13 ноября – день памяти народной артистки СССР Марии Мироновой. Она ушла из жизни 27 лет назад. В семье любимца публики Андрея Миронова несколько поколений актеров. Это уже целая династия. И все известные, знаменитые. Но главной всегда считали его маму Марию Владимировну, которая руководила и личной жизнью уже взрослого сына.
В 1940-50-х годах родители будущего артиста, которые выступали на эстраде в дуэте, Мария Миронова и Александр Менакер были необычайно популярны. Во время войны выступали во фронтовых бригадах, позже – участвовали в телевизионных концертах, много гастролировали.
Познакомились они в конце 1930-х в Московском театре миниатюр. К тому времени 26-летний коренной петербужец Менакер окончил режиссерское отделение Ленинградского техникума сценических искусств, где учился на одном курсе с Аркадием Райкиным, выступал на эстраде и пробовал ставить спектакли. 29-летняя Миронова, бросив балетную школу при Большом театре, окончила Центральный техникум театрального искусства (будущий ГИТИС). Кстати Мария Владимировна часто вспоминала, как со своим однокурсником Ростиславом Пляттом в коридорах этого учебного заведения выкручивали лампочки и продавали их на рынке. Первые свои роли Миронова сыграла на сцене театра Оперетты, затем был МХАТ-2. Но успех пришел к девушке, когда она начала выступать с комедийными монологами на эстраде.
К моменту знакомства оба были в браке: Мария была замужем за кинооператором Михаилом Слуцким, а Алик (как его тогда называли близкие) был женат на балерине Ирине Ласкари, у них уже родился сын Кирилл. Но чувства победили, влюбленные ушли из своих семей. Поженились и начали выступать вместе.
Характер у Марии Владимировны был сложный, Менакер вспоминал, что не раз переживал вспышки ее гнева. В шутку называл жену «ведьмой с голубыми глазами». Но все прощал любимой и старался не обращать внимания на ссоры. Будучи беременной Миронова выходила на сцену до последнего. Родовые схватки у нее начались во время спектакля. В марте 1941 года родился сын Андрей.
История одной фотографии с Андреем Мироновым читайте в статье канала «Пераново перо»:
- Мария Владимировна была хорошей хозяйкой, ей удавались буквально все блюда, - вспоминает актриса Татьяна Егорова, с которой в последние годы жизни дружила Эпоха Владимировна – так она ее называла. - Как-то она готовила овощной супчик – этакий рататуйчик. И вдруг звонок в дверь, открывает - на пороге жена нашего президента Наина Ельцина. В тот день Борис Николаевич внезапно улетел в Чечню, а Наина Иосифовна решила заехать в гости к Мироновой. Сели они на кухне, хозяйка налила суп, предложила сметанки. Ельцина говорит: «Нет, сметаны не надо – вкус супа отобьет!» Они тогда выпили настойки – Мария Владимировна сама настаивала водку либо на калине, либо на рябине.
Репортаж из квартиры-музея семьи Мироновых читайте в статье канала «Пераново перо»:
- В последнее время она признавалась, что «живет отзвуком успеха Андрея», - продолжает Егорова. - Сама она, как артиста его очень любила, причем, именно как зритель, а не как мама. Когда он только окончил театральное училище, боялась даже ходить на его спектакли в театр Сатиры – вдруг не понравится. Но посмотрела «Над пропастью во ржи» и поняла: сын – настоящий артист!
Говорят, что на самом деле Андрей Миронов родился 7 марта, но Мария Владимировна попросила записать его на 8-ое, «будет подарок женщинам в такой праздник», - пояснила она. В трехлетнем возрасте Андрюша впервые побывал в театре на спектакле с участием родителей. Вместе с няней они устроились в директорской ложе. Когда на сцене появился Александр Менакер, мальчик закричал: «Папа!» Удивленный, что отец не отвечает, крикнул еще громче: «Па-па!» В зале смех. Менакер растеряно улыбается. Увидев это, Миронов еще радостнее заорал: «Па-па, па-па!» Один из артистов вышел на передний край сцены: «Уберите ребенка». На что няня – обычная деревенская женщина – закричала: «Ребенок отца увидал, что вам, жалко, что ли ча?!» Захохотали все – и зрители, и артисты. Играть дальше было невозможно – дали занавес. Но, видимо, Андрею все это очень понравилось: он долго еще, чуть ли не каждый день спрашивал: «Когда я снова пойду в театр?» А в шесть лет Миронов, наблюдая игру родителей за кулисами, так увлекся, что выбежал к ним на сцену. Это был первый выход будущего артиста на публику.
- Когда мы впервые пришли в дом к Мироновой и Менакеру, к нам подошел сын – весьма плотный рыжеватый 8-летний мальчик, который, знакомясь с моей женой, щелкнул каблуками и изрек: «Пикантная мордашка!» - вспоминал художник Орест Верейский. – Родители наперебой пытались объяснить мальчику бестактность его поведения, но хохот стоял всеобщий, заглушая поучительные наставления.
В детстве Андрей был малоподвижным, упитанным ребенком. Его сводный брат Кирилл Ласкари – красивый, ладный брюнет, учившийся в балетной школе, приезжал из Ленинграда в Москву и с удивлением замечал, что его белобрысый, толстый братец тоже мастерски танцует. Родители, Менакер, Ирина Ласкари, и Мария Миронова, позаботились о том, чтобы мальчики дружили. Хотя Мария Владимировна, может быть, и не испытывала особого восторга, принимая Киру, но вида не подавала. Мальчишками они любили устраивать концерты: Кира садился к роялю, а Андрюша тащил из хозяйства все, что звучит попротивнее – сковородки, кастрюли, кружки и сооружал себе ударную установку. Кухонный джаз не раздражал родителей и особенно это любил слушать частый гость семьи – Леонид Утесов.
В первые свои годы Андрей носил фамилию отца – Менакер. Но в разгар «дела врачей» родители, боясь антисемитской травли сына, решили поменять фамилию на Миронова.
Когда Андрюша заявил, что пойдет в актеры, Мария Владимировна в восторг не пришла. Не то чтобы она не хотела видеть сына актером. Она сомневалась: а вдруг из него не получится самый лучший актер? А этого нельзя было допустить. Миронов с легкостью поступил в театральное училище имени Щукина, а, окончив его, был принят в Театр сатиры, где почти сразу же стал звездой трупы. Параллельно начал сниматься в кино, где почти каждая картина с его участием становилось настоящим хитом – «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Старики – разбойники», «Соломенная шляпка» и многие другие.
О том, как на съемках Андрей Миронов к животным читайте в статье канала «Пераново перо»:
- Миронов предлагал очень интеллигентно и мягко, примерно в такой форме: «Я сейчас скажу ерунду. Ну полную ерунду! Но если вдруг эта ерунда окажется вам интересна и полезна, я буду рад», - вспоминает режиссер Алла Сурикова. - Например, в «Человеке с бульвара Капуцинов» индейцы должны были просто приносить его на носилках. Он предложил в волосы засунуть перо. По этой маленькой детали сразу становилось понятно - мистера Фёста индейцы приняли с почетом. Андрею всегда была интересна съемочная площадка. Даже в те моменты, когда сам он занят в кадре не был. Почти уверена, если бы он не ушел так рано из жизни, наверняка стал бы снимать свое кино.
Интервью с Аллой Суриковой читайте на канале "Пераново перо":
Андрей Александрович умер во время гастролей Театра сатиры в Риге в августе 1987 года. Ему было сего 46 лет. На сцене во время спектакля «Женитьба Фигаро» артисту стало плохо. Его отвезли в больницу, но спасти не удалось – кровоизлияние в мозг.
- Мы с Шурой Ширвиндтом рвали его рубашку, когда Андрей лежал на столе за кулисами и врач – зритель из зала – должен был сделать укол, - рассказывает Татьяна Егорова. - Сегодня столько легенд о смерти Андрея! Например, говорят, что он шептал в машине скорой помощи слова своей роли. Но я же помню, что в реанимобиле он лежал с огромной кислородной маской на лице, как же он мог говорить!?
О то, как Андрей Миронов и Татьяна Егорова отдыхали в Сочи, читайте в статье канала «Пераново перо»:
Про романы Миронова с женщинами ходили легенды, ему приписывали отношения со многими. Та же Егорова посвятила целую книгу, где описала их многолетнюю любовь. Но каждый раз еще со студенческих времен на его выбор влияла мама, она не одобряла то ту девушку, то другую. И сын ее слушался.
Актрису Екатерину Градову Миронов увидел в 1969 году на сцене Школы-студии МХАТа в спектакле «Безумный день или, Женитьба Фигаро», где юная девушка играла Розину. Но лично они познакомились позже, когда она снималась в фильме «Семнадцать мгновений весны» (там она сыграла радистку Кэт) и пришла работать в театр Сатиры. Андрей начал сразу же ухаживать за красивой актрисой. Каждый день привозил с дачи сирень и банки с клубникой. О своей свадьбе молодые рассказали Марии Владимировне в тот день когда уже подали заявление в ЗАГС, то есть поставили перед фактом.
- Мы пришли к ним в квартиру, Мария Владимировна сидела, опустив ноги в таз, а педикюрша возле нее хлопотала, - вспоминает Градова. – Я держала гигантский букет роз. Мария Владимировна сказала: «Здравствуйте, барышня, проходите. По какому поводу такое количество роз среди бела дня?» Андрей быстро схватил меня с этими розами, запихнул в соседнюю комнату. И остался наедине с мамой. Я только услышала какой-то тихий ее вопрос, какой-то его шепот. Потом вдруг она сказала: «ЧТО?!» И гробовая тишина. У меня все тряслось от страха.
Миронова не особо радовалась выбору сына. Чувствовала, что Катя – человек сильный, непростой, противоречивый. Личная жизнь с Андреем у них сразу не сложилась. Говорят, что из-за частых скандалов он сразу начал на какие-то периоды уходить из дома. А в 1973 году у них родилась дочь Маша, которую назвали в честь бабушки. Родители обожали дочь, и на какое-то время она объединила их снова. Но, через пять лет они все-таки развелись. Градова признается, что из-за измены супруга. Но они продолжали общаться, вместе играли в театре. Кстати, Екатерина ушла из Сатиры сразу после смерти Миронова.
Маша Миронова впервые снялась, когда ей было восемь лет – в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». После школы, окончив ВГИК, поступила работать в театр «Ленком», где с успехом играет до сих пор. По словам ее знакомых, она закрытый человек, почти не дает интервью, редко появляется на тусовках. Предпочитает больше проводить время со своими детьми. Рассказывают, что сейчас у нее отношения с молодым человеком, который по возрасту одинаков с ее первым сыном – Андреем Мироновым-Удаловым. Кстати, он тоже стал актером и сегодня выходит на сцену разных столичных театров.
Вторая официальная супруга Миронова – актриса Лариса Голубкина появилась в жизни Андрея еще в 1962 году. То есть еще до его встречи с Градовой.
- Он знал – на всякий случай запасной игрок у него есть. Время от времени мы встречались, сходились, расставались, - вспоминает Лариса Ивановна. По ее словам, Андрей переехал к ней жить в 1974 году, будучи в официальном браке с Градовой.
Интрига в том, что в 1973 году, когда родилась Мария Миронова, на свет появилась Мария Андреевна Голубкина, хотя биологическим ее отцом считается сценарист и режиссер Николай Щербинский-Арсеньев. Причем, рассказывают, что Лариса Голубкина хотела дочери дать фамилию Миронова. Но тут была против Мария Владимировна: «Это же путаница какая будет – две Маши Мироновой!»
- В первое время он часто заводился по какому-либо поводу, и пару раз я ему сказала: «Андрюша, я же тебя сюда не звала, я не собираюсь мелочиться, больше всего на свете я боюсь выяснения отношений», - признается Лариса Ивановна.
Сама Голубкина к тому времени была уже известной актрисой. После участия в фильмах Рязанова «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную кино» она стала популярной. Играла в театре, много ездила с концертами по стране. Но и о доме не забывала. Потому как Миронов тоже был часто занят, а надо было быт как-то содержать. Тем более, подрастала Маша, которую Миронов удочерил.
- Мы гордились с Андрюшей, что у нас такая хорошая дочь, она не лезет к взрослым. С другой стороны, она росла слишком скромной - это тоже плохо. Понимаете, золотой середины не найдешь, - рассказывает Голубкина-старшая.
Мария Голубкина окончила театральное училище имени Щукина и тоже стала известной актрисой.
- Я жутко стеснялась, что я – дочка артистов, - вспоминает Маша. – Все говорили: «Миронова and Голубкина», во дворе почему-то меня называли «холодного and горячего копчения», у детей такая шутка была дурацкая. Я страшно комплексовала по этому поводу: все люди как люди, одна я тут такая… Из актеров никто, а я… Отвечала: «А что такого?» И потом противно: «Ну, ты, наверное, артисткой будешь?» Это все для ребенка неприятно. Тяжело быть ребенком артистов в этом смысле.
По словам Марии, в детстве она даже не помышляла выбрать актерскую профессию. Но…
- Я лет с десяти в Театре Российской армии, где до сих пор служит моя мама, переиграла все детские роли. Поэтому нельзя сказать, что я как-то резко взяла и стала артисткой. Первую роль в кино «Ребро Адама» дали мне тоже в детстве. Заработала 75 рублей и купила папе одеколон. Бабушка, увидев этот фильм, благословила меня на профессию: «Ты это можешь. Ты будешь актрисой», - делится Мария.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов