“Мои фильмы вводят зрителей в изменённые состояния — я знаю это и этого добиваюсь. Чаще всего люди знают, что такое фильм Гаспара Ноэ, — и получают то, за чем идут” – Гаспар Ноэ.
В августе 2024 года Москва перевернулась с ног на голову от новости о прибытии известного французского режиссера Гаспара Ноэ. Но он стал известен отнюдь не благодаря новостной повестке, а благодаря своим захватывающим артхаусным фильмам и необычными приемами в их создании. Цвет, хронология, сюжет, движения камеры – сегодня мы обо всем расскажем.
P.S. Это первая часть с подборкой работ этого режиссера, так что не бегите писать в комментариях, что мы упустили часть работ. Обо всем знаем, обо всем помним, все будет!
Главные приемы
Гаспар Ноэ вырос в семье художника, что немало повлияло на его художественный киноязык, он с рождения начал понимать сочетание цветов, правильно выставленные композиции, акценты и так далее. Во многих его работах обычно ярко выражен определенный цвет: красный, желтый или фиолетовый. Режиссер избегает одного цвета – синего, об этом он сам неоднократно говорил в интервью, подчеркивая что с ним у него “просто не ладится”.
Вторым характерным для Гаспара приемом является инверсионная композиция, где хронология сюжета идет задом наперед. То есть вы в прямом смысле смотрите историю, начиная с его конца. Такой прием добавляет истории смысла, загадочности. Для полного понимания использования этого приема вы можете провести эксперимент: посмотреть, к примеру, Необратимость (2002) Гаспара в инверсионной композиции, как изначально она была задумана, а затем в правильной хронологии, такую версию фильма очень просто найти в интернете. Проведя подобный эксперимент, вы полностью почувствуйте разницу.
И финальным и отличительным приемом Гаспара я бы назвала динамичное, зачастую хаотичное движение камеры. Под хаотичностью я понимаю не хаос как таковой, а свободу движения. Камера может подниматься в небо, может идти по земле, движения плавные и часто следуют за героем. Все эти движения добавляют живости фильму, создавая иллюзию присутствия у зрителя. Ты, вообще, зачастую просто забываешь о том, что происходящее на экране нереально. Благодаря таким движениям камеры склейки остаются незаметными.
И раз уж речь зашла о склейках, их не так много в самих фильмах, то есть отдельная сцена может сниматься на одну камеру очень долгое время. А если взять в пример фильм “Необратимость”, где каждая из сцен снимается одним дублем (а сцены весьма длинные). Я не переставала удивляться актерскому мастерству Моники Белуччи и Венсана Касселя, особенно в отдельных чувственных и ужасающих сценах, но мы обойдемся без спойлеров и перейдем к подборке фильмов!
Необратимость (2002)
Страна: Франция
Жанр: триллер, драма
Рейтинг Кинопоиска: 7.1
В главных ролях: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель, Филипп Наон и другие
Продолжительность фильма: 99 минут
Темнота ночи, багровые отблески на стенах притона, бледные, как простыня, лица. Герой мечется в лабиринте лестниц и переходов одного из подпольных гей-клубов. Цель — найти и убить человека, которого он никогда даже не видел в глаза. Но у него есть веская причина ненавидеть: незнакомец до смерти изнасиловал его подругу, с которой случайно столкнулся в безлюдном городском переходе.
Этот фильм ни в коем случае нельзя смотреть слабонервным людям.
Фильм идет в обратной хронологии, что может сначала запутать зрителя, так как он не сразу понимает, что происходит. Название отражает этот акцент: после каждой сцены ты глубже понимаешь необратимость всей концепции. Тебя будто заранее готовят к ужасающей сцене изнасилования, на блюдце сразу преподносят окровавленную Монику Белуччи и безумного от ярости Венсана Касселя в ролях главных героев-влюбленных.
Гаспар в своих фильмах не любит цензуру, он показывает все максимально открыто и не хочет скрывать никаких пороков человека, герои максимально живые, за это мы его и любим.
Цветовая палитра заслуживает отдельного абзаца в этом кратком обзоре, перед нами два цвета: красный и желтый. Первый отвечает за безумие, страсть и ненависть, а второй за любовь и спокойствие. Так как сюжет идет в обратном порядке и нам необходимо сперва погрузиться в полный ужас, мы видим доминацию красного. Постепенно, переходя к началу, все больше начинает проявляться желтый, буквально успокаивая зрителя от увиденного.
Этот фильм обязателен к просмотру, я даже не побоюсь назвать его примером классики кинематографа. Но повторюсь, к нему стоит быть подготовленным.
Личная оценка: 9/10
Вход в пустоту (2009)
Страна: Франция, Япония, Германия, Италия
Жанр: фэнтези, драма
Рейтинг Кинопоиска: 7.2
В главных ролях: Пас де ла Уэрта, Натаниель Браун, Сирил Рой, Олли Александр и другие
Продолжительность фильма: 161 минута
Оскар и его сестра Линда - приезжие, новые обитатели Токио. Пока Оскар приторговывает наркотиками, Линда танцует стриптиз в ночном клубе. Однажды во время полицейской облавы в местном баре Оскар получает пулю и, пока он умирает, его душа, верная обещанию никогда не оставлять сестру, отказывается покидать мир живых. Беспокойный дух Оскара скитается по городу, преследуемый невыносимыми кошмарами. Прошлое, настоящее, будущее переплетаются в галлюциногенном водовороте.
Описание, что я добродушно позаимствовала с одного онлайн кинотеатра, не совсем правильно описывает основной сюжет фильма. Дело в том, что Оскар принял не совсем обычный наркотик, а ДМТ, который по факту является синтезом тех веществ, что вырабатываются у человека во время смерти. Ходят легенды о том, что душа человека после смерти какое-то время еще находится на Земле и “летает” по ней. Именно в концепте такого полета и создан фильм, а в начале даже не до конца понятно, смерть ли это или просто последствие употребления запрещенных веществ.
Гаспар Ноэ сам признавался, что для создания таких фильмов как “Вход в пустоту” или “Экстаз”, о котором речь пойдет ниже, он пробовал большое количество разных психоделических веществ. Так что все последствия от их употребления он старался передать наиболее правдоподобно.
Движения камеры здесь максимально свободные, практически отсутствует статика, а съемка происходит от лица главного героя, то есть мы буквально являемся им, мы видим реальность так, как видит его он. Это одна из ключевых особенностей фильмов Гаспара Ноэ – сделать зрителя участником происходящего.
Уже не буду повторяться, что фильм тоже подойдет только для подготовленных зрителей: здесь и жестокость и запрещенные вещества, и огромное количество постельных сцен.
Личная оценка: 8/10
Экстаз (2018)
Страна: Франция, Бельгия
Жанр: триллер, драма
Рейтинг Кинопоиска: 6.9
В главных ролях: София Бутелла, Ромен Гийермик, Сухейла Якуб, Кидди Смайл и другие
Продолжительность фильма: 97 минут
Выпускники академии современного танца решают устроить прощальную вечеринку. Однако таинственным образом под нарастающий ритм музыки почти всех охватывает нездоровая эйфория, которой невозможно сопротивляться. Оказывается, кто-то подмешал в сангрию психоделики, и теперь участники этой безумной вечеринки постепенно начинают слетать с катушек.
Этот фильм оказался для меня самым жутким из подборки. В нем Гаспар передал максимально открыто последствия от употребления запрещенных веществ и то, как они могут затуманить наш разум и разрушить абсолютно все. Этот фильм жуткий, он снят в правильной последовательности, с одни НО: в начале нам частично показывают последствия всего случившегося, и далее мы лишь постепенно узнаем, как до этого все могло дойти.
Это не простой драматический триллер, я бы в какой-то степени назвала это еще и детективом, потому что весь фильм ты постоянно задаешься одним лишь вопросом: кто решил подсыпать наркотики в алкоголь?
Затуманенное сознание, пороки человека и попытки сохранить рассудок – все это Экстаз.
Личная оценка: 7.5/10
Если вам понравился разбор, то подписывайтесь на наш канал «Смотреть позже» – здесь вы найдете подборки лучших фильмов и сериалов, их обзоры, кинопремьеры и разборы работ известных (и не очень) режиссеров.
Приятного просмотра!
Автор: Арина Сергеян