Найти в Дзене

На велосипедах к устью Авлоги через Ржевский полигон

“У самурая нет цели – есть только путь” – гласит старая японская пословица. Дополню: “Путь по ходу движения может меняться” :)

Во время очередной веловылазки на Ржевский полигон – в наиболее удалённую от города его часть, наши планы и путь корректировались несколько раз, причём началось это ещё на этапе прорабатывания маршрута. Однако, как ни хотелось Славе попасть домой не слишком поздно, совмещая карту с предложенным мной треком, он со обречённым смехом резюмировал, что “Опять получается сто километров!” Впрочем, вкус приходит во время еды и километраж мог стать ещё больше. Но это уже потом…

Итак, чем запомнилась эта поездка, что понравилось и какие задумки не удалось воплотить в жизнь…

От Грузино – стартовой точки нашего велоброска, до урочища Вуолы мы добрались, точнее долетели, за какой-то час. Строго говоря, даже меньше – минут за пятьдесят. Нескучный и разнообразный для велоезды в хорошую погоду рельеф с асфальтовыми горками и отличным покрытием, плюс минут тридцать езды по грунтам. Почти сразу после сьезда с трассы A-181 из-под грунтового покрытия местной дороги местами стала проглядывать и ощущаться колесами старая каменная кладка. И это было только начало! Урочище, кстати очень красивое, но, к сожалению, находится в долгосрочной аренде у сельскохозяйственного предприятия, огородившего его территорию решетчатым забором.

Миновав озеро Сиркоярви, на Стыке Наркома(Климента Ефремовича Ворошилова(прим.)) мы без промедлений преодолели перегораживающий дорогу шлагбаум с расположенной рядом будкой без охраны и устремились навстречу приключениям. Судя по паре объездных тропинок, которые я заметил, можно было и не суетиться – на велосипедистов здесь не обращают внимания. Вымощенная камнем старая дорога, по которой мы неспешно катились, местами сохранилась на пять баллов.

Cтарая дорога
Cтарая дорога

Сам факт того, что булыжники укладывали как по линейке - один к одному, говорит о том, что строили её на века. Большая часть дороги проходит по достаточно сырым, приболоченным местам, поэтому встреча с гадюкой на первом же привале не сильно удивила. Вполне симпатичное пресмыкающееся со зловещим узором на спине вознамерилось переползти дорогу рядом с нами и на мои попытки устроить зоо-фотосесссию почти не обратило внимания.

Красивая...
Красивая...

Одной из ключевых точек нашего маршрута стала наблюдательная вышка, оставшаяся от тех времён, когда на территории полигона можно было встретить только военных.

Наблюдательная вышка
Наблюдательная вышка
-4

Разумеется, мы не упустили возможность залезть на неё, чтобы полюбоваться окружающим пейзажем. Несмотря на кажущуюся добротность конструкции, при ближайшем рассмотрении качество проржавевшего металла вызвало у меня некоторые сомнения, поэтому, честно признаюсь, поднялся я только до первой обзорной площадки. Слава же – напротив: несмотря на то, что порядком побитое временем сооружение начало ощутимо ходить из стороны в сторону, весьма бодро добрался до самого верха.

-5
Старая дорога и море тайги :)
Старая дорога и море тайги :)

Насмотревшись на зелёное море кустарников и деревьев, раскинувшееся до самого горизонта, мы двинулись дальше, имея в виду главную цель путешествия – гавань Нижние Никулясы, названную так по имени располагавшейся там когда-то большой деревни. И второстепенную – доты КаУР, на которые мне тоже хотелось взглянуть.

-7
Земляника у дороги
Земляника у дороги

За мостом через Сокилов ручей обычный для этой части Ржевского полигона пейзаж резко поменялся: начался очень красивый сосновый бор, примыкающий к очередному урочищу, где когда-то также располагалась большая деревня.

Сокилов ручей
Сокилов ручей
На мосту через Сокилов ручей
На мосту через Сокилов ручей

Ну, а ещё через несколько минут мы выкатились на перекресток двух основных дорог: нашей и второй, ведущей к озеру Валоярви. Немного передохнув на поляне у артезианской скважины, мы вышли на последний бросок к Ладоге.

Артезиаская скважина в сосновом бору
Артезиаская скважина в сосновом бору

Между тем, по ходу движения картинка снова стала меняться: сосны постепенно отошли на второй план, слева и справа потянулись поросшие кустарником и молодыми лиственными деревьями лужайки - бывшие урочища, где когда-то жили люди.

-12
река Авлога
река Авлога
-14

Почти выкатившись на берег речки Авлоги, протекавшей справа от дороги, мы минут через десять уперлись в шлагбаум, за которым виднелись хозпостройки, лодки на трейлерах, туда-сюда бродили люди в полукамуфлированной одежде – словом, кипела жизнь, свойственная обычной базе отдыха. Вежливая и доброжелательная женщина(как мы поняли, исполняющая роль администратора режимного объекта) поведала, что здесь располагается наблюдательный пункт(или пост), выполняющий одновременно функцию места отдыха для военнослужащих. Въезд на его территорию возможен только по пропуску, который можно получить на Рябовском шоссе при наличии связей с ФСБ. Словом, увидеть своими глазами Гавань и осмотреть самый крайний дот в линии КаУР у Ладоги даже в обозримом будущем у нас шансов не было…

Тем не менее, она весьма любезно показала объездную дорогу, проехав по которой, менее чем через полчаса нам всё-таки удалось выйти на заросший тростником ладожский берег.

Берег Ладоги
Берег Ладоги

Перекусив под гостеприимным навесом местной рыбацкой избушки, мы стали прикидывать: каким путём возвращаться.

-16

Поскольку усталость не ощущалась от слова совсем, я подкинул достаточно авантюрную идею: исследовать вторую дорогу Ржевского полигона, ведущую к озеру Волоярви. Потом, перескочив трассу, через уже хорошо знакомую мне часть Ржевского полигона можно будет докатить до Всеволожска, ну а там, по Дороге Жизни и Рябовскому шоссе до Охты рукой подать. Километраж при таких раскладах, мягко говоря, возрастал, но нам хотелось продолжения банкета. Правда, в этой дерзкой затее имелось слабое место в виде шлагбаума и блок-поста при выходе на трассу, но cо свойственной мне предусмотрительностью брод через Авлогу неподалеку от него я разведал во время одной из прошлых поездок. И хотя всё та же дама в Гавани предостерегала нас от поездки в ту сторону, мы, преисполнившись самурайской отваги(точка зрения Славы) или легкомыслия(моё мнение) двинулись в путь.

Вернувшись в бор на перекрёсток дорог и ещё раз взвесив шансы на успех нашей затеи, мы выдвинулись к мосту через Авлогу, переехав который километров через пять встретили очередной опущенный шлагбаум, который нас разумеется не остановил. Тормознул же нас немного позднее сотрудник местной охраны(его будка виднелась вдалеке), подчёркнуто вежливо и убедительно обьяснивший, что дальше проезда нет и пытаться искать объездные пути не стоит. Мол, это закрытая территория, арендованная различными организациями, здесь располагается охотхозяйство и т. п..

После моей полувопросительной-полуутвердительной реплики о том, что здесь видимо располагаются военные, он как-то внезапно подобрался и с чекистским прищуром поинтересовался: зачем собственно я интересуюсь.

Поскольку дома меня ждали, тему я закрыл сразу. В самом деле, не обьяснять же, что на карте взятой из интернета, громадная площадка слева от дороги недвусмысленно названа испытательной. Ну, а о том, кто и что там испытывает, мне ещё в мае поведали местные жители. Полученную информацию я тогда не воспринял всерьёз, и как оказалось, зря.

Как нам ни было обидно – до Волоярви оставалось всёго-то около получаса езды, пришлось разворачиваться.

-17

На обратном пути до станции Грузино приключений у нас не было, если не считать клеща, которого Слава снял с себя в том же самом сосновом лесу и зайца, перебежавшего нам дорогу с бесстрашием бабушки-пенсионерки.

-18

Да… А счастье было так возможно, так близко…

Поддержать автора (на ж/д билеты и развитие краеведческого проекта)

5469 5500 7515 6171 (Сбербанк, Морозов Игорь Борисович)

Впереди новые поездки и путешествия!