Найти в Дзене

МН17: Eric van de Beek, статья 9

Правительство Нидерландов держало ближайших родственников на привязи через Голландский фонд помощи жертвам катастрофы MH17. Правление фонда позаботилось о том, чтобы его члены придерживались агрессивного подхода к России и не стали помехой для голландских и украинских властей. Голландские адвокаты Олега Пулатова обвинили прокуратуру в том, что она настроила против них ближайших родственников. Адвокаты пригрозили отказаться от участия в деле, если прокуроры не смягчат свой тон.   
В статье от 2 декабря 2018 года "Что показывают файлы Локерби о лжи в отношении MH17", опубликованной австралийским журналистом Джоном Хелмером, австралийский журналист Джон Хелмер сделал интересное наблюдение о голландских ближайших родственниках жертв MH17. Он сравнил их с ближайшими родственниками жертв теракта, который был совершен в 1988 году на пассажирском самолете американской авиакомпании Pan Am в Локерби, Шотландия. Секретные документы британского правительства, которые были обнародованы в 2018 го

Правительство Нидерландов держало ближайших родственников на привязи через Голландский фонд помощи жертвам катастрофы MH17. Правление фонда позаботилось о том, чтобы его члены придерживались агрессивного подхода к России и не стали помехой для голландских и украинских властей.

Голландские адвокаты Олега Пулатова обвинили прокуратуру в том, что она настроила против них ближайших родственников. Адвокаты пригрозили отказаться от участия в деле, если прокуроры не смягчат свой тон.   

В статье от 2 декабря 2018 года "Что показывают файлы Локерби о лжи в отношении MH17", опубликованной австралийским журналистом Джоном Хелмером, австралийский журналист Джон Хелмер сделал интересное наблюдение о голландских ближайших родственниках жертв MH17. Он сравнил их с ближайшими родственниками жертв теракта, который был совершен в 1988 году на пассажирском самолете американской авиакомпании Pan Am в Локерби, Шотландия. Секретные документы британского правительства, которые были обнародованы в 2018 году, показали, что британская секретная служба пристально следила за рядом родственников. Их прослушивали, взламывали и допрашивали двое мужчин, которые выдавали себя за журналистов. Британские власти сочли их действия угрожающими, поскольку они сами провели расследование и критически отнеслись к официальному расследованию. Хелмер заметил, что никто из ближайших родственников голландцев, погибших в катастрофе MH17, открыто не ставил под сомнение официальную версию событий и не жаловался в прессе на действия своих политиков, сотрудников полиции или органов юстиции. Очевидно, родственники очень довольны тем, как голландские власти провели расследование и судебный процесс. В первые месяцы было лишь некоторое недовольство по поводу медленного извлечения обломков самолета, личных вещей и останков погибших. Адвокат Боб ван дер Гоен (Bob van der Goen) 11 сентября 2015 года написал гневное письмо по этому поводу правительству Нидерландов. Говорят, что он отправил его от имени двадцати родственников из Бельгии, Германии, Нидерландов и Соединенных Штатов.
Неудивительно, что ближайшие родственники голландцев остались довольны. Правительство Нидерландов полностью сосредоточилось на налаживании хороших отношений с ними и контроле за предоставлением информации, согласно документам Национального координатора по борьбе с терроризмом и безопасности (NCTV), которые были опубликованы после обращения к Закону о доступе общественности к политическому управлению (WOB). Управление взаимоотношениями осуществлялось через Национальную группу по кризисным коммуникациям (NCC), в рамках которой "осуществляется межведомственная координация в отношении общения с прессой, общественностью и родственниками". Эта команда координировалась телеканалом NCTV. Телеканал внимательно следил за средствами массовой информации и социальными сетями. Некоторые публикации и сюжеты о MH17 были известны телеканалу еще до того, как они были опубликованы или переданы в эфир. Например, 3 сентября 2014 года телеканал NCTV сообщил, что программа новостей Nieuwsuur работает над реконструкцией авиакатастрофы и что RTL News подготовит материал об украинских спасателях. “NKC не советует сначала ждать реакции на программу, а затем реагировать”, - пишет NCTV. “Невозможно повлиять на то, какая часть разговора будет транслироваться”.
Контакты с ближайшими родственниками поддерживались посредством информационных встреч и памятных мероприятий, на которых часто появлялись такие высокопоставленные лица, как премьер-министр и король Нидерландов. Родственники также получили свой собственный веб-сайт, vliegrampoekraine.nl на котором они могли обмениваться информацией и задавать вопросы, и содержание которого почти полностью предоставлялось центральным правительством, Государственной прокуратурой и Службой поддержки жертв в Нидерландах. “Сайт родственников также переведен на английский язык и пользуется большой популярностью”, - сообщил телеканал NCTV 3 сентября 2014 года.
Ближайшие родственники Деннис Шоутен и Наоми Тамтелахиту основали Фонд по борьбе с авиакатастрофами MH17 в ноябре 2015 года. У фонда появился собственный веб-сайт: stichtingvliegrampmh17.nl. Государственная субсидия была предоставлена, в частности, Министерством юстиции и безопасности для получения юридической поддержки от юридической фирмы. Правление фонда всегда поддерживало тесные контакты с JIT, Государственной прокуратурой, должностными лицами и министрами министерств, NCTV, Правительственной информационной службой и другими государственными органами. В информационных бюллетенях, которые правление разослало членам фонда (которые были получены автором этого блога), неоднократно подчеркивалось, что правление полностью уверено в том, что власти Нидерландов рассмотрят это дело. “Мы очень благодарны правительству и другим учреждениям за их неизменную заботу о ближайших родственниках и стремление добиться правды, справедливости и подотчетности. Это конструктивное сотрудничество между родственниками и властями является особенным”, - написал совет в декабре 2020 года. “Вы не видите, чтобы это происходило во многих странах”.
Любой, кто критиковал позицию правительства Нидерландов, Государственной прокуратуры и JIT, подвергался жесткой критике со стороны правления фонда. Например, президент Малайзии получил гневное письмо, в котором говорилось, что он не видел убедительных доказательств причастности России к крушению MH17. В частности, мишенью стала Россия. В течение многих лет комиссия в многочисленных информационных бюллетенях подчеркивала, что Россия не делала ничего, кроме распространения дезинформации, вызывала сомнения или препятствовала расследованиям Голландского совета по безопасности (DSB) и Объединенной следственной группы (JIT). Голландских депутатов, которые хотели посетить с рабочим визитом российский парламент, попросили воздержаться от этого. Совет Европы получил запрос о лишении России права голоса. Администрация также неоднократно призывала сохранить или расширить санкции против России.
Родственникам, которые хотели поехать в район крушения, чтобы пообщаться с местным населением, неоднократно настоятельно рекомендовали не делать этого. Поскольку, как было сказано, это слишком опасно, необходимо разрешение Киева, а Нидерланды не имеют официальных связей с сепаратистами. Правление также несколько раз предупреждало о дезинформации. Поэтому “после консультаций со всеми заинтересованными органами власти” правление приняло решение предоставить рекомендации по оценке информации. В частности, было рекомендовано быть осторожными с Интернетом, поскольку информация, размещенная в нем, не была предоставлена исключительно “официальными (прессовыми) каналами”. Это часто касается “теорий заговора”, - написали в совете. “Есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы поставить под сомнение официальные расследования и посеять раскол в обществе и среди родственников”.
В марте 2019 года правление объявило о проведении симпозиума для родственников, в котором приняли участие приглашенные докладчики, в том числе Фред Вестербеке и Уилберт Паулиссен из JIT, Элиот Хиггинс из Bellingcat и Герт-Ян Деннекамп из программы о текущих событиях Nieuwsuur голландской государственной телекомпании NOS. Короче говоря, не было ни одного оратора, от которого можно было бы ожидать чего-то, что отличалось бы от официальных заявлений правительства Нидерландов и прокуратуры.
28 сентября 2016 года в газете de Volkskrant была опубликована статья "Дневник группы по расследованию крушения MH17: много знаешь, мало можешь сказать". Координатор JIT Фред Вестербеке, у которого взяли интервью для статьи, сообщил, что летом 2016 года ему позвонил “председатель фонда ближайших родственников” и сообщил о своем намерении создать комиссию по установлению истины. Это заявление неприятно удивило его, потому что он предпочел бы не видеть, как родственники проводят собственное расследование. Однако в конечном итоге JIT не столкнулась с какими-либо препятствиями со стороны комиссии. В феврале 2016 года правление Фонда по расследованию авиакатастрофы MH17 проинформировало своих членов о намерении создать Рабочую группу по установлению истины. Правление сразу подчеркнуло, что в намерения этой рабочей группы не входило проведение собственных исследований. “Также не предполагается, что рабочая группа будет без необходимости препятствовать или усложнять работу соответствующих органов власти”. Позднее в том же году, в октябре, было принято решение о том, что рабочая группа будет действовать независимо от фонда. Рабочая группа по установлению истины в конечном счете сделала себе имя, протестуя у здания российского посольства в Гааге и направляя письма с просьбой к американским властям предоставить спутниковые доказательства, которые, по их словам, были у них о фатальном запуске ракеты. Голландские, украинские и американские власти были полностью освобождены. Какие действия предприняла рабочая группа для установления истины? И почему они ежегодно устраивают акции протеста у российского посольства, а не у американского? В конце концов, американцы никогда не раскрывали свои спутниковые и радарные снимки. От имени рабочей группы Сандер ван Луйк, бывший военный офицер, сообщил автору этого блога, что не желает отвечать ни на один из этих вопросов. В 2022 году Ван Луйк был назначен членом наблюдательного совета голландского фонда Bellingcat.
Председатель Фонда по борьбе с авиакатастрофами MH17 Пит Плоег также указывает, что у него нет необходимости в интервью по этим и связанным с ними вопросам. Плоэг - бывший оперативный директор Государственной прокуратуры в Утрехте, член правящей партии Нидерландов VVD и бывший советник муниципалитета Стихце-Вехт. В 2015 году голландские СМИ сообщили, что Плоэга подозревали в коррупции и что в его доме был проведен обыск. Полиция прослушивала его и его коллегу по партии, тогдашнего лидера фракции VVD Каталин де Круиф. Выяснилось, что они допустили утечку конфиденциальной информации, чтобы добиться назначения своего коллеги по партии Роба Батса мэром города Стихце-Вехт. Из-за этого дела Плоег подал в отставку с поста председателя в марте 2015 года. В апреле 2016 года он был приговорен к 60 часам общественных работ. Незадолго до этого, в феврале 2016 года, он уже вернулся в правление. После вынесения приговора он вновь занял пост председателя.
Показательно, что 17 июля 2020 года Плоег вместе с послом Украины Всеволодом Ченцовым возложил венок в память о жертвах к Национальному памятнику MH17 в Харлеммермермере. Это резко контрастирует с ежегодной акцией протеста "Пустое кресло" у российского посольства, где Плоег всегда был рад пообщаться с прессой. Во время судебного заседания 8 ноября 2021 года, осуществляя свое право высказываться в качестве родственника, он не оставил никаких сомнений в том, кто, по его мнению, является главным виновником. “Роль Российской Федерации можно охарактеризовать одним словом: предосудительная”, - сказал он суду. “Годы дезинформации, альтернативных теорий, отрицаний и искажений, неспособность взять на себя ответственность и отсутствие сотрудничества со стороны следствия и уголовного дела характеризуют Российскую Федерацию. Люди заходят так далеко, что обвиняют Украину в трагедии MH17, потому что она не закрыла свое воздушное пространство. Российское правительство, очевидно, полагает, что отсутствие решения о закрытии воздушного пространства выше десяти тысяч метров дает ему право сбивать гражданские самолеты в небе. Как это нечестиво!”
У Фонда по борьбе с авиакатастрофами MH17 сложилось впечатление, что он рассматривает судебный процесс по делу MH17 как ритуальную демонстрацию, а роль защиты - как неизбежное зло. В информационном бюллетене для своих членов правление написало, что оно считает "тревожным" тот факт, что голландские юристы Олега Пулатова "продолжают говорить об альтернативных сценариях, несмотря на то, что, по нашему мнению, прокуратура убедительно обосновала причину авиакатастрофы". Это никак не повлияло на отношения между родственниками и адвокатами. Временами напряженность была ощутимой. В судебном комплексе Схипхол 13 ноября 2020 года в женском туалете произошло столкновение, когда родственница Сайлен Фредерикс обратилась к Сабине тен Доессшате "в раздражающей форме". Адвокат была настолько расстроена этим, что на некоторое время ее заменила ее коллега Будевейн ван Эйк. Затем последняя обрушилась с критикой на Государственную прокуратуру. По его словам, “тон прокуратуры и подстрекательские высказывания” обострили отношения между родственниками и защитой. “Государственная прокуратура неоправданно агрессивна по отношению к защите”, - сказал он.
Ранее, 3 ноября, Ten Doesschate жаловалась на отношение сотрудников Государственной прокуратуры. “Слишком многое из того, что мы делаем или о чем просим, публично разъясняется прокуратурой как то, что отнимает ненужное время или не соответствует действительности”, - сказала она. “Поэтому неудивительно, что люди начинают думать, что мы обращаемся с определенными просьбами, чтобы замедлить процесс”.
Сотрудники прокуратуры постоянно издевались над защитой. Например, они назвали адвокатов “самопровозглашенными искателями истины” и посоветовали им не думать, что они “Шерлок Холмс” или “следственный комитет Организации Объединенных Наций”. Полицейские также обвинили юристов в желании проводить “обход домов”, “когда полиция ходит от двери к двери, чтобы спросить, не видел ли кто-нибудь чего-нибудь случайно”, или в рыболовных экспедициях, когда информация запрашивается наугад в надежде, что там окажется что-то полезное.
Адвокаты также иногда вызывали презрение. Например, они хотели вызвать свидетелей, о гибели которых было известно из открытых источников. Они также хотели получить информацию от "испанского авиадиспетчера" Карлоса, который написал в Твиттере, что рядом с рейсом MH17 были замечены два истребителя. Этот человек был разоблачен как мошенник. Он никогда не работал в украинском управлении воздушного движения и жил в Румынии. (Подробнее о нем в другом сообщении в блоге) Иногда прокуратура также замечала, что адвокаты задавали очевидные вопросы. Они интересовались чем-то, что просто содержалось в материалах дела, или хотели расследовать что-то, до чего уже докопалась прокуратура. Но обычно такого рода критика со стороны сотрудников полиции была неоправданной из-за размера и сложности дела, а также огромного дефицита времени, в условиях которого юристам приходилось выполнять свою работу.
После судебного разбирательства Тен Доусшейт рассказала в эфире BNN Nieuwsradio от 7 апреля 2023 года, что она и ее коллега по офису угрожали выйти из дела, если прокуроры не смягчат свой тон.