8 ноября в Салехарде в пространстве Арт-резиденции «Полярис» состоялось открытие выставки художников из Сибири и Южного Урала «Эхи, ахи, охи, ухи».
Художники Елена Клейман, Мария Клевенская и Егор Блажко в своих работах рассуждали на темы локальной идентичности, традиций, ощущения защиты и многого другого в контексте Ямала. Куратором выставки выступила искусствовед Ксения Ладванова.
Наша команда побывала на мероприятии и пообщалась с художниками и организаторами выставки.
Наше интервью с создателями читайте ниже.
Одним из наших респондентов стал Егор Блажко (Егор Скатился). Егор родом из Южного Урала - города Магнитогорска. В своей инсталляционной работе «Более менее», состоящей из фотографий и цитат участников проекта, автор рассуждает на тему традиций и о том, как традиции формируют человека. Мы пообщались с Егором о его проекте и о том, почему большинство героев его работы - это ямальские ханты.
П.: «Егор, расскажи кратко о своем проекте. Почему выбрал тему традиций?».
Е.: «В своей работе мне хотелось порассуждать на тему традиций, потому что моя подруга, приезжавшая на Ямал раньше меня, сказала, что здесь отношение к традициям более трепетное и уважительное. Мне показалось это интересно. У нас на Урале, на мой взгляд, менее тепло относятся к этому феномену».
Е.: «В своем проекте я хотел глубже погрузиться в тему традиций и пообщаться с живыми людьми, чтобы из их опыта и моего восприятия появилось некое впечатление о традициях народов Севера».
Е.: «Участники моего проекта - это люди, которые прошли анкетирование в рамках моего опен-колла. Людей, отвечающих на анкету было больше, но до финала дошла лишь «святая» четверка».
П.: «Кстати, об опен-колле. Много ли ямальцев откликнулось на эту историю? Много ли было представителей коренного населения?».
Е.: «В большинстве своем это были представители КМНС. Сначала их было семь, затем стало четыре».
П.: «Как ты строил свой диалог с респондентами? Что тебе было важно в участниках проекта?».
Е.: «Сначала я создал 20 вопросов, 10 из которых были адресованы людям, чтящим традиции, и 10 - людям, которые ведут современный образ жизни, соответственно, поверхностно относятся к этому. В итоге, все респонденты ответили, что они чтят традиции. Анкетирование прошли 7 человек. У большинства были глубокие ответы на вопросы, где они делились личными переживаниями, историями. Меня они тронули, наверное, своей искренностью. Никто не боялся поделиться своими откровенными вещами. Одной из часто упоминающихся тем была тема проявления расизма в их сторону. Мне жаль, что люди с этим столкнулись. Их искренность и стала ключом в наших взаимодействиях с ними».
П.: «Как думаешь, в чем проблема, что в одном из мультиэтнических регионов России всего семь человек приняли участие в опен-колле на этническую тему?».
Е.: «Мне кажется, что здесь дело в скромности. Представители многих коренных народов скромны. Не все хотят быть услышанными. Возможно, не хватало и большей медийной огласки. Но несмотря на малое количество респондентов и камерность выставки мне хочется верить, что проект все равно получился довольно интересным».
П.: «Что для тебя означает феномен «традиция»?».
Е.: «Я разделяю для себя традиции народа и традиции семьи. Для меня больше отзываются семейные традиции. Я их более ярко и глобально проживаю. В момент проведения опен-колла я эти понятия не делил. Большинство традиций, которыми делились со мной респонденты, были не личными, скажем так. То есть, это была больше общая народная история».
П.: «Какая жизнь в дальнейшем будет у твоего проекта?».
Е.: «Если говорить про фотки, то я в любом случае планирую зафиксировать и разместить их в социальных сетях, а если говорить конкретно про инсталляцию, то мне нравится мысль, что она есть в физическом состоянии на протяжении 20 дней здесь и сейчас, а потом она исчезнет».
Ответы на вопросы о том, почему северная этническая тематика так манит художников и какой сакральный смысл несут в себе орнаменты народов Севера мы попытались найти в беседе с Ксенией Ладвановой - куратором выставки и искусствоведом из Магнитогорска.
П.: «Урал и Ямал. Много ли общего?»
К.: «Принято считать, что уральские горы разделяют Европу и Азию. Я люблю продолжать эту мысль утверждением того, что они еще и объединяют Юг и Север. И это очень интересный, даже сюрреалистичный момент. Магнитогорск находится на границе с Башкирией. И там мы можем увидеть уральские горы. Но эти же уральские горы мы можем увидеть и здесь - в Салехарде. Очень интересный момент».
К.: «Говоря об орнаментах, кстати, на своей лекции я рассуждаю на тему того, что очень много схожестей в орнаменте у башкир и народов Ямала. Можно долго рассуждать о сходствах и различиях в орнаментах. Интересно, что иногда заметнее разница между узорами групп одного народа, чем между разных этносов».
П.: «Что такое орнамент? Это сакральный атрибут народа или же обычная деталь костюма?».
К.: «Орнамент - это культура народа, описанная в знаках, в простых лаконичных геометрических формах, в которых заложены представления конкретного этноса обо всем. Все, что волнует, что кажется важным, красивым - можно увидеть в орнаменте. Это та вещь, которая важна и для историков, и для искусствоведов, и для этнографов. Орнамент - с одной стороны, это наука, а с другой, стороны это безумно красивая вещь, что очень важно».
К.: «Орнамент еще интересен тем, что он живой - он все время развивается, меняется. Он от этого не становится ни хуже, ни лучше. Это просто живой организм, который, действительно, не застревает, а вместе с культурой народа движется вперед».
П.: «Почему для народа важно помечать свой костюм орнаментом?».
К.: «В первую очередь, это, конечно же, обережная функция - это что касается костюма и предметов быта. Орнамент отражает в целом представления народа о строении мира. Орнамент играет важную роль в архитектуре одежды - очень важно, чтобы каждый орнамент был на своем месте. Орнамент несет как охранную функцию, так и смысловую. К примеру, многие северные народы располагают на плечах орнамент, чтобы «лучше думалось», ведь плечи - это там, где голова».
П.: «Как ты относишься к культурной апроприации? То есть, когда одни народы заимствуют, к примеру, орнаменты других».
К.: «Это нормальный процесс. Во времена древности, когда еще никто не размышлял ни о какой апроприации, одна мастерица увидела узор у другой и подумала: «хочу также». Взаимопроникновение неизбежно. Отношусь к этому нормально».
На выставке также представлены работы: «Как стать завидным владельцем собственного снега» художницы Елены Клейман и «Норы и горы» фотографа и художницы Марии Клевенской.
Выставка работает до 28 ноября.
© Проект «МОХ»
Фото: Ася Гергель
#медиамох #мохстатьи #мохновости #мохинтервью