Всем привет! В рамках потрясающей читательской активности, придуманной авторами сразу нескольких каналов, а именно, литературного марафона "Открой школьную вселенную: многоликий XX век" (ссылку на марафон, курируемый хозяйкой дружественного мне канала "Кот - книголюб", Еленой, прикрепляю - присоединяйтесь) сегодня читаю рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека". Двадцатый век невозможно представить без самого писателя, военного корреспондента, автора многочисленных рассказов (помню в родительской библиотеке очень старое издание "Донских рассказов", к сожалению, безвозвратно утерянное при переезде) и романов, настоящего певца донского казачества, за свой opus magnum "Тихий Дон" вслед за Буниным и Пастернаком ставшим третьим русским писателем (а из советских так вообще первым официально признанным - премию Пастернаку, "Доктор Живаго" которого попал за границу в обход официальным властям, в СССР не признавали), удостоенным Нобелевской премии с формулировкой "за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время". Также сложно представить век и без целого пласта произведений советского периода, рассказывающих о героизме и стойкости народа в Великой Отечественной войне. Так что этот короткий рассказ - исповедь подходит к теме марафона более чем. Давайте будем вместе с вами читать и вспоминать его.
В первую послевоенную весну на переправе герой рассказа знакомится со случайным прохожим в сопровождении мальчишки лет пяти - шести. Разжившись у нового знакомого табачком, герой в благодарность выслушивает трагическую историю его жизни: о войне, ужасах фашистского плена, побеге из лагеря, гибели семьи... И о вновь обретённом счастье, способном затмить собой все прежние горести и потери.
У рассказа, впервые опубликованного в газете "Правда" 31 декабря 1956 года, есть реальная предыстория: весной 1946 года сам Шолохов встретился с фронтовым шофером в сопровождении маленького мальчика, история которого произвела на него огромное впечатление. Он поделился им с близкими по возвращении домой, пообещав написать рассказ. Что ему помешало сделать это по горячим следам, неизвестно. Известно лишь что спустя десять лет, когда Михаил Александрович прочитал повесть Хемингуэя "Старик и море", он сразу вспомнил о судьбе случайно встреченного им человека, на фоне которой мытарства старика Сантьяго могут показаться детским лепетом, и тут же уселся за рассказ, написание которого заняло у него восемь дней.
Рассказ, простой, как "три копейки", что, впрочем не мешает Шолохову с лихвой продемонстрировать талант рассказчика (пожалуй, ни в одном литературном пейзаже я не встречал эпитета "белые грудастые облака"(с) и "светлые, как небушко, глаза"(с) (попрошу учесть, именно "небушко", а не нейтральное "небо") и психолога, способного передать внутреннее состояние героя по выражению лица, жестам или " мертвым, потухшим глазам, словно присыпанным пеплом"(с). Ад, через который прошлось пройти Соколову, а именно: травля собаками, многодневное содержание в карцере, ежедневное избивание кулаками, резиновыми палками и "всяческим железом", изнурительная работа и постоянный голод, не мог не заставить героя постареть раньше времени, но не сумел сломать его изнутри, лишь укрепив чувство человеческого достоинства и гордости. Мгновенно приходит на ум фраза из замечательного романа "Обращаться с осторожностью" Джоди Пиколт, прочитанного в прошлом году: "Бог не даёт людям ношу, которую они не могут вынести"(с). Как показателен эпизод (как же я люблю его в фильме Бондарчука!), когда Соколов приносит подаренные ему в знак уважения лагерфюрером Мюллером небольшую буханку хлеба и кусок сала в лагерный барак и делит их поровну с товарищами. Да, "хлеба досталось каждому по кусочку со спичечную коробку, ну, а сала - только губы помазать"(с), но именно в этом моменте показана вся широта русской души. А ещё любовь к отечеству, пусть и выражающаяся очень странно: Мюллер мастерски матерится перед строем по - русски, "а нам от этого легче становится: вроде слова то наши, природные, вроде ветерком с родной стороны подувает..."(с) (теперь я понимаю, что пацаны из моего класса - величайшие патриоты) 🤣🤣🤣. В трагической фигуре Соколова воплощен образ всего советского народа: надломленного нечеловеческими страданиями, но умудрившегося при этом сохранить титанические душевные силы, невероятную силу духа и способность к милосердию.
Если вернуться к так любимой мной экранизации рассказа, то, как и Бортко во вчерашнем отзыве на "Собачье сердце", Бондарчук в фильме практически побуквенно следует шолоховскому тексту, отступая от него лишь в финале - Сергей Фёдорович почему - то решил не показывать, что заставило Соколова и Ванюшку сорваться с насиженного места и уйти в никуда, решив, может быть, что с героев и так хватит мытарств. Впрочем, об этом можно прочитать в самом рассказе - он совсем небольшой ( я сегодня прочитал в учительское "окно", в перерыве между уроками).
Сразу по выходу "Судьба человека" вызвала горячий отклик и в сердцах коллег писателя (восхищение рассказом высказали Шолохову лично Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй), и в душах простых читателей - стол писателя был буквально завален письмами с требованием рассказать о дальнейшей судьбе Андрея Соколова. Требования Михаил Александрович выполнить не мог, отмечая: "Признаться, я ничего не знаю о его судьбе. Вероятно, он умер, потому что он бы себя узнал в Андрее Соколове и мне бы написал"(с). Знаете, что во всём этом самое поразительное? Даже сегодня, спустя почти семьдесят лет после первой публикации, шолоховский текст до самой глубины трогает сердца читателей. В прошлом году мы с коллегой провели по этому рассказу урок - дискуссию, объединив два класса - мой на тот момент восьмой и её девятый. Ребята зачитывали отрывки из рассказа, обсуждали, аргументировали свою позицию, смотрели отрывки из фильма. Так вот, в кульминации, когда маленький Ванюшка с криком бросается на шею Соколову, девчонки рыдали - слёзы фонтаном лились, как у клоунов, а пацаны стыдливо тупили глаза. А значит рассказ Шолохова обладает действительно сильной энергетикой, если он способен будить такие эмоции в поколении "Tic Toc" и "шортсов"...