Название Люблина осталось в одном из московских районов. А когда-то Люблино был городом железнодорожников, местом основания знаменитого Люблинского депо и завода-гиганта МОЖЕРЕС. А ещё раньше там стоял «русский Версаль», жил и работал Достоевский.
1960 год был важной вехой в истории Москвы. Открылось движение на первом участке Московской кольцевой авто-мобильной дороги (МКАД). Территория столицы расширилась в границах автодороги, и несколько подмосковных населённых пунктов утратило статус самостоятельных городов, став частью Москвы. В их числе оказался Люблино, расположенный на юго-востоке от столицы.
Дворянская усадьба
Подмосковный Люблино не всегда был городом да и, собственно, Люблиным стал не сразу. В XVI веке на этом месте стояло село Юркино. В 1680 году его переименовали в Годуново, а затем в Люблино. Причём изначально ударение ставилось на втором слоге.
История Люблина связана с усадьбой Николая Алексеевича Дурасова, отставного бригадира, столичного льва, известного щеголя. В 1800 году эксцентричный богач возводит в Люблине на берегу красивого пруда виллу в палладианском стиле в виде креста, вписанного в окружность. Столь причудливая форма для здания выбрана неслучайно. Таким образом Дурасов вознамерился увековечить полученную им награду – орден «Анны». План дома должен был повторять очертания анненского орденского креста с кругом в середине и решётчатыми дугами.
Загородную резиденцию Дурасова окрестили «русским Версалем». Сам барин слыл гостеприимным хозяином. Давал пышные обеды в оранжереях для всей светской Москвы. В усадьбе имелся крепостной театр. Гости съезжались в Люблино на знаменитые театральные постановки со спецэффектами: на сцене дул ветер, по крыше стучал невидимый дождь, а актёры птицами парили над подмостками.
В конце XIX века поместье перешло в руки купцов Конана Голофтеева и Петра Рахманина, а в истории Люблина открылась новая эпоха – дачная. Предприниматели сделали из окрестностей бывшей усадьбы Дурасова модный подмосковный курорт. Чтобы заманить туда как можно больше москвичей, купцы строят в 1870 году на собственные деньги платформу «Люблино» с симпатичным деревянным вокзалом (с 1907 года «Люблино-Дачное») на проходящей рядом Курской железной дороге.
Когда поезда только становились общественным транспортом, требовались определённые усилия, чтобы привлечь пассажиров. Это наложило отпечаток на внешний вид возводимых в то время вокзалов. Их старались делать нарядными и как можно более комфортными. Покрашенный в зелёный цвет люблинский вокзал был одноэтажным, с красивыми белыми наличниками на окнах. Перрон украшала резьба в древнерусском стиле. Двустворчатые двери вели как на платформу, так и на улицу. Станция освещалась керосиново-калильными фонарями. Зимой здание вокзала отапливалось. В 1878 году в зале ожидания открылся буфет, а на улице – продуктовая палатка.
В некоторых случаях вокзал использовался не по назначению. Так, 21 февраля 1913 года просторный зал ожидания стал местом торжественного богослужения и молебна в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Здание было убрано флагами и затянуто материями с национальной символикой.
От здания вокзала начиналась главная улица – Липовая аллея (после 1917 года – Октябрьская улица, а теперь Тихая улица.) В дни именин хозяев Дурасовского дворца от дверей вокзала вдоль Липовой аллеи стелили яркую дорожку, по которой на праздник торжественно шествовали гости.
В конце 30-х годов прошлого века в Люблине построили новую платформу с благоустроенным вокзалом. Деревянное здание старого сначала отдали под коммунальные квартиры, а в 1951 году сделали общежитием. Местные называли его «Голубой Дунай» – постройка в то время была синего цвета.
Дачное место
Что касается Люблино как подмосковного курорта, то он занимал среди дачных локаций далеко не первое место. Например, в журнале «Искра» посёлок критиковали за неприглядный въезд с вокзала, похожий на «любой из московских переулков на окраине Москвы» и за «скучные деревянные домики, стоящие посреди голого поля, где нет следов зелени». В Люблине имелась «действительно прелестная роща с расчищенными дорожками и прекрасными прудами», но и её портили всё те же дома, наставленные до того кучно, что напоминали о городских улицах.
Люблино предназначался скорее для неприхотливых горожан, чем для взыскательной столичной элиты. Хотя и здесь селились именитые дачники. Например, Фёдор Михайлович Достоевский. В 1866 году он жил в Люблине и сочинял пятую главу романа «Преступление и наказание». Свои впечатления о том лете писатель оставил в рассказе «Вечный муж». Художник Василий Суриков написал в этих краях полотно «Меншиков в Берёзове».
В начале ХХ века ситуация на дачном рынке изменилась: москвичи уже хотели и в подмосковной «глуши» не отказывать себе в комфорте. Люблино в этом отношении не поспевало за временем. Электричество и водопровод провели туда лишь в середине 1920-х годов. Не было и собственной почты. Да ещё и знаменитый смерч, пронёсшийся над Москвой летом 1904 года (про него можете прочитать ниже 👇), нанёс посёлку большой урон, уничтожил навсегда его прекрасную рощу. Хотя многое из разрушенного удалось восстановить, поток дачников в Люблино после того буйного разгула стихии поиссяк.
Из дачного посёлка в городской
Шло время и посёлок утрачивал типичные черты дачной местности. Революционные события и последующие за ними войны кроили судьбу Люблина и его обитателей на собственный лад.
Надо сказать, что Люблино как рабочий посёлок, а затем и город, в основном обязан своим появлением железной дороге. В начале ХХ века большая часть населения здесь – железнодорожники. С 1904 года началось строительство Люблинского депо, которое через несколько лет станет ведущим в деле освоения новых локомотивов.
В 1910 году на участке вдоль Липовой аллеи (современной Тихой улицы), между имением Голофтеева и железнодорожным полотном появилась жилая застройка. В деревянных одноэтажных строениях селились работники железной дороги. Сформировавшийся таким образом посёлок назвали тоже Люблино.
На средства железнодорожников Люблинского узла были построены первые кирпичные жилые дома и первый кооперативный магазин, известный как «белый». Кстати, в Люблине многие объекты были известны жителям по цвету стен: «красный дом», «серый клуб», «серый магазин».
В 1925 году Люблино получило статус посёлка городского типа. В него вошли соседние населённые пункты: посёлки Кухмистерский, Перерва, Поля Орошения и деревня Печатниково.
Что из себя представлял в то время Люблино, читаем в популярном справочнике 1926 года «Путеводитель по окрестностям Москвы». «На широкой улице, называемой Липовой аллеей, сосредоточены государственные учреждения: Горсовет, отделение милиции, кооператив ТПО. А во дворце (б. Голофтеева) коротают дни над интересной книжкой рабочие, служащие и весёлая молодежь. Там же во дворце специальный зал оборудован под театр. По приблизительному подсчёту, Люблино состоит из 350 дач, в большинстве частновладельческих. В 1,5 км тянутся «поля орошения», около которых расположено жильё двухсот пролетариев. Единственный Люблинский пруд и единственная спортивная площадка в летние месяцы являются сборным пунктом всех ищущих развлечения дачников. Следует отметить в Люблино наличие ларька Госрозницы, винно-гастрономического магазина «Конкордия» и частной хлебопекарни».
Завод МОЖЕРЕЗ
Тот же справочник 1926 года сообщает, что на тот момент в Люблине не было ни фабрик, ни заводов. Одно из ведущих местных предприятий – Московский железо-ремонтный завод имени Кагановича (МОЖЕРЕЗ им. Л. Кагановича, с 1957 года Люблинский литейно-механический завод) заработал только в 1932 году. Хотя возводить корпуса для железнодорожных мастерских предполагалось ещё в царское время. Помешала Первая мировая война. В течение нескольких лет в одной версте от станции можно было видеть печальную картину заброшенной стройки – облупленные грязные стены и обнажённый фундамент.
Решение возобновить строительство завода-гиганта, как вспоминали старожилы, круто изменило уклад в Люблине. Со всей страны туда стали съезжаться тысячи людей. Там, где сажали картофель, выросли здания. Московская улица (современная Люблинская) превратилась в ведущую магистраль города. В 1934 году её стали застраивать каменными многоэтажными домами для рабочих МОЖЕРЕЗа. В квартирах имелись водопровод и канализация. Но такого благоустроенного жилья на всех не хватало, поэтому селились и туда, где была хотя бы вода. Не пустовали и бараки без всяких коммунальных удобств.
Ещё раньше, в 1930 году на Октябрьской улице железнодорожники построили первый кооперативный дом (сейчас дом №23 на Тихой улице). Стоял он в прекрасном месте: рядом бывший усадебный парк и пруд. Немного дальше – Кузьминский лесопарк. До станции ходьбы семь минут. Здание было кирпичным, четырёхэтажным. Тогда это был первый «высотный» дом в Люблине. Из-за цвета стен его называли «красным». В доме было 3 подъезда и 24 квартиры из 3-4 комнат. Все коммунальные. В каждой квартире проживало по три семьи, редко две. Надо сказать, что для того времени это был дом мечты: с электричеством, канализацией и ванной. В подвале имелась собственная котельная для отопления. Пищу готовили на плите. У каждой семьи были также собственные керосинка и примус. Плита на кухне топилась дровами, для хранения которых во дворе соорудили 2-этажные сараи. Их было 24 – по числу квартир. На первых этажах построек жильцы складывали дрова, на вторых – личные вещи. Говорят, в летнюю жару от духоты в комнатах жители дома спасались, ночуя во дворе под открытым небом на расстеленных матрасах.
Перед Великой Отечественной войной в городе появился стадион «Локомотив». Его поле было хорошо дренировано, поэтому даже после дождя оно оставалось сухим. Играть на стадион приезжали лучшие московские команды, бывали зарубежные спортсмены. Своя команда была и в каждом цехе завода. В дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году здесь прошёл матч команд Финляндии и Франции. На протяжении десятилетий многие учебные заведения Люблина пользовались стадионом для проведения своих занятий и соревнований.
Московско-Курская железная дорога совместно с МОЖЕРЕЗом незадолго до начала войны построила больницу имени Н.А. Семашко, но в эксплуатацию её не ввели. В первые послевоенные годы в здании жили пленные немцы, работавшие на заводе. Первых пациентов медучреждение приняло осенью 1952 года. По сохранившимся воспоминаниям люблинцев, больница была прекрасно оборудована и в ней работали замечательные специалисты.
После войны Люблино стало активно застраиваться кварталами, а тогда говорили – посёлками. В каждом были свои магазины, школы, детские сады, прачечные, химчистки, клубы. Вдоль улиц имени Кирова (современная улица Судакова) и Осоавиахима (современный Проспект 40 лет Октября) вырос посёлок Люблинского литейно-механического завода, по улице Мичурина (современная Совхозная улица) построили посёлок для метростроевцев «Мосграждануглежилстрой», на Ухтомской улице встали дома «Высотстроя», где поселились строители московских высоток. Эти посёлки из двух- и трёхэтажных домов отличались по архитектуре. Особенно красивым получился посёлок литейно-механического завода. Двухэтажные дома с балконами-галереями и угловыми башнями были богато декорированы. На фасаде центральной части здания, выходившего на улицу Маяковского, – часы. В одном из домов – мезонин. Под окнами строений разбили палисадники.
Клуб имени III Интернационала
Долгое время знаковым местом в Люблине был дом культуры имени III Интернационала профсоюза железнодорожников Московской губернии. В народе клуб звали просто «Третий». Построили его в 1927-1928 годах на участке между улицами Московская, Советская, Курская и Вокзальная (современные Люблинская, Ставропольская, Курская, Кубанская соответственно). Здание стояло фасадом к железной дороге – от неё в клуб шло большинство посетителей. За Московской же улицей в то время были лишь поля да огороды. На церемонию открытия дома культуры приезжал сам Лазарь Моисеевич Каганович, 1-й секретарь Московского обкома ВКП(б).
Клуб представлял собой большой комплекс с двумя залами – на 1200 и 400 мест. Надо сказать, на техническое оснащение не поскупились: в здании, выстроенном в модном тогда конструктивистском стиле, поставили новейшее оборудование для сцены и демонстрации кинофильмов. Имелось всё необходимое для кружков и студий. В доме культуры их было не менее десяти: театральный, оперно-хоровой, кружок духовых инструментов, хореографический, кройки и шитья, рисования и др. Организовали также оркестры – симфонический и детских баянистов. Когда начнётся Великая Отечественная война, из коллективов художественной самодеятельности будет образована бригада для выступлений в госпиталях перед ранеными бойцами. В клубе проводились художественные выставки, работал музыкальный лекторий, проходили областные соревнования по шахматам и шашкам.
Люблинцы ходили в местный клуб смотреть фильмы и танцевать. В 1958 году там состоялся просмотр и обсуждение картины «Разгром» – дипломной работы студентов Государственного института кинематографии. Идеально обустроенная клубная сцена становилась подмостками для спектаклей и концертов ведущих столичных театров: МХАТа, театра комедии, театра эстрады, театра кукол и др. В Люблине часто бывали солисты Большого театра М.Д. Михайлов, Е.А. Степанова, И. Масленникова и П. Селиванов. Выступал и знаменитый Иван Семёнович Козловский. С аншлагами проходили концерты эстрадного оркестра Леонида Осиповича Утёсова и выступления ансамбля «Берёзка» под руководством Н. Надеждиной.
В годы судьбоносных для страны событий дом культуры становился местом драматических прощаний и счастливых встреч. В начале Великой Отечественной войны здесь собирались мобилизованные. На сцене клуба выступали люблинцы, приехавшие с фронта на побывку. В конце 50-х годов от дома культуры провожали молодежь, отправлявшуюся на Урал и освоение целины.
Здание бывшего клуба сохранилось до наших дней. Сейчас там открыт музейно-выставочный центр.
Городской сквер
Территория, где появился люблинский дом культуры, граничила с огородами. Из-за строительства клуба их ликвидировали, а на том месте соорудили небольшой стадион. Его трибуны были расположены с северной стороны, рядом с двором двухэтажной поликлиники с аптекой, построенных в 1924 году на Вокзальной улице (современной Кубанской улице). Потом там долгое время находилась подстанция «Скорой помощи».
Зимой 1934 года из дорожек стадиона и футбольного поля сделали каток, на котором стали проходить соревнования по конькобежным видам спорта и хоккею. На стадионе имелись тёплые раздевалки и буфет. Работал прокат коньков и лыж. По дорожке мимо стадиона местные жители ходили на станцию Люблино. Тротуаров асфальтированных ещё не было, только деревянные да булыжные мостовые.
Когда началась Великая Отечественная война, стадион, обнесённый колючей проволокой, превратился в аэродром, где базировались аэростаты. Говорят, ими управляли совсем молодые девушки под командованием более взрослого мужчины-офицера. В конце войны на стадионе располагалась стоянка для студебеккеров. Эти мощные и выносливые американские грузовики были основной «рабочей лошадкой» Красной Армии.
После войны место долгое время пустовало. Местные пасли там домашний скот. Потом территорию решили благоустроить. В 1958-1959 годах здесь появились асфальтированные дорожки, клумбы, скульптурные композиции. С наступлением зимы на центральной клумбе ставили высокую ёлку. Отдельные дорожки заливали водой. Можно было играть в хоккей и кататься на коньках. Вот так у люблинцев появилось отличное место отдыха. Сейчас это сквер по Люблинской улице.
Ещё раньше центром притяжения в Люблине был обширный усадебный парк. В 1937 году на его месте организовали городской парк. А в 1968 году, уже после того, как Люблино вошёл в состав Москвы, зону отдыха назвали «Парк культуры имени Ленинского Комсомола» – в честь юбилея ВЛКСМ.
Понравилась история? Ставьте 👍
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: