Ну никак не отпускает буква "Н" в нашем исследовании поездов. Казалось бы уже перешли к "О" и уже была Одесса, но нет, постоянно что-то случайно отыскивается на "Н" из ранее не исследованного. И вот в 1995 гоДу, обнаружив там поезд Ноябрьск-Горький, я нашел там еще один - Нурлат - Казань - № 687/688.
Нурлат - это город на самом юге Татарстана. Причем до Самары здесь ближе, чем до Казани. А поезд в центр республики пустят вообще кругом через Цильну и Ульяновск. Когда-то еще до строительства Волго-Бугульминской железной дороги здесь было две деревни - Верхний Нурлат и Нижний Нурлат (перевести слово "нурлат" можно как "сияющая лошадь"). А когда через эти места прошла линия железной дороги Симбирск - Уфа, то возникла станция, которую тоже назвали Нурлат. Уже до войны станция доросла до рабочего поселка, а в 1941 году сюда эвакуировали предприятия из Москвы, переориентировав их на выпуск военной продукции. Это был "Мосметрострой", кстати. Ну а в 1961 году Нурлат стал городом. Причем кроме поездов, здесь еще и аэропорт был с регулярным сообщением с Казанью. Но основными всё-таки были поезда. В 30-тысячном городе останавливались почти все, которые проходили по участку Ульяновск-Уфа. На 10 минут здесь в 1980 году делал остановку даже фирменный № 39/40 сообщением Москва-Уфа "Башкирия". Также делали остановки Москва-Челябинск, Казань-Уфа, Ульяновск-Уфа, Адлер-Уфа, Москва-Круглое Поле. Остановки были 10-20 минут.
В 1989 году в дополнение к уже указанным через станцию пустили еще несколько поездов в Казахстан: Москва-Кустанай и Москва-Караганда. Ну а в 1995 году я как раз отыскал поезд Нурлат-Казань. В 17:24 он отправлялся из Нурлата. В 23:10 был в Ульяновске, то есть двигался в сторону если не противоположную Казани, то к ней точно не приближался.
Оттуда через Цильну (01:10) он попадал на Горьковскую железную дорогу. В 05:42 была небольшая остановка в Свияжске, после которой через Зеленый Дол поезд уходил уже на Казань, где оказывался в 06:57. Итого время в пути 13,5 часов. А в 2004 году отдельного поезда со станции Нурлат уже тоже не было. Как, впрочем, и в 2024. Проходящих же по-прежнему много. Часть идет на юг: Пермь-Адлер (Имеретинский курорт) и Ижевск-Адлер. Также делает здесь остановку № 391/392 Москва-Челябинск. По дням ходит Санкт-Петербург-Уфа, а иногда в одном с ним графике Рузаевка-Уфа. Ну и, конечно, никуда не делся поезд Москва-Уфа. Вот только он теперь никакой не фирменный. Обычный № 49/50.
Полез я в более ранние справочники. В 1961 году там только 4 проходящих поезда Три на Уфу из разный мест и один - Москва - Магнитогорск - Кустанай. Примерно та же история в 1969 году. Но в тот год мимо еще следовал поезд Москва-Новокузнецк. В общем, почему вдруг в медленном 1995 году решили организовать поезд Нурлат-Казань - сказать сложно. Укорачивать Казань-Уфа вроде как особого смысла нет.
Кстати, по индексу качества городской среды Нурлат с его 193 баллами в 2023 году был на предпоследнем месте в Республике Татарстан (из 24 городов). Здесь очень худо обстоят дела с озеленением и общественно-деловой инфраструктурой. В любом случае далековато от среднего уровня по республике - 212 баллов.
Кстати, интересно, что на последнем месте в Татарстане еще один мощнейший железнодорожный центр в Республике. Агрыз. Оба в группе "Малые города". Разделили их с Нурлатом всего лишь 2 балла.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!