Исторически в нашей стране принято поощрять выпускников, показавших очень хорошие результаты в обучении, золотой и серебряной медалями. Но у разных людей сложилось диаметрально противоположное представление о том, как устроено распределение этих самых медалей. Для одних медалисты - это самые "сильные" школьники, которые одинаково хорошо овладели всеми предметами школьной программы, для других - просто удачно оказавшиеся в нужное время в нужном месте середнячки с политически корректным резюме и знаниями "на троечку".
Сразу оговорюсь, что в современной системе образования (с 2014 года) медали выдаются по совершенно иным правилам, чем до 2013 года, и так получилось, что я не так много знаю о том, как обстоит дело с медалистами сейчас - думаю, что вряд ли сильно лучше, чем раньше, но оснований кого-то в чём-то обвинять у меня нет, поэтому допускаю, что сегодня это впрямь "самые сильные и очень умные ученики" - которые свою медаль полностью заслужили.
До 2009 года, кстати, обладатели золотой медали имели льготы при поступлении в ВУЗы. Но истории о том, что на экзамене (который медалистам требовалось сдавать один, вместо двух-трёх) такого абитуриента "резали" (чтобы он всё-таки сдавал остальные), а потом ему могло не хватить суммы баллов по конкурсу, я слышал от разных людей, незнакомых друг с другом. Наверное, можно поверить в то, что это такая "городская легенда", придуманная провалившимися на своём первом экзамене медалистами - но нет, говорившие мне об этом сами не имели медали, но имели отношение к приёмным комиссиям разных ВУЗов и в разные годы. И особенно яркой была история единственного, кажется, медалиста ЮМШ - мальчика заставил вытянуть на медаль завуч базовой школы (история давняя), потому что увидел у него все пятёрки за первую четверть 11 класса. Так вот про этого мальчика специально пришлось звонить в приёмную комиссию матмеха, потому что "он, хоть и медалист, но вполне нормальный мальчик, это случайно так вышло, что пришлось дать медаль".
Но почему тогда приёмные комиссии были так настроены против медалистов, если это потенциально "сильные и умные ученики"? Потому что они прекрасно понимали, кому и как дают медаль в большинстве школ. У них, в отличие от тех, кому повезло попасть в школу, где так не делают, не было никаких иллюзий на эту тему. Вероятнее всего, в ВУЗах имели богатейший печальный опыт общения с такими медалистами, которые приезжали из других регионов ("коты в мешке") или приходили из хорошо изученных школ города, которые славились своими липовыми достижениями. И так исторически сложилось, что статус "медалист" вместо уважения и желания его принять в ВУЗ стал вызывать противоположное - презрение и желание с пристрастием его знания проверить на вступительных.
При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что все медалисты тех времён - это дутые и рисованные подлизы. Нет, ни в коем случае! Я лично знаю несколько - почему-то сплошь девочек - с золотыми медалями, полученными до 2013 года, которые действительно честно заслужили эти медали, отпахали за них 11 лет в школе, "выстрадали" эти награды. Наверное, можно счесть совпадением, что из этих девочек-медалисток, которых я знаю, лишь одна имела потом проблемы с учёбой в ВУЗе (кажется, даже дважды перепоступала) и карьерой - у остальных всё сложилось хорошо. Но столь же хорошо (а у некоторых - намного лучше) и у тех, кто никогда к медали и близок не был, всё сложилось. Странно искать тут какую-то связь.
Даже для честной школьной медали нужны совершенно не те качества, которые потом пригодятся в жизни: разве что трудолюбие не помешает в обоих случаях, но не более того. Хотя, умение подлизываться и покорно исполнять приказания белого господина начальника может быть полезным для будущих служащих тех или иных офисов - но, казалось бы, это не очень похоже на успешный успех. Кто даст медаль школьнику, который с 5 класса ботал программирование и открыл стартап ещё до выпуска? Правильно, никто, ибо у него с оценками полный мрак.
Школьные оценки вообще не отражают ни уровня знаний, ни умений и таланта школьника. У самых достойных они примерно на таком же уровне, как у самых недостойных - а отличники это совершенно другой отдельный тип личности. И то, что и среди них попадаются порой самые достойные, не означает, что все обладатели этого типа личности автоматически становятся достойными.
Если человек учится по всем предметам так, что учителю и в голову не может прийти, чтобы у этого ученика была какая-то другая оценка, отличная от 5, то у него наверняка останутся знания, достаточные для дальнейшего образования и развития в жизни. Но, будем откровенны, много ли таких учеников? Я честно и открыто говорю: одну такую учил. В кружках у меня таких не было никогда: там ребята увлечены математикой, возможно физикой, некоторые - биологией или химией, другие - литературой или историей. Но никто и никогда не увлечён тупо коллекционированием оценок. Четвёрка, или даже тройка, даже и по одному из любимых предметов, ни для кого из них не трагедия, даже не досадная неудача - это эпизод, на который откровенно наплевать. Эти ученики ценят решённую задачу, её красоту, или изученную теорему выше никому не нужных оценок.
А у отличника, за исключением тех немногих богоподобных, кому учёба даётся относительно легко, развивается комплекс оценивания - и он потом всю жизнь ищет себе формальный способ оценить свои достижения, потому что привык к этому. Именно поэтому я всегда с подозрением отношусь к человеку, который в школе получил медаль, особенно - старого образца (до 2013 года). Несмотря на то, что лично знаю нескольких прекрасных её обладательниц.
Попытка отменить медали, приведшая в итоге к нынешнему формату их выдачи, скорее всего была предпринята теми, кто похожим образом воспринимает весь этот опыт закулисных интриг, жертвами которого неизменно оказывались сами выпускники - как те, которые получили медаль, не вполне заслужив её, так и те, кто заслужил её, но так и не получил. В школе и так достаточно давления. Даже слишком много. Куда ещё и эти гонки за липовыми пятёрками?
Но хочется верить, что в сегодняшних реалиях этого рисования и впрямь стало поменьше: медаль мало что даёт (до +10 баллов к сумме ЕГЭ), в обществе нет безмерного уважения к медалисту, а исправления ранее выставленных оценок в условиях электронного журнала несколько затруднены. Хочется надеяться, что в этих условиях будет меньше давления на подростков и очковтирательства.
Хочется. Но не получается. Школа врёт на каждом шагу. Неужели она может не врать, хотя бы в чём-то?..