Существительное охота легко связать с глаголом хотеть, гораздо сложнее объяснить, почему ловлю зверя стали называть словом, по смыслу близким со словами желание, влечение, воля. «Почему же охота получило возможность означать и «лов» – промысел зверобоя?» – задается вопросом Л.В. Успенский. И отвечает: «Видимо, перед нами знакомое уже явление языкового табу. Нашим предкам казалось опасным предупреждать добычу о задуманных против нее предприятиях. Осторожнее было слова, их обозначающие, заменять другими, «прикровенными». Это версия сегодня считается наиболее вероятной.
Высказывались и другие соображения. В словаре А.В. Семенова приводится вариант охвота, в котором некоторые лингвисты склонны предполагать родство со словом хватати (ловить, хватать).
Мне кажется, что охвота от хватать – народная этимология в чистом виде, и реально надо искать связь с глаголом хотеть. Однако, на мой взгляд, не табу явилось основанием смыслового переноса и развития у слова охота нового значения «ловля, добыча зверей и птиц». Полагаю, у слова охота новое значение могло развиться из специфического употребления в определенное время и в определенной среде.
Как пишет Е.К. Целыхова в серии статей «Русское охотничье слово», очень важно получить картину исторического своеобразия культуры через призму отдельно взятого слова, которое не только сможет раскрыть перед глазами пытливого исследователя новый мир, но и само раскроется новыми оттенками значений. Слово охота – не исключение. Если применить к нему лингвистический и культурологический анализ, возможным станет правильное понимание причин, по которым оно возникло. Возможно будет увидеть исторический путь, проделанный словом, а значит по-другому взглянуть на историю самого охотничьего языка и культуры.
Академик В.В. Виноградов указывал, что первоначальное значение слова охота – «желание, радость, веселье». В Словаре академии российской 1789-1794 гг. читаем: охота – желание, наклонность к чему. Иметь охоту к учению, к чтению. Он имеет великую охоту путешествовать. Делать что с охотою. Второе значение: охота – упражнение в ловлении зверей или птиц. У слова охотник также указаны два значения. Первое проиллюстрировано такими примерами: охотник ездить верхом; охотник до редкостей; он великий охотник до чтения полезных книг. Второе значение слова – «ловчий, кто гоняет, ловит зверей или птиц».
Очевидно, что уже в первом случает у слова охота появляется коннотация «увлечение, хобби», а у слова охотник – «любитель» (определенного занятия, вида деятельности). Замените в приведенных примерах XVIII века охотник на любитель и смысл не пострадает: он любитель ездит верхом; он великий любитель чтения полезных книг.
Его же величество имел великую охоту к артиллерным делам и ко огню артофициальному и сам своими руками работал по все зимы.
Б. И. Куракин. Гистория о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях (Начало самостоятельного правления Петра) (1709)
На мой взгляд, академик Виноградов совершенно точно заметил, что перенос слова охота на «лов», произошел в той социальной среде, где охота была не промыслом, а забавой. Взгляд на охоту как на забаву встречается и в старых памятниках, где она называется тешью, утехой или утешением. А. В. Марков в работе «Бытовые черты русских былин» пишет: «Охота – это обычное занятие богатырей между битвами – иногда имеет экономическую основу; так, Добрыня и Суровец-суздалец питались дичью во время своих разъездов. Охота Вольги была не забавой, а доставляла пищу и одежду его дружине-артели; но иногда богатыри стреляют птиц (даже и несъедобных, например, ворона) только для того, чтобы сердце приутешити, могучие плечи прирасправити.
В русском языке слово охота в значении «ловля» начинает употребляться с XVI века. А в литературе вообще появляется только XVIII веке. Нам хорошо знакомы словосочетания соколиная охота, псовая охота, царская охота. То есть, первоначально речь шла о развлечениях знати, своего рода спорте: Он (боярин) большой охотник до ловли зверя. Он звериного промыслу охотник. Постепенно этот смысл прочно закрепился за словом охотник, и уточнения стали не нужны. Причина проста: других массовых развлечений у знати не было, ловля или гон (гоньба) зверя было основным увеселением. Именно тогда у слова охота появилось значение «охотничье хозяйство» (с людьми и животными: псами, соколами, лошадьми).
Охота у Святѣйшаго Хана нашего, соколы, дербники, ястребы и сабаки; соколы трехъ родовъ, бѣлые, сѣрые и простые черноватые.
А. Л. Леонтьев Путешествие китайского посланника к калмыцкому Аюке-хану (1762)
Ту же природу имеют именования птичья потеха, красная потеха, тешь, утеха, утешение и глагол тешиться в значении «охотиться». Постепенно слово стало употреблять и тогда, когда речь шла о промысле. Любопытно, что еще Пушкин упрекал Загоскина за то, что тот писал в романе «Юрий Милославский» (1829 г.) глагол охотиться вместо выражения ездить на охоту, которое тогда считалось более правильным.
В древнерусском языке то, что мы теперь называем охотой, обозначалось словом ловъ, форма мн. числа лови (ловы). Отсюда и название охотника – ловчий (ловчей). А охотниками называли добровольцев. Так, охотные полки – полки, состоящие не из рекрутов, а из людей, добровольно поступивших на военную службу. Были пешие и конные охотные полки.
Приведенная нами мотивировка высказывалась и другими учеными, но в словаре Фасмера она отвергнута ("это не название спортивного характера, вопреки Шрадеру-Нерингу"), и, на мой взгляд, совершенно напрасно.
Почему мне не нравится обоснование смыслового переноса табуированностью «истинного» названия? В первую очередь, потому, что, объясняя причины появления нового значения, важно учитывать исторический и социальный контекст. Почему люди, для который промысел зверя имел целью обеспечение пропитания, не чурались называть вещи своими именами? Для них это был вопрос выживания, а значит, и причин для «прикровенного» эвфемизма было больше. Однако новое значение возникает в среде, для которой ловля зверя была лишь потехой, забавой, а в конечном итоге стала хобби, спортом. При этом значение «желание, наклонность» сохранялось у слова охота очень долго. Даже в XIX веке говорили об охоте к наукам, музыке, живописи, знаниям. В национальном корпусе русского языка это основное значение до XIX века встречается в 99% случаев, и только 1% - это охота в привычном нам понимании. Так что, судите сами, каковы были истинные причины, по которым ловлю зверя и птицы назвали охотой и удалось ли нам поймать слово в расставленные сети.