Поставы - райцентр на западе Витебской области, хотя исторически эти земли тяготели, конечно, не к Витебску, а к Вильно, до которого отсюда совсем недалеко. Собственно, при Российской империи это и была Виленская губерния. Но карта легла так, что в ХХ веке Виленский край располосовало границами, и часть его вместе с Вильнюсом отошла Литве, а часть - Белоруссии, где после ряда административных перетасовок ошметки былой Виленщины были разделены между Витебской, Минской и Гродненской областями.
Центральная площадь Постав представлена архетипической триадой — райисполком, Ленин и церковь:
Церковь святого Николая Чудотворца 1894 года постройки. В Поставы я попал аккурат на Пасху, но церковь, к моему удивлению, была закрыта, и это при том, что в западнобелорусской глубинке народ более религиозный, чем в среднем по стране. Возможно, это показатель количества православных верующих — места здесь в основном католические. Хотя «русская» (до 1839 г. — униатская) церковь на этом месте существует минимум с 17 века.
Как бы там ни было, а церковь выглядит весьма внушительно и находится в хорошем состоянии, блестя на солнце свежей позолотой:
Здесь же, на площади — воинский мемориал:
Современный фонтан:
И вот такой медведь с оторванным хвостом:
Вокруг площади — симпатичная местечковая застройка. В 18-19 вв. Поставы принадлежали роду Тизенгаузов (литовское ответвление остзейской фамилии Тизенгаузенов), которые сделали немало для благоустройства местечка:
Мемориальная доска поэту Владимиру Дубовке:
Мне поэт Дубовка запомнился стихотворением, в котором он в весьма хамоватой форме требовал передать в состав БССР Гомель, Смоленск и Невель:
Macквa cycвeтy вyшы пpaшyмeлa
Пpa caмaвызнaчэннe aж дa зop.
Cмaлeнcк дзe? Heвeль? Гoмeль дзe пaдзeлa?
Cтвapылa гoмeльcкi гaнeбны кaлiдop.
Написано это было в 1926 году, когда шла кампания за очередное укрупнение БССР. Что ж, Смоленск и Невель выбить не удалось, а вот Гомель — да. «Гoмeльcкi гaнeбны кaлiдop» ("гомельский позорный коридор") упоминается потому, что существовавшая тогда Гомельская губерния РСФСР напоминала узкую кишку, которая вклинивалась в территорию БССР после ее укрупнения в 1924 году за счет Могилевщины и Витебщины. В общем, 1920-е гг. были интересным временем, когда национал-коммунисты в союзных республиках могли открытым текстом ругать Москву и требовать от нее территориальных уступок.
А вот между домами показался костел Антнония Падуанского. Он находится на другом берегу речки Мяделки, туда и отправимся:
На здании мельницы с предыдущего кадра установлена вот такая мемориальная табличка в память о событиях Первой мировой войны. Северо-запад современной РБ был одним из ее театров:
Костел Антония Падуанского был построен в 1898-1904 гг. в модном тогда стиле краснокирпичной неоготики. Храм очень внушительный, высокий и всем своим видом свидетельствующий о богатстве местной католической общины:
Заглянем внутрь. В отличие от православной церкви, костёл был открыт:
Вид от костёла на Никольскую церковь. Очень символично храмы двух веками соперничавших конфессий стоят здесь по разные стороны реки:
К костёлу ведет вот такая старая брусчатка, вероятно, польских времён:
А теперь снова вернемся на другой берег, к центральной площади, и посмотрим еще одну необычную достопримечательность — обелиск в память польских солдат, сражавшихся с большевиками в 1919-20 гг. О существовании такого памятника я не знал, но спасибо Яндекс-картам, на которых он был отмечен.
Памятник был установлен в 1934 году. В межвоенной Польше культ «жолнеров» 1919-20 гг. занимал одно из центральных мест, что неудивительно. Ведь благодаря победе над большевиками и «чуду на Висле» Польша не только отстояла новообретенную независимость, но и существенно расширила свои рубежи далеко за пределы линии Керзона, по которой предлагалось провести ее восточную границу. Нужно понимать, что Польша образца 1920-39 гг. была даже крупнее, чем нынешняя Польша, со всеми ее «сталинскими подарками», но без «кресов всходних».
Обелиск польским солдатам стоит практически на центральной площади, но скрыт от нее более поздней застройкой, появившейся в советский период. Памятник находится в вандализированном состоянии, с него сбиты все памятные надписи и красовавшийся на вершине польский орел. Но удивительно, что он вообще сохранился и даже имеет сегодня охранный статус:
Вот так памятник выглядел в свои лучшие времена. Фактически именно он был основным смысловым акцентом центральной площади и стоял на одной оси с расположенным на другом берегу костёлом. Советы памятник почему-то не снесли, но закрыли его более поздней застройкой, и теперь он стоит вроде и в центре, но на задворках:
Завершим обзор Постав еще одним военным памятником, но уже советской эпохе. На выезде из города установлен истребитель МиГ-23:
Дело в том, что в Поставах действовал военный аэродром. Появился он еще в польское время, но особое значение приобрел при СССР. Здесь базировалась всевозможная стратегическая авиация. Очевидно, этому благоприятствовало расположение города на западных рубежах страны. Однако с распадом СССР аэродром был заброшен, а базировавшиеся здесь соединения либо расформированы, либо выведены в Россию:
От самолета-памятника открывается вид на новостройки на окраине Постав. Также видны характерные пятиэтажки военного городка. Военных городков в Поставах было несколько, причем в них имеются не только советские пятиэтажки, но и несколько любопытных довоенных польских образцов: