстречу и предложили начать изучать какое-нибудь японское искусство, через которое он мог бы практиковать Дзен. Херригель выбрал стрельбу из лука и занимался этой практикой несколько лет, попутно вникая в философию Дзен благодаря методам своего учителя-лучника Ава Кендзо.

Сейчас, когда так много восточных учений доступны для европейцев и написано немало книг, как учителями различных направлений, так и исследователями, наблюдения и озарения Херригеля могут показаться уже знакомыми. Но во время своего обучения он был первопроходцем, и с подлинно открытым восприятием новичка внимал наставлениям, что и отразилось в этой небольшой книге. Почему она, собственно, до сих пор вызывает интерес.

Итак, несколько мыслей и фрагментов из книги, как я и обещала в этой рубрике - без моего анализа на тему, в виде заметок - для вашего размышления в качестве рекомендации к прочтению.

Про обучение стрельбе из лука (и не только) и свободу "от себя":

- Что с вами?! — восклицал он. — Вы не должны расстраиваться из-за плохих выстрелов, и это вы уже давно знаете. Добавьте к этому еще и умение не радоваться хорошим выстрелам. Вы должны быть свободны и от радости, и от печали. Должны научиться пребывать в состоянии легкости и душевного равновесия и радоваться так, как будто хорошо выстрелил кто-то другой, а не вы. Нужно добиваться такого высокого уровня сосредоточения, чтобы стать неподвластным настроениям. И неустанно упражняйтесь — вы даже представить себе не можете, насколько это важно.

...Но я не просто уставал от предельного натяжения лука, что вело к потере сил, пребывание в этом состоянии становилось настолько невыносимым, что мое сосредоточение все время нарушалось и мне приходилось направлять свое внимание на тот момент, когда должен был произойти выстрел.

⁃ Прекратите же думать о выстреле, - кричал мастер, - так он никогда не получится.

⁃ Я не могу по-другому, - отвечал я, - напряжение причиняет мне почти физическую боль.

⁃ Вы чувствуете это только потому что не свободны от себя по-настоящему. А ведь на самом деле все просто. Вы могли бы поучиться этому у обыкновенного листа бамбука. Он наклоняется все ниже и ниже под тяжестью снега, лежащего на нем. Внезапно груз снега соскальзывает, но лист при этом остается совершенно неподвижным. Подобно листу бамбука вы должны пребывать в максимальном напряжении, пока не произойдёт выстрел. Именно так это и происходит: когда напряжение исчерпывает себя, должен произойти выстрел, он должен «отвалиться» от стрелка подобно снегу с бамбукового листа, прежде чем стрелок успеет подумать об этом.

Вы даже не можете просто пребывать в состоянии учебы, но постоянно спрашиваете себя, получится у меня это или нет?

На этом кадре ваш покорный слуга как раз учится традиционной стрельбе из лука
На этом кадре ваш покорный слуга как раз учится традиционной стрельбе из лука

...У вас слишком услужливая воля, это вам мешает. Вам кажется, что если вы чего-то не делаете, то этого и не произойдет.

- Так что же мне делать?

- Вам следует научиться ждать. Терпеливо и доверчиво ждать, не имея намерений, пока то, что нельзя заставить, созреет и само дастся в руки.

- А как этому научиться?

- Освободившись от самого себя. Вы должны решительно оставить свое "я". Не должно быть ничего, кроме натягивания тетивы, причем лишенного каких бы то ни было намерений. Не размышляйте о том, что делать... Выстрел только тогда бывает гладким, когда он удивляет даже самого стрелка.

Мысли об искусстве (а фактически любой практике, гунфу и жизни):

Смысл действия ни при каких обстоятельствах не может заключаться в достижении лишь внешней цели, самое главное должно осуществляться в самом человеке.

Цель восточных искусств – не прикладная и не эстетическая, но достижение гармонии между сознанием и бессознательным. Умение превосходит технику, становясь безыскусным искусством, исходящим из бессознательного. Из интуиции, праджня-интуиции – интуиции подлинной мудрости.

Любое истинное произведение искусства рождается только в состоянии полной бессамостности, когда деятель уже не может более пребывать "самим собой". Существует только дух, вид бдительной внимательности, которая проявляется в отсутствии самости и безгранично пронизывает все дали и глубины "глазами, которые слышат, и ушами, которые видят".

Энсо - дзэнский каллиграфический символ в виде круга, который выражает собой «истинную Таковость», «изначальную природу"
Энсо - дзэнский каллиграфический символ в виде круга, который выражает собой «истинную Таковость», «изначальную природу"

Человек, художник, произведение — это все одно. Внутреннее творение не исходит от художника, как внешнее, его нельзя сделать, потому что им можно только быть, оно исходит из глубин...

Человеку Дзен не нужны холст, кисти и краски, хотя он художник; не нужны лук, стрела и мишень, чтобы осуществить выстрел. У него есть тело и голова. Это инструменты, которые важны как форма его проявления. Его руки и ноги — кисти, а вселенная — холст, на котором он рисует свою жизнь семьдесят, восемьдесят, девяносто лет.

Мастера ведут себя так, как будто вокруг них никого нет. Сосредоточены, спокойны, забывают о себе, весь процесс кажется им независимым. На деле же их действия обладают столь мощной выразительностью, что зритель воспринимает их как картину.

Необходимого духовного настроя художник достигает, если подготовка и созидание, ремесленное и художественное, материальное и идеальное, состояние и предмет плавно перетекают одно в другое. Для этого требуются совершенное владение методами концентрации и погруженность, позволяющая забыть о себе.

Благодаря созерцательному покою, с которым мастер вершит свою работу, появляются определяющие успех его дела расслабленность и уравновешенность всех его сил, собранность и присутствие духа, без которого не получится ни одного истинного произведения искусства. Не имея никаких намерений, он погружен в свое дело, приближается момент, когда его произведение, которое он видит своим внутренним взором, осуществится как бы само по себе.

Энсо является одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо
Энсо является одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо

Если какие-то из мыслей вам особенно понравились, зацепили или побудили задуматься - мне будет очень интересно узнать об этом в комментариях :)