Ему говорили, что он счастливейший из мужчин. Его жена была настоящим ангелом дома Романовых, а он, так искренне и нежно любивший своих родных, мучил ее своими холодностью и враждебностью. Они прожили жизнь рядом друг с другом, словно чужие люди, а затем... Затем он понял, каким сокровищем обладал четверть века. Но было уже поздно...
Брат двух императоров
Михаил Павлович, младший брат императоров Александра Первого и Николая Первого, был человеком непростым. Он походил на двуликого Януса. Матушка просто обожала Мишу, тот был внимателен к ее сетованиям, не забывал одарить гостинцем, спросить о здоровье и выслушать жалобы на старших братьев.
Особая дружба связывала Михаила с братом Николаем. Что бы ни случилось, самодержец всегда мог рассчитывать на поддержку брата. Тот был рядом и во время Восстания декабристов, на военных советах и на любом фронте, положение которого интересовало царя больше всего. Он часто любил повторять, что доверяет Михаилу, как себе, а иногда и больше.
Когда из-за тайного отречения их брата Константина от престола российского воцарилось двуцарствие, именно Михаил взял на себя роль посланника братьев, не желавших взойти на престол. Он первым присягнул на верность Николаю. Искренняя любовь к брату совмещалась в нем с верностью и почитанием перед государем. И трудно было понять, кто для него Николай больше - брат или царь. До его воцарения братья часто проводили время вместе, могли, даже будучи уже зрелыми мужчинами, устроить шуточную драку, то и дело спорили, и вели себя как дети. Когда же Николай взошел на престол, Михаил стал его первейшим подданным, так, что брат даже упрекал его в чрезмерном, неродственном, почтении.
Его двуличие (и не в худшем понимание этого слова) относилась ко всему, что он делал. Михаил обожал армию, не боялся проявить себя на поле боя, молил Николая пустить его в самую гущу событий и чувствовал себя ответственным за каждого, кто находился под его командованием. С другой, как отец и Николай слишком увлекался муштрой и парадами, и его называли одним из тех людей, кто ослабил русскую армию.
В обществе, благодаря нашему легкомыслию и всяческой небрежности, сохранились предания не столько о нравственных качествах его, достойных подражания и благородной памяти потомства, сколько об его острословии и о неумолимой строгости в соблюдении воинских форм. Впрочем, великий князь считал долгом скрывать лучшие стороны души своей и большинству современников казался человеком преимущественно вспыльчивым, шероховатым, даже страшным. А между тем он был, прежде всего, человек добрый и сверх того — необычайно честный и правдивый, пламенно-преданный своему брату-государю и своему Отечеству. По природной горячности нрава он иногда требовал того же и в той же степени от других. Вот почему таким, каким он был, знали его в сущности немногие, только близкие к нему люди, да те, которые обращались к нему с просьбою в своих трудах, и никогда не получали отказа. В сём последнем рука его была неоскудевающая.
Пётр Иванович Бартенев, издатель «Русского архива»
Он был очень строгим начальником, перед которыми трепетали подчиненные. Некоторые называли его зверем. Другие же не могли на Михаила намолиться. Известен случай, когда из-за огромной растраты один из его подчиненных, не видя иного выхода, как самоубийство, решился на отчаянный шаг - обратился к адъютанту Михаила с покаянием и просьбой, не называя его имени, все доложить князю. Тот, выслушав, передал адъютанту необходимую сумму и велел никогда не раскрывать имени провинившегося, чтобы его не пришлось наказывать. Михаил умел быть жестким, и умел прощать. Декабриста Кюхельбекера, который в него стрелял, он просил помиловать, заменив казнь на ссылку. Он был вспыльчив, но имел доброе сердце. В нем не нашлось место лишь одному человеку - его жене.
Елена Прекрасная
Супругой Михаила стала вюртембергская принцесса Шарлотта, принявшая в православии имя великой княгини Елены Павловны. Да, Михаил был прекрасным семьянином, но Елену своей семьей он не считал.
Детство и юность Елены были весьма необычными для принцессы. Сперва она вместе с сестрами училась в пансионе, где большинство воспитанниц было из буржуазных семей, и постоянно измывались над принцессами. Хотя обучение продлилось недолго и вскоре сменилось домашним образованием, это наложило особый отпечаток на девушку, и зародило в ее головке мысли о судьбах людей более низкого социального положения. Еще больше она задумалась над этим благодаря знакомствам отца. Тот часто брал с собой дочерей, посещая различные светские кружки. Среди знакомых Елены, с которыми она долгие годы состояла в переписке, были ученые, политологи, художники и путешественники.
В шестнадцать лет Елена вышла замуж за Михаила Павловича. Муж с самого первого дня демонстрировал жене свою холодность. Он не скрывал, что женился по наставлению матушки и мечтал остаться холостяком. Супруги были абсолютно разными людьми. У них не было общих интересов, а разговоры на важные темы зачастую заканчивались скандалами - они на все имели противоположные взгляды.
Не сблизило их и рождение детей. Михаил мечтал о сыне, маленьком князе Романове, который станет шефом полка и будет, как отец, принимать парады. Но рождались одни девочки. Елена практически каждый год производила на свет очередную дочь. Пять девочек! Две из них не смогли пережить младенчество. Одна, как и родная сестра Михаила Ольга, скончалась из-за аномально активного роста зубов. К сожалению, две старшие дочери, так же ушли из жизни совсем молодыми, в возрасте 19 и 21 года. Одна не смогла пережить роды, скончавшись вместе с ребенком, вторая умерла на руках Михаила от чахотки. Лишь одна, Екатерина, прожила долгую жизнь.
Но вернемся к Елене. Поняв, что супруг не хочет быть частью ее жизни, Елена решила устроить ее на свой манер. Она стала центром культурной жизни столицы. Ее кружок пользовался бешеной славой. Здесь представители дома Романовых могли встретиться с людьми самого разного происхождения и самых разных занятий. Во многом именно Елена Павловна заложила тот путь по которому пойдут будущие княгини царской семьи - она занималась благотворительностью, строила и содержала больницы, выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия, предоставив ей для работы часть помещений Михайловского замка.
Более того, она стала первой княгиней Романовой, изучившей сестринское дело и ассистирующей врачам. То, что великая княгиня лично перевязывает раны больных, не находило отклика ни в обществе, не в царской семье, но Елена стояла на своем. Она работала вместе с легендарным Пироговым, более того, убедила его обучить всем необходимым знаниям ее сестер милосердия.
Елена много времени уделяла и крестьянскому вопросу. Пожалуй, она сделала все возможное, чтобы крестьянский вопрос был как можно скорее решен, и именно ей стоит ставить в заслугу, то, что Александр Второй принял решение об отмене крепостного права. Император Александр и императрица Мария были завсегдатаями ее салона, где нередко встречались с людьми антимонархических взглядов. Талантами Елены к концу вечера антимонархисты проникались симпатиями к царской чете, а те, в свою очередь, получали немало пищи для размышлений. Елена даже получила прозвище "Princesse La Liberte" (Принцесса Свободы). Была награждена императором золотой медалью "Деятелю реформ".
Она действительно сделала очень много для России. Еще долгие годы на заложенном ею фундаменте строилось и крепко стояло здание российской государственности.
Прозрение
Михаилу исполнился пятьдесят один год. Не многие Романовы доживали до такого возраста. Тяжелая болезнь, перенесенная в молодые годы, оставила на нем тяжелый след, а уход из жизни дочерей сильно подкосили мужчину. Все чаще он ощущал слабость, порой на несколько дней укладывала его в постель. Хуже всего было то, что Михаил очень легкомысленно относился к своему состоянию, высмеивал врачей и считал работу лучшим средством от любой хандры. Лишь начавшиеся носовые кровотечения ненадолго убедили его начать лечение, курс которого князь так и не закончил.
Дела звали его в Варшаву. Напрасно родные просили его повременить, остановить Михаила мог лишь приказ брата, но тот не стал мешать личное и государственное. Есть дело - нужно его выполнять. Казалось, что с прибытием в Варшаву, где его ожидали верные гвардейский и гренадерский корпусы Михаил и в самом деле стал идти на поправку. Но это было всего лишь затишье перед бурей. Среди смотра он внезапно почувствовал себя плохо.
У меня немеет рука…
Успел промолвить Михаил, прежде чем начал терять сознание. Его едва успели подхватить и осторожно спешить с лошади. Михаила срочно отвезли во дворец. Здесь стало ясно - князя разбил паралич.
Две недели за его жизнь отчаянно боролись светила медицины. Из Петербурга выехали Елена вместе с дочерью Екатериной. Беда сплотила супругов - Михаил, который то уходил в беспамятство, то вновь обретал разум, ни на секунду не хотел разлучаться с женой, а та не покидала его покоев, лично заботясь о всех его нуждах. Он искал ее, не успокаивался, пока она не придет, а если не мог говорить, то взглядом просил держать его за руку, хотя сам уже не чувствовал этого касания. Вскоре его не стало.
Смерть преданного балагура Миши стала страшной потерей для Николая. Современники вспоминали, что царь как будто разом постарел на несколько лет. Он все чаще пребывал в дурном расположении духа, и утратил радость жизни. Тяжело переживали его уход и подчиненные. Траур продолжался три месяца, семья носила его год... А Елена больше никогда не снимала черного, делая редкие исключения для радостных для династии событий.
---------------------
Молодой, отчаянный, дерзкий. Ему было только 32 года, когда он совершил невозможное - победил турков в неравном бою. Покровительство императора, признание и слава - увы, блистательное будущее, которое открыло для него свои объятия, так и не дождалось победителя. Отравленный чай, поднесенный женской рукой оборвал жизненный путь Александра Казарского. В этот день он праздновал свое 36-летие.