Автор колонки Анастасия Рослякова вообще-то не коллекционер. Сама она себя считает антикваром — подбирает и привозит под заказ антиквариат. Хотя предпочитает называть то, что привозит, не антиком, а винтажем… Ну в общем, чтоб не запутаться в терминах, давайте ей слово дадим. Не будем перебивать ее монолог про трясину и про любовь.
Уже одиннадцать лет я и моя коллега Татьяна Гусева подбираем и привозим под заказ прекрасные предметы прошлого. Идея нам пришла спонтанно, из разряда «а почему бы и нет?» за обедом в офисе. Но мы обе тогда работали в интернет-рекламе, поэтому ничего не теряли и решили попробовать. До сих пор вспоминаем наш первый заказ: это была красивая винтажная подставка под цветы, и первым нашим клиентом был дизайнер интерьера из Челябинска, с которым мы до сих пор сотрудничаем. Дальше — больше, и вот мы уже обустроили две питерские квартиры, пропитанные насквозь антиквариатом. Другими словами, случилась большая любовь, и трясина антиквариата поглотила нас.
Вообще, мы все же больше предпочитаем называть нашу мебель винтажем. Ярлык «антик» несет с собой какие-то обязательства и стереотипы, а винтаж — это все те же предметы, просто без пафоса. Изначально мы не строили глобальных планов, просто нравилась старинная мебель. Наш бизнес начинался практически без вложений. Сказать, что все легко складывалось изначально, — нет, были взлеты и падения, были сложные времена, но всегда была уверенность, что мы со всем справимся! Сложнее всего было рушить устоявшиеся правила и взгляды. Скажем так, это бизнес не для молодых и не для женщин. Так уж исторически сложилось, что этим бизнесом в основном занимаются взрослые мужчины — мы никак не вписывались в общепринятый образ. И какова была наша радость, когда стало получаться. Помню, как в самом начале пути к нам поступил первый заказ на поиск: для оформления пивного-винного бара в Санкт-Петербурге необходимо было найти двадцать пять винных полок разного стиля и пять старинных кассовых аппаратов. С винными полками справились быстро, а вот с кассовыми аппаратами было сложнее. В итоге из пяти удалось найти лишь три. Но зато какие! Настоящие произведения искусства. Один из них был в буквальном смысле слова морской, то есть он действительно стоял на корабле и внутри него даже сохранились подтеки от воды. Также удивительной находкой был старинный умывальник из чугуна и фаянса, расписанный вручную. Настоящий царь: почти три метра высотой, но при этом такой хрупкий! Это действительно чудо, что он сохранился до наших дней в таком прекрасном состоянии. Еще большим чудом было то, что мы смогли его доставить заказчику в целости и сохранности: фаянс — очень хрупкий материал, который не терпит тряски. Сам умывальник родом из Франции и был найден в одном из фамильных замков, а теперь украшает квартиру в старом фонде Петербурга. Не менее удивительная находка — старинная китайская кровать, которая собирается без единого гвоздя. Очень богатый предмет интерьера. Эти кровати еще называют свадебными. Вообразите, что на ней нет ни одной детали без резьбы. Такие кровати поставляются в разобранном виде из-за их огромных размеров, поэтому нам пришлось снимать заказчику видеоинструкцию по сборке. Теперь кровать украшает знаменитый дом Даниила Берга. Кстати, я ее часто вижу на страницах журналов и в социальных сетях.
Вообще, поиск любого антиквариата или винтажа — это увлекательное путешествие в прошлое. Каждый раз нам встречаются такие предметы, о существовании которых современные люди, конечно, не знают. Но я всякий раз удивляюсь, с каким невероятным мастерством они изготовлены. Каждый предмет мебели выполнен из натуральных материалов и представляет собой настоящее произведение искусства. Конечно, иногда, чтобы добыть эти шедевры, приходится посещать довольно странные места: заброшенные фабрики, забытые склады, неприглядные рынки и общаться со странными хозяевами. Порой наши поиски похожи на фильмы ужасов. Помню, как однажды мы попали на закрытый склад, где помимо антиквариата было много хлама. Три этажа огромного пространства, и все это в полумраке, под огромными слоями пыли. А владелец всего этого — невысокий мужчина, который постоянно курил, ходил за нами по пятам, что-то бормоча себе под нос. При этом он не называл цен и почему-то нас уводил все время куда-то вглубь. Честно говоря, было жутко, и мы поторопились уйти оттуда, хотя, признаюсь, мебель там была очень интересная.
Времена, когда мы закупали впрок, уже давно прошли. Сейчас больше работаем с конкретными заказами, и наши клиенты в основном россияне, живущие тут, у нас, или в Европе. Некоторые из них были нашими клиентами в России, а теперь мы помогаем им обустроить дома или квартиры в Европе. Чаще всего наших покупателей интересуют предметы французского интерьера и бретонь: буфеты, шкафы, обеденные группы, красивые кресла и стулья. Раньше мы больше привозили рококо и барокко, сейчас сложно выделить какой-то стиль и предметы. Сегодня покупатель стал осознанным и чаще покупает винтажную мебель, потому что понимает, что винтаж, как бы это странно ни звучало, не дороже современной мебели из ДСП, но при этом такая мебель всегда из натуральных материалов. Ну и чисто эстетически у винтажа больше преимуществ: его можно вписать в любой интерьер, эти предметы изящнее, нежели современные, такую мебель сложно будет встретить у соседа. И в целом наш мир поменял приоритеты, теперь больше задумываются о разумном потреблении, и это нас очень радует.
Стоит отметить, что в каждой стране антик имеет свои особенности, даже если мы говорим про один стиль или одну эпоху. В Испании, к примеру, больше готики, ренессанса. Как правило, это мебель с прямыми линиями, в оформлении которой используется много сюжетов с охотничьей, военной, ремесленной и религиозной тематикой. Мебель из Франции более утонченная: с тонкой резьбой, сюжеты на растительную тематику, фрукты, мифологические существа, много ценных материалов и пород дерева. В Голландии преобладает практичная мебель из массива дерева без излишеств и отягощающей резьбы — больше ремесленный стиль прослеживается. В Скандинавии главенствует стиль мидсенчури: прямые линии, лаконичный дизайн, очень напоминающий современную мебель. Странно, что, имея такое наследие, европейцы, увы, не все ценят антик и чаще склоняются к современной мебели, избавляясь при этом от винтажных вещей. Но нам это на руку. Не так давно мы были на рынке в Валенсии и купили большой старинный фонарь из бронзы с шикарным плафоном из матового стекла и изящной гравировкой. Фонарь удалось купить за пятьдесят девять тысяч рублей. Буквально через пару месяцев мы встретили аналогичную пару у поставщика в антикварном салоне, правда уже за двести девяносто девять тысяч рублей. Просто продавец с рынка, не понимая реальной ценности фонаря, отдавала его за копейки. И это достаточно распространенная история.
Если говорить о географии, то больше всего антиквариата мы находим в Бельгии, Голландии, Франции и Испании. Что касается Франции, тут объяснимо: исторически сложилось, что там зародились блошиные рынки. Франция — родина антиквариата: там есть и декор, и мебель, и фарфор. Французы — большие ценители винтажа. Бывает, конечно, что молодежь распродает бабушкино наследство, но это редкость. Более того, очень часто это становится семейным бизнесом нескольких поколений. В Бельгии и Голландии тоже находим много старинных вещей, так как эти страны меньше пострадали от катаклизмов, что позволило предметам интерьера уцелеть в буквальном смысле этого слова. Ну а испанцы по своей натуре собиратели и мало что выбрасывают — эдакие Коробочки! Конечно, в Европе сохранилось больше винтажной мебели и декора в прекрасном состоянии, чем в России. Это связано и с историческими событиями, и с климатическими условиями, и с менталитетом, то есть с отношением россиян к наследию своих предков. Сейчас ситуация меняется: в Европе стремятся обставить свои жилища новой мебелью, наши же соотечественники ценят винтаж. К слову, российский в большей цене на рынке. Дело в том, что российский антиквариат, к глубочайшему сожалению, очень плохо сохранился, точнее, его почти нет. А то, что встречается, уже, как правило, в таком плохом состоянии, что порой даже не поддается восстановлению. И если нам где-то встречается российский антик, поставщик обычно с такой гордостью рассказывает нам о том, как его прадед, к примеру, привез этот предмет из далекой России. При общем дефиците естественно, что русскому винтажу уделяется такое внимание. Кстати, не так давно нам поступил заказ от гражданина другой страны на поиск российского антиквариата. Ищем!
А вообще, антик, конечно, есть везде! Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Нам, людям с российским менталитетом, привыкшим к хорошему сервису и режиму работы двадцать четыре на семь, сложно адаптироваться к графикам европейцев, у которых жизнь довольно размеренна и имеет свои устои. Они, к примеру, часто работают неполный день или вообще по определенным дням. И даже наличие фактического магазина, точного графика и официальных контактов не гарантирует вам того, что вы приедете и вас примут. Например, в Испании сиеста — это святое. Поэтому кровь из носу, но успеть нужно в промежутки с десяти до двух дня или с шести до восьми вечера. Но лучше утром, потому что многие после сиесты могут просто не открыть магазин. Суббота и воскресенье во многих европейских странах тоже неприкосновенны. Поэтому в большие броканты, салоны антика так просто с улицы не попасть. Здесь важно установить контакт с владельцами — дружеские отношения очень ценятся у европейцев. И опять же, проверенные продавцы — это гарантия безопасности и подлинности. Конечно, антиквариат, как и любое искусство, подделывают. Первоначально оригинал от копии можно отличить по вешнему виду и материалам, по технике выполненных работ. Далее нужно смотреть на шиповые соединения, соответствие материала той или иной эпохи и стиля предмета, качества материалов, характера резьбы. Тут нужно быть внимательным и, главное, проходить этот путь с профессионалами. Конечно, можно и самостоятельно попытаться разобраться в этом бездонном мире старинных вещей, но путь, уж поверьте, не будет усыпан лепестками роз.
Колонка опубликована в журнале "Русский пионер" №123. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".