Интернет стал неотъемлемой частью жизни современных детей, предлагая множество возможностей для обучения и развлечений. По данным опроса 2023 года, проведённого компанией Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского», сегодня 53% дошкольников уже имеют свои смартфоны, а после 11 лет смартфон есть практически у каждого ребёнка. В связи с этим возникают серьёзные риски для информационной безопасности детей.
Школа вносит свой вклад в решение этой проблемы, вводя темы, связанные с информационной безопасностью, в школьные предметы. В информатике 7 класса, 9 класса и 11 класса есть особый подраздел «Цифровая грамотность». В новом школьном предмете «Основы безопасности и защиты Родины» в 9 классе и в 11 классе есть блок тем «Безопасность в информационном пространстве».
В этой статье обсудим основные угрозы, с которыми могут столкнуться дети в Интернете, и предложим практические советы для родителей и педагогов, как защитить ребят от опасностей и сформировать полезные цифровые навыки.
Влияние экранного времени на здоровье
С развитием цифровых технологий родители начинают беспокоиться о том, сколько времени дети проводят с гаджетами в руках. По статистике, 15% дошкольников и 35% детей старше 11 лет тратят на смартфон 3–4 часа в день. По рекомендациям ВОЗ, детям 3–6 лет не следует проводить перед экраном больше 1 часа, детям 7–12 лет разрешено до 2 часов в день. Избыточное экранное время может отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье ребёнка, включая возможное возникновение проблем с концентрацией и сном.
Совет. Организуйте для детей время без гаджетов. Устраивайте челленджи, например, «День без телефона». Создавайте активные формы досуга, которые помогут отвлечься от экранов. Это позволит детям отдохнуть от смартфона, а также сформирует привычку развлекаться без телефона и планшета.
Контент и его влияние на развитие
Большинство родителей считают, что контент в Интернете оказывает негативное влияние на их детей. Одна из основных проблем — развитие клипового мышления, которое связано с потреблением короткого и быстро сменяющегося контента. Это может снизить способность ребёнка концентрироваться на одной задаче и приводит к трудностям в учёбе.
Кроме того, в Интернете часто встречается контент, содержащий сцены жестокости или рассчитанный на взрослую аудиторию. Такие материалы особенно опасны для детей младшего возраста.
Совет. Используйте специальные приложения на устройствах, чтобы ограничить доступ к нежелательному контенту. Это поможет защитить детей от опасных или неподходящих материалов.
Конфиденциальность при общении в Интернете
Дети активно используют мессенджеры и социальные сети для общения, и родители зачастую не знают, с кем общаются их дети. Ребята не всегда осознают, какой информацией о себе и своей семье можно делиться в Интернете.
Совет. Обсуждайте важность конфиденциальности с детьми. Объясните, что не каждый человек в Сети безопасен, расскажите, как важно осторожно относиться к личной информации.
Онлайн-угрозы для детей
Среди онлайн-угроз, с которыми могут столкнуться дети — интернет-зависимость, кибербуллинг, онлайн-груминг. Некоторые опасности, такие как участие в опасных челленджах или кибербуллинг, могут иметь серьёзные последствия для психического здоровья ребёнка.
Совет. Родителям важно изучить информацию о том, какие есть виды онлайн-угроз, так как некоторые из них распространены именно в детской среде. Обсуждайте с детьми, как распознать онлайн-угрозы. При подозрительном поведении детей проверяйте историю браузера для предотвращения опасных ситуаций.
Подростки и ослабление контроля
С возрастом дети требуют все большей автономии, и контроль за их действиями в Интернете ослабевает. Подростки могут скрывать свои действия в Сети. Это затрудняет для родителей понимание реального положения дел и принятие адекватных мер для обеспечения безопасности. Часто в этот момент возникают конфликты между родителями и подростками.
Совет. Контроль необходимо совмещать с доверием. Обсуждайте с подростками их действия в Интернете и будьте готовы к диалогу, чтобы избежать скрытности.
Заключение
Изолировать детей от влияния Интернета невозможно. Поэтому роль взрослых состоит в том, чтобы научить ребят правилам цифровой безопасности. Родителям и педагогам важно активно участвовать в защите детей в цифровом пространстве. Изучая вместе с детьми темы, связанные с информационной безопасностью в школьных курсах информатики и ОБЗР, вы не только повышаете собственную цифровую грамотность, но и проверяете, насколько хорошо дети усвоили знания и готовы применять их на практике.
Материалы «Облака знаний» по цифровой безопасности:
- Конспект по информатике для 7 класса «Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет» и контрольная работа по теме.
- Конспект по информатике для 10 класса «Основы информационной безопасности».
- Конспект по информатике для 10 класса «Безопасность поведения в Интернете. Вредоносные программы» и контрольная работа по теме.
- Конспект по ОБЗР для 9 класса «Общие принципы безопасности в цифровой среде».
- Конспект по ОБЗР для 9 класса «Опасные программы и явления цифровой среды».
- Конспект по ОБЗР для 9 класса «Деструктивные течения в интернете, их признаки, опасности».
- Конспект по ОБЗР для 11 класса «Опасности, связанные с использованием программного обеспечения».
- Конспект по ОБЗР для 11 класса «Поведенческие опасности в цифровой среде».
- Конспект по ОБЗР для 11 класса «Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде».
- Конспект по ОБЗР для 11 класса «Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков».