То, что произошло, когда мы пытались уехать из Турции в Россию через Грузию, было самым тяжёлым испытанием в нашем путешествии. Стояние в трёхдневной пробке на границе в сентябре 2022 далось нам довольно легко. Ни в какое сравнение с тем, сколько нервов и сил мы потратили на границе в этот раз.
В ночь с 4 на 5 января мы съехали с квартиры в Турции и поехали в сторону Чёрного моря, дабы следовать вдоль побережья, где в январе должно быть теплее. Так как мы должны были ехать через грузинские горы, а резина у нас стояла летняя, по дороге стали искать цепи на замену зимней резине. Нашли, купили. Также в дороге муж прошёл онлайн собеседование. Для поддержки новогоднего настроения и по просьбе детишек с собой в машину мы взяли нашу самодельную ёлочку.
Мы планировали добраться до моей мамы к Рождеству, но так как задержались на сутки с выездом, а зимой время в пути увеличивается, вряд ли можно было уже надеяться на успех.
Когда мы ещё спорили с мужем в конце декабря о том, уезжать или нет, я перечисляла все те моменты, которые предвидела, что произойдут, если мы поедем сейчас. Один из них случился уже на стадии возврата жилья владельцу. Об этом я говорила в прошлой статье. Дальше всё ожидаемое посыпалось, как из рога изобилия. Основное выделила для понимания масштаба совпадений.
Обувь ребёнку не была куплена. У старшей дочери не было зимней обуви, это было одним из аргументов, которые я приводила. Муж отмахивался, надеясь купить обувь по дороге, а если не найдём, то «до заправки от машины добежит». В итоге ребёнок мёрз при каждом выходе на улицу, а я, естественно, злилась на то, что мы едем в таких условиях.
Холод. Каждое открытие дверей и багажника забирало остатки тепла, впуская ледяной ветер. Это не в сентябре ехать в сторону юга.
Неудобство в элементарных походах в туалет. Мы старались по минимуму выходить из машины, каждый раз надевая и снимая пуховики, штаны и прочее. Походы в туалет на ту же заправку во всём этом обмундировании были, конечно же, «крайне удобны».
Сложно питаться. Поесть нормально было нельзя, как и вскипятить воду в такую погоду тоже стало довольно проблематично.
Ладно, все эти и другие неудобства ещё можно было бы потерпеть. Но дальше сбылось и всё остальное, чего я боялась.
Штрафы. Когда мы прибыли на турецкую границу вечером седьмого января, то выяснилось, что мы должны заплатить целую гору штрафов. Чтобы избежать их, необходимо было дождаться даты рандеву, потому как этот период ожидания даёт возможность легально пребывать в стране. А раз мы не стали ждать, мы обязаны были заплатить за превышение наших 90 безвизовых дней. К тому же штраф за машину по этой же причине. Причём сначала мы оплатили первые штрафы, а уже позже выяснилось, что надо оплатить ещё за машину, или же её оставят стоять в нейтральной зоне. Так как деньги на дорогу муж рассчитывал взять из залоговой суммы за квартиру, а её нам вернули не всю, мы остались практически с пустым кошельком на границе и неоплаченным штрафом за автомобиль. Ночь, зима. Чтобы перевели нам деньги через банк, который к тому же был на грузинской стороне, необходимо было дождаться утра.
Хорошо, что в здании был туалет и горячая вода, но даже пройти эти 10 метров, одеваясь и раздеваясь каждый раз, было холодно и некомфортно. Утром нам наконец смогли перевести средства. Муж пешком пересёк границы туда и обратно, просто чтобы получить деньги. Мы оплатили последний штраф и двинулись в сторону грузинской таможни.
Заболеть в таких условиях в дороге. За время такой «комфортной» дороги наша младшая дочь приболела. Все мои опасения сбывались одно за другим.
Не пропустят кошек. Расстроенно переехав уже на грузинскую сторону пограничного пункта, мы не смогли проехать дальше. Грузинская таможня сообщила нам, что у них есть новый закон, согласно которому с 1 января (мы выехали четвёртого) они не могут пропускать животных без микрочипа. Также на несколько дней была просрочена вакцинация. (Так как в прошлый раз ни в Грузии, когда мы ехали из России, ни в Турции, когда въезжали из Грузии, никто даже не посмотрел их ветпаспорта, заморачиваться с подготовкой кошек муж тоже не посчитал нужным.) Они отказались впустить нас, настойчиво предлагая выбросить прямо на границе зимой в дождь наших кошек, либо велели возвращаться в Турцию, куда нам было запрещено въезжать по истечении 90 дней.
До позднего вечера мы УМОЛЯЛИ грузинскую таможню пропустить нас с больным ребёнком или хотя бы назначить нам штраф. Мы никому не грубили на границе, не нарушали намеренно законов. Неужели, если мы выехали из Турции через 3 дня после принятия этого закона и не знали о нём, то лучший способ решить проблему – выкинуть животных? Мы даже не собирались задерживаться в Грузии, а всего лишь хотели быстро доехать транзитом до России с находящимися в машине кошками, которые ни с кем не контактируют. Так мы простояли между границами весь день под дождём, где даже в туалет они отказались пустить детей (младшая была уже с температурой).
В итоге турки пустили в свой служебный туалет, разрешили налить кипяток в термос и подходили спрашивали, что случилось. Они сами уговаривали грузин нас пропустить с такой ерундой, искали выход из положения. Под конец мы просили уже турецкую сторону разрешить нам вернуться на день, чтобы сделать микрочипы кошкам. Они были готовы помочь, но потребовался отказ Грузии нас пропускать. Однако и в этом они протянули время до ночи, а затем выдали какую-то отписку, не являющуюся даже отказом, по сути.
Ночью Турция согласилась впустить нас и дала нам неделю(!) для установки микрочипов и вакцинации кошек (мы просили день).
Въехав обратно в Турцию, понурые, но надеющиеся на то, что теперь сможем разрешить ситуацию, мы заночевали там. Утром нашли ветеринарную клинику. Но так как мы не знали нюансов о чипировании и вакцинации, они сделали и проставили всё одним днём. Дополнительный день пребывания в Турции немного поднял нам настроение.
К вечеру мы снова предприняли попытку найти старшему ребёнку обувь, правда безуспешно.
Ночью мы вернулись на границу, легко прошли турецкую таможню, но грузины снова начали придираться теперь уже к срокам вакцинации и вставки микрочипа (после чипирования требуется, чтобы прошло время). Мы простояли там еще час, прежде чем более чуткий инспектор наконец разрешил нам пройти, сделав вид, что ничего не знает про наличие у нас животных. Мы продолжили путь вымотанные, ребёнку в дороге стало хуже.
Повредить машину. Остановиться было негде, к утру от усталости по невнимательности муж налетел на бордюр и пробил масляный поддон двигателя. Мы простояли там почти весь день, не имея возможности обогреть салон машины. Муж поменял повреждённое колесо, чтобы можно было отбуксировать автомобиль. Три или четыре патруля полиции останавливались, но вместо какой-либо помощи только грозили штрафом. Когда муж к вечеру пытался выловить проезжающие мимо машины, не остановился почти никто. Зато удалось «поймать» последний патруль. Они уже не грозили, а просто сказали, что сейчас выпишут штраф. В итоге продержали нас там ещё часа 2-3. Темнело, холодало. Напомню, что машину завести было нельзя. Два ребёнка, один больной, две кошки, пустырь. Муж раз 7 подходил к полицейским, просил быстрее, говорил о том, что дети мёрзнут, что ребёнок болен, спрашивал, в чём задержка. Они только злились и отправляли ждать. Уже в темноте они наконец выписали штраф.
Вот такое «человеческое» отношение. А ведь я так не хотела ехать, так боялась, что все эти моменты произойдут.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание! Если интересно – ставьте лайк, подписывайтесь, а также следите за обновлениями постов.