Или нет? Кинолента «Помни» принесла режиссеру мировую известность и репутацию автора интеллектуального кино. Данный фильм, увидевший свет в 2000 году, является прототипом фильма «Довод» (2020), так как там также используется прием непоследовательного сюжета. В чем смысл фильма, особенности построения композиции, интересные особенности и другое — в этой статье.
(Без спойлеров!)
Общая информация
Мементо/Помни 2000
Страна: США
Жанр: триллер, детектив, драма, криминал
Рейтинг IMDb: 8.4 (1 347 760 оценок)
Рейтинг Кинопоиска: 7.9 (319 216 оценок)
Личный рейтинг: 9.5 из 10
Режиссер: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан
В главных ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно, Марк Бун мл., Расс Фега, Джоржа Фокс, Стивен Тоболовски, Харриет Сэнсом Харрис, Томас Леннон
Продолжительность фильма: 113 минут
Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но останавливается в дешевых мотелях. Он всеми силами пытается найти убийцу жены. Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти — помня все до убийства, он не помнит, что было 15 минут назад.
Слоган фильма:
«Некоторые воспоминания лучше забыть»
Особенности времени в картине
Фильм разделен на 2 части: цветная и черно-белая. И обе имеют свой смысл. Изначально сценарий был написан в хронологическом порядке, но Нолан не был бы Ноланом, если бы не захотел запутать зрителя, заставляя его собирать этот пазл по кусочкам. В итоге вся работа была разбита на две части и каждая из них была поделена на 22 эпизода длительностью от нескольких секунд до 7 минут.
Черно-белая сюжетная линия
Является частью с флэшбеками и предысторией и повествуется в хронологическом порядке. Герой, Ленни, находясь в номере мотеля, рассказывает о себе и готовится к осуществлению мести. Тут мы узнаем, что он не единственный человек, который страдает таким заболеванием как антероградная амнезия. Оно характеризуется неспособностью вспомнить новую информацию, усвоенную человеком после события, спровоцировавшего амнезию.
Сэмми Дженкинс, с аналогичной Ленни амнезией, желал получить страховую выплату после несчастного случая. Главный герой доказал, что Дженкинс болен психически, а не физически. Жена Сэмми, больная сахарным диабетом, не верила в невозможность излечения супруга. Она решила провести эксперимент. Переведя несколько раз часы на 15 минут назад, женщина получила от мужа три дозы инсулина подряд, после чего скончалась.
Этот случай является важным, так как в финале он заиграет новыми красками.
Цветная сюжетная линия
Является основной и более запутанной. В этих кусочках герой уже совершает свою месть. Для запоминания он использует фотоаппарат мгновенной печати (Polaroid 690), а также наносит на свое тело татуировки. Но не пытаются ли его запутать собственная память и другие люди?
В отличие от своего создателя, главный герой не живет в мире, где время течет вспять. Леонард не видит свою жизнь в обратном порядке — он существует только в настоящем моменте, играя роль детектива. Для него все, что находится за стенами мотеля, — хаос. Он не знает, кем был и кем стал, потому что он вне времени.
Из-за этого он существует в бесконечном повторении: «я мщу, следовательно, существую».
Зачем нарушена хронология?
История разбита на фрагменты, которые представлены зрителю в другой последовательности. Такой же приём использовал Гаспар Ноэ в своем фильме «Необратимость» (о нем, кстати, мы писали в другой нашей статье).
Повествование в обратном порядке — это традиционный способ донести до зрителя мораль и поучение. Мы видим человека и его путь, который привел его к такому образу жизни.
В детективном жанре этот прием может использоваться иначе. Морализаторство отходит на второй план, а на первый выходит установление истины. Зритель наблюдает за странным событием и его предысторией.
Интересные моменты в фильме
- Фильм снимался в Южной Калифорнии в течение 25 дней.
- Номер телефона Тедди, 555-01-34, такой же, как и у Марлы Зингер из «Бойцовского клуба».
- Около мотеля можно заметить белую Honda Civic, припаркованную рядом с Jaguar Леонарда. Это машина режиссера Кристофера Нолана.
- Среди вещей жены Леонарда, которые разложены по номеру мотеля, можно заметить часы. Они были украдены героем Биллом в фильме Нолана «Преследование».
- На DVD, выпущенном ограниченным тиражом, есть фильм, в котором сцены идут в хронологическом порядке.
- В начальной реверсивной сцене гильза катится не из-за падения, а из-за того, что Кристофер Нолан дует на нее, поскольку снять крупный план падения гильзы на пол при статической камере оказалось слишком сложно.
- Салон, в котором главному герою наносили на тело татуировки, назван «Эмма Томас». Так зовут жену Кристофера Нолана, которая является продюсером этого фильма.
- Во время съемок сцены, где Тедди произносит: «Откуда ты можешь знать, урод!» (You don't have a clue, you freak!), режиссеру Кристоферу Нолану не понравилось, как Джо Пантольяно, который играл Тедди, произнес концовку фразы. В итоге Нолан последние слова озвучил самостоятельно.
Смысл
Картина имеет несколько смыслов (возможно, далеко не все удалось мне разгадать). С одной стороны, фильм дает зрителю понять, как сложно людям, которые не имеют долгосрочной памяти. Главный герой вынужден каждый день пытаться осознать, кто он и что ему нужно. Но хочет ли он помнить то, что произошло?
С другой стороны, даже память может быть обманчивой и не всегда ей стоит доверять. В заключительной части фильма Ленард произносит ключевую фразу: «Ты — это то, что ты делаешь. Все остальное — лишь слова».
Эти слова подчеркивают еще одну идею фильма: мы определяем свою личность не только через воспоминания и события прошлого, но и через свои поступки в настоящем.
Финал оставляет открытыми вопросы о том, можно ли доверять главному герою и его истории, а также о том, насколько сильно подсознание влияет на восприятие реальности. Стоит задуматься о том, как часто мы создаем свой образ и как наше поведение определяет нашу истинную сущность.
Итог/Общее впечатление
Несмотря на то, что бюджет у фильма был очень маленьким, а съемки длились меньше месяца — эту картину можно назвать фундаментальной в творчестве Кристофера Нолана.
Вот 3 фактора, которые делают фильм интересным и захватывающим:
Нелинейная структура: фильм постоянно переключается между разными временными периодами, перемешивая прошлое, настоящее и будущее. Это позволяет зрителю почувствовать себя главным героем, который потерялся во времени.
Framing: картина начинается и заканчивается одной и той же сценой — Ленард смотрит в зеркало и говорит о своём желании найти убийцу своей жены. Это создаёт ощущение замкнутого круга и закладывает основную сюжетную линию.
Неожиданные сюжетные повороты: переворачивают восприятие происходящего с ног на голову и заставляют зрителей активно размышлять и гадать, что будет дальше.
В фильмах Нолана часто форма преобладает над содержанием. «Помни» — яркий пример фильма, который, с одной стороны, заставляет пересмотреть его еще раз, но с другой стороны, вспоминая этот фильм, думаешь о сложной структуре повествования, а персонажи оказываются лишь пешками в этой запутанной схеме.
Если вам понравился обзор, то подписывайтесь на наш канал «Смотреть позже» – здесь вы найдете подборки лучших фильмов и сериалов, их обзоры, кинопремьеры и разборы работ известных (и не очень) режиссеров.
Приятного просмотра!
Автор: Анастасия Смирнова