Найти в Дзене
Святые места

Сын стал ходить в храм и стал внутренне отдаляться от родителей. Что делать?

Вопрос:

«Недавно родители мне сказали, что после того, как я начал ходить в церковь, стал часто бывать в состоянии “я не здесь”, как будто я не с ними. Их это пугает.
Как мне быть? Это хорошо или плохо? Я, честно, не понимаю. Обычно в это время я молюсь Иисусовой молитвой или думаю о Боге».

Ответ батюшки:

Конечно, внешние признаки некоторого аутизма «я не с вами, я в своем мире» могут настораживать близких, но это желанное для христианина уединение в глубине собственного сердца с единым Богом является прямым указанием Господа:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

И здесь имеется в виду не только своя келья или собственная комната, а более — клеть собственных ребер.

«Не в бревнах Бог, а в ребрах», — говорит русская пословица. И уединение для молитвы — это образ внутреннего сосредоточения, которое предусматривает для человека сокращение контакта с внешним миром.

Некоторые принадлежат всем своим близким, окружающим, находясь в постоянной контактности и общении. Некоторые принадлежат всему миру, в том числе и миру зла, находясь постоянно в интернете, в каких-то бесчисленных новостях и впечатлениях, поступающих, пленяющих, связывающих человека.

Как некогда лилипуты лежащего Гулливера за отдельную волосинку. Волосинок много, и лилипутов много, и они полностью пригвоздили его голову к земле, воспользовавшись для этого каждой отдельной его волосинкой.

Так можно представить внешнюю привязанность современного молодого человека к миру виртуальному, и он остается совершенно пустым внутренне, и все его внимание оказывается вовне.

Наша задача, конечно же, научиться внутреннему пребыванию. И другой вопрос — как сделать это безобидным для окружающих?

Перед нашими глазами есть удивительные батюшки, которые умеют, сохраняя молитвенный дух и сердечную теплоту, при этом позаботиться с почтительностью о каждом из близких и далеких, явить свое приветливое слово, оказать внимание, ответить на вопрос.

И именно внимание к ближним является способом существования христианина, а не какая-то сомнамбулическая отчужденность.

«Что воля, что неволя, все равно, ты для меня стеклянный. Я смотрю сквозь тебя, и твои скорби, и твои радости, и твое внимание ко мне не встречает во мне никакого сочувствия» — это не христианское состояние.

Это может быть какое-нибудь состояние нирваны или какого-нибудь мистического охмеления, но никак не состояние христианина.

Как пишет Борис Пастернак после освежения в своей памяти содержания Евангелия:

-2

Последние слова его, обращенные к своим соотечественникам 50-х годов, когда сердце его сокрыто с Господом и проникнуто Евангельским словом:

«Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».

Внимание к ближнему не разоряет молитвенный дух в человеке, а поддерживает его. Смотреть на ближних как на объект своего попечения и служения — признак христианина.

Также как и внимательная внутренняя молитва. Есть время уединения, есть время церковного предстояния перед Богом, когда ничто земное нас не отвлекает, и мы не находимся в состоянии какого-то активного общения и служения ближнему.

Но кроме вот этих часов возможного уединения никто, наверное, из родителей не упрекает тебя в поздние часы, что ты, уже находясь на ложе или возле него, отдаешь сердце свое Единому на потребу, внимаешь внушениям Господним и открываешь перед Господом свое кающееся сердце.

Но времена активного взаимодействия не должны быть для тебя наполнены каким-то равнодушием, отчужденностью от ближних.

Но молитвенный дух будет поддерживаться именно этой самой решимостью с теплом и лаской оказаться служителем тех, кто рядом с тобой.

Читайте ещё:

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру