Приветствую! 👋
Последним средством индивидуализации (из тех, что охраняются в РФ) является коммерческое обозначение. Оно является одни из самых сложных для восприятия и понимания из-за своих особенностей. Это некий такой «Кот Шредингера» в мире интеллектуального права: вроде есть, а вроде и нет. Почему? Попробуем с этим разобраться.
❓ Что нам говорит ГК в ст. 1538?
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
📝 А теперь все по полочкам:
📍1. Это некое обозначение (закон вообще не уточняет какое именно, следовательно – любое: слово, картинка, цвет, звук, запах и т.д.),
📍 2. Которое не подлежит ни регистрации, ни внесения в учредительные документы, ни в ЕГРЮЛ,
📍 3. Не является фирменным наименованием юр. лица (это два разных объекта, даже если это два одинаковых слова!),
📍 4. Используется предпринимателем для «маркировки» своего предприятия (тоже кстати любого – магазин, завод, ресторан, даже интернет-магазин подойдет).
📌 «Предприниматели» - это:
- 1) коммерческие организации;
- 2) некоммерческие организации, которым право осуществления коммерческой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами;
- 3) индивидуальные предприниматели.
❓ Что такое предприятие?
Предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК).
✏ В его состав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также исключительные интеллектуальные права (на товарные знаки, фирменное наименование и прочее).
✏ Коммерческое обозначение может использоваться для одного или нескольких предприятий, а вот для одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
❓ Если на него нет ни регистрации, ни иной фиксации, как узнать о его возникновении?
Конкретный момент возникновения коммерческого обозначения как объекта интеллектуального права в законе не определен.
⚠️ Однако указано, что для возникновения на него исключительного права необходимо, чтобы такое обозначение обладало достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия являлось известным в пределах определенной территории (ст. 1539 ГК).
📌 Итак, два условия без каких-либо количественных или качественных уточнений:
📍 1. Известность на определенной территории (улица, населенный пункт, область, регион и т.д. – на что сил хватило),
📍 2. Достаточные различительные признаки (это еще более субъективный критерий).
✏ Для подтверждения известности обозначения могут учитываться затраты на рекламу, объемы реализации товаров, результаты опросов потребителей, благодарственные письма, сертификаты, награды, дипломы и сведения о посещении интернет-сайта.
✏ По итогу, возникло право или не возникло, будет определять суд только в рамках спора. Если нет спора, то никто и не установит, а есть вообще это коммерческое обозначение или нет его? Определяйте сами.
❓ Может хотя бы со способами использования понятнее?
В ст. 1539 ГК указано, что правообладатель (который не понятно в какой момент вообще становится таковым) имеет право использовать коммерческое обозначение любым не противоречащим закону способом, например:
- - на вывесках;
- - на бланках и внутренних документах предприятия;
- - на товарах или упаковке товаров, производимых предприятием;
- - в рекламе;
- - в объявлениях, в сети Интернет и др.
❓ Можно ли передать коммерческое обозначение?
Да, НО только в составе предприятия, то есть по договору продажи предприятия («насовсем»), аренды или коммерческой концессии («на время»).
✏ Также переход возможен при реорганизации юридического лица (например, с АО в ООО) или смерти индивидуального предпринимателя.
❓ Сколько действует коммерческое обозначение?
Срок действия не ограничен и действует вместе с предприятием как имущественным комплексом. То есть, пока существуют все условия, о которых мы говорили выше – коммерческое обозначение действует.
✏ Однако есть особое основание для прекращения исключительного права - если правообладатель не использует его непрерывно в течение года, не указывая на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, рекламе, продукции (п. 2 ст. 1540 ГК).
❗ Прекращение права носит необратимый характер, восстановить его нельзя. Если лицо вновь начнет использовать такое же коммерческое обозначение, то оно будет являться "новым".
✏ Также правообладатель может утратить право, если одно (или несколько, но не все) из группы предприятий, которые «маркировались» одним и тем же коммерческим обозначением, были переданы другому лицу.
📌 Ну, и наконец, соотношение коммерческого обозначения с фирменным наименованием и товарным знаком (ст. 1541 ГК)
📍 1. Правообладатель может использовать фирменное наименование и его элементы в составе коммерческого обозначения.
📍 2. Правообладатель может использовать коммерческое обозначение и его элементы в товарном знаке.
Самое главное – это три разных объекта интеллектуального права: у каждого из них свое определение, свои особенности возникновения, права и т.д., поэтому возникают и существуют независимо друг от друга.
❗ Но! На практике они могут быть похожи или даже совпадать.
Например, коммерческое обозначение «магазин Весна», фирменное наименование ООО «Весна», а товарный знак – «Весна».
💭 Самое забавное, что даже эксперты в области интеллектуальной собственности иногда затрудняются привести реальные примеры коммерческих обозначений. И это не всегда связано с тем, что они не разбираются в данном объекте: просто его определение носит очень субъективный характер.
💬 Из наиболее признанных: сеть ресторанов «Чайхона №1», сеть супермаркетов и гипермаркетов «Спортмастер», сеть супермаркетов «Дикси, сеть магазинов парфюмерии и косметики «Л’ЭТУАЛЬ».
❓ Как вам такой «неопределенный» объект интеллектуального права?
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже: