Мы завершаем путешествие по городам Подмосковья, ставшими в ХХ веке частью Москвы. Последний пункт на нашем маршруте – Солнцево, место, где испытывали на прочность отечественные самолёты и снимали легендарный советский фильм.
Из всех подмосковных городов, вошедших в состав столицы во второй половине XX столетия, Солнцево позже всех утратил городской статус. Это случилось в 1984 году.
В прошлом городок был популярной у москвичей дачной местностью, а затем, в период бурной индустриализации страны – рабочим посёлком.
Еще раньше, начиная с XVII века, в этих местах стояла деревня Суково, принадлежавшая князьям Трубецким. В последствии земли отошли приближённым императрицы Екатерины II Алексею Орлову и Петру Румянцеву.
Посёлок Солнцево
В начале прошлого столетия дачное Суково постепенно стало приобретать черты рабочего посёлка. В 1926 году там постоянно проживало около 400 человек – в основном железнодорожники, ремонтники, сотрудники различных московских предприятий.
В конце 30-х годов прошлого века в Москве заработал план реконструкции, согласно которому в городе сносились ветхие здания и возводились новые дома, куда переселялись люди из общежитий. Но квартир на всех не хватало и кому-то приходилось отправляться в коммуналку без какой-либо перспективы обзавестись в ближайшем будущем отдельным жильём. В такой ситуации многие москвичи предпочитали перебраться из столицы загород в собственный дом. В 1937 году по соседству с деревней Суково выделили обширный участок под застройку для переселяемых из Москвы. Через год здесь уже было 300 домов и проживали 2,5 тысячи человек. В том же 1938 году населённый пункт получил статус посёлка. Назвали его Солнцево. Почему? Расскажем.
Из Сукова в Солнцево
Надо сказать, что развитию местности во многом способствовала прокладка железной дороги. В конце XIX века где-то в километре от деревни Суково построили одноимённую железнодорожную станцию. Это была тогда единственная транспортная артерия, связывающая населённый пункт с Москвой. Дорога до столицы поездом на паровозной тяге занимала около часа.
На станции «Суково» снимали несколько эпизодов советского кинохита «Цирк» с участием Любови Орловой, вышедшего на экран в 1936 году. Подмосковный железнодорожный разъезд на время съёмок стал вымышленным американским городком Sunnyville (Солнечный город). В кадре отлично видно снесённое здание старого вокзала постройки середины 20-х годов прошлого века и дореволюционной конструкции фонарь.
По одной из версий, именно киношному Санвилю обязан Солнцево своим красивым наименованием. После основания посёлка принялись думать о том, как его назвать. Исторический топоним Суково оказался, скажем так, не достаточно благозвучным. Никто из местных не захотел становиться «суковцем». Альтернативу подсказал американский Солнечный город из «Цирка». Населённый пункт решили окрестить Солнцевым. Есть, впрочем, и другие варианты развития событий. Говорят, например, что в момент создания посёлка в 1938 году стояла жаркая и солнечная погода. Вот поэтому и Солнцево. Согласно другим предположениям, посёлок могли назвать в честь известного архитектора Фёдора Григорьевича Солнцева, принимавшего участие в создании усадьбы Лукино, расположенной в Переделкине. А может быть, всё дело в итальянском зодчем Пьетро Антонио Солари, что в переводе «солнечный». Архитектор прибыл в Москву в 1489 году по приглашению Ивана III, чтобы принять участие в строительстве Московского Кремля. По проекту итальянца возвели несколько башен, в том числе Спасскую, а самого архитектора одарили земельным наделом под Москвой. Это место затем стало называться Саларьево – по имени владельца. А впоследствии на землях потомков Солари появилась деревня Суково, ставшая Солнцево.
Что касается Сукова, топоним несколько лет сохранялся в наименовании железнодорожной станции, а в 1965 году она превратилась в «Солнечную». Почему не в «Солнцево»? Возможно потому, что остановка с таким названием уже существовала в Курской области на Юго-Восточной железной дороге. Раньше станция была «Никольская». В 1885 году её переименовали в «Солнцево». И, вероятно, уже по ней в 1967 году изменили название села Коровино, что находилось по соседству. Село стало посёлком городского типа и получило новое название. Так что в Курской области тоже есть населённый пункт Солнцево.
После войны подмосковный посёлок рос и благоустраивался. Жили в Солнцеве в основном московские строители. В 1948–1953 годах трест «Особстрой» (ныне Главмосстрой) построил здесь для них 148 одно- и двухэтажных жилых домов. Поэтому одна из улиц района называется сейчас улицей Главмосстроя.
В 1984 году на карте Москвы появился новый Солнцевский район. Кроме города Солнцева туда вошли территории рабочих посёлков Мещёрский, Западный, дачных посёлков Переделкино и Чоботы, посёлков Здоровый Отдых, Лазёнки и Лукино, деревень Орлово, Суково, Терёшково и Федосьино.
Военный аэродром
История этих мест связана с авиацией. В течение многих лет в окрестностях Солнцева, там, где сейчас находится жилой комплекс «Лучи», действовал военный аэродром. Построили его в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны на аэродроме базировались истребительные полки 6-го авиакорпуса Московской зоны противовоздушной обороны. Лётчики на самолётах МиГ-3 обороняли столицу и Киевскую железную дорогу от налётов немецкой авиации.
После 1945 года на базе авиационного предприятия открыли филиал Центрального конструкторского бюро № 17. Его первым руководителем была прославленная лётчица, Герой Советского Союза Валентина Степановна Гризодубова. Ей удалось создать уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) в Солнцеве. Организация была создана, чтобы обеспечивать лётные испытания радиоэлектронной авиааппаратуры и других важных задач. К 1972 году на основе центра образовалось Научно-производственное объединение «Взлёт» с головным предприятием в Солнцеве. А в соседнем посёлке Ермолино построили аэродром, где проходили испытания отечественные самолёты и вертолёты. К концу 80-х годов в НПО «Взлёт» насчитывалось более 100 военных и гражданских воздушных судов практически всех типов. На предприятии проводились масштабные научно-исследовательские и конструкторские работы с использованием летающих лабораторий для создания радиолокационной бортовой аппаратуры. Это оборудование ставили на все виды самолётов и вертолётов, а также космических кораблей, включая «Буран», и даже подводных лодок. Разрабатывались и испытывались новейшие средства радионавигации, средства управления вооружением и опознавания, многие другие научные системы и комплексы.
НПО «Взлёт» закрылось в 2017 году. Сейчас о нём в Солнцеве напоминают названия улиц – Производственная (в честь опытного производства) и Авиаторов, которая называлась Авиационной до вхождения Солнцева в состав Москвы.
В галерее сравниваем архивные фотографии с актуальными и показываем, как менялся Солнцево 👇
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: