Найти в Дзене

🕌 🇰🇿 🌸🌹🌺 «Курт – драгоценный камень» Спасший Жизни 🌸🌹🌺 🕌 🇰🇿

Оглавление

-2

«Курт – драгоценный камень»

Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков.

У каждой заключенной была своя норма и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. 

Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят .

«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» - вспоминает Гертруда Платайс. Такие "избиения" повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы.

Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов... Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога.

Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот – он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки.

Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным.

Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, - рассказывают женщины – но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».

-3

О, Господи, да это ведь не камень.

От него так пахнет молоком.

И в душе затрепетал надежды пламень,

А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!

Вот за что женщины детьми рисковали!

Они нас от болезни берегли,

Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,

А просто несчастные женщины.

И чем смогли - помогли,

Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,

Собирая драгоценные камни.

Теперь я отвратила от них беду,

Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,

На оскверненной палачами земле,

Я, немка, молилась мусульманскому богу,

Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,

Женщинам-матерям - счастья.

Особенно я молилась за детей,

Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,

Потеряла веру и друзей,

Но одно я знаю,

Что только так и надо воспитывать детей.

Стихотворение «Курт – драгоценный камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

«Алжир»., Возращенная, память, кабдрахман, мамежан, саягуль, ягали, кожахмет

-4

Как создавался лагерь

А. Л. Ж. И. Р, он же Акмолинский лагерь жён изменников Родины, существовал с 1938 по 1953 год. Он был 17-м женским спецотделением Карагандинского исправительно-трудового лагеря (КарЛаг).

Заключённые в нём были репрессированы как ближайшие родственницы (жёны, матери, дочери, сёстры) «изменников родины» в соответствии с приказом НКВД СССР. Также лагерь называли «26-я точка», ведь он размещался в 26-м посёлке трудовых поселений (ныне ― село Амкол).

В 1938 году в лагере было не менее восьми тысяч женщин-заключённых женщин, из них ― до 4500 ЧСИР (членов семей изменников родины). В других отделениях КарЛага работало ещё почти 1500 ЧСИР.

Территория АЛЖИРа превышала 30 га, периметр был обнесён забором с двумя рядами колючей проволоки, в нескольких местах присутствовали вышки охраны. Первые эшелоны, везущие жён изменников родины прибыли в 17-е спецотделение зимой 1938 года.Условия жизни и труда в лагере

Климат местности, где располагался АЛЖИР, отличался суровостью. Летом ― жара под +40 градусов и частые песчаные бури, зимой ― морозы до -40 градусов, снег и метели. Жильём в лагере были саманные бараки, которые строили сами женщины из смеси глины, соломы, камыша.

На территории был пруд, поросший тростником, который заключённые использовали для строительства, обогрева, плетения циновок-матрасов и других хозяйственных нужд. Часто вновь прибывшим узницам приходилось самостоятельно строить себе «дома», а до этого ― спать под открытым небом. Они месили глину ногами, заполняли глиной формы, чтобы получились кирпичи.

-5

-6

Условия жизни и труда в лагере

Климат местности, где располагался АЛЖИР, отличался суровостью. Летом ― жара под +40 градусов и частые песчаные бури, зимой ― морозы до -40 градусов, снег и метели. Жильём в лагере были саманные бараки, которые строили сами женщины из смеси глины, соломы, камыша.

На территории был пруд, поросший тростником, который заключённые использовали для строительства, обогрева, плетения циновок-матрасов и других хозяйственных нужд. Часто вновь прибывшим узницам приходилось самостоятельно строить себе «дома», а до этого ― спать под открытым небом. Они месили глину ногами, заполняли глиной формы, чтобы получились кирпичи.

Роскошные блузки, воротнички, скатерти, расшитые национальными узорами народов СССР, шли на экспорт в Москву и даже за границу. Освещение было недостаточным для такой работы, потому некоторые теряли зрение.

Ещё до приезда в лагерь женщинам сбривали волосы на голове. Многие приезжали истощёнными после длительного этапа, больными. Еда в АЛЖИРе не отличалась разнообразием: половник разваренной перловки или жидкой баланды с куском чёрного хлеба дважды в день.

В «хорошие» дни к каше добавляли немного жира. В лагере был «ларёк» ― магазин на колёсах, приезжавший раз в месяц. В нём те, у кого осталось немного денег, могли купить лука, леденцов, низкокачественных пряников, белого хлеба и папирос. Работали по 12―15 часов в день. Из развлечений были лишь долгие и однообразные беседы о жизни на воле, да песни ― в том числе на языках союзных республик.

В остальном условия содержания были такими же жёсткими, как и в мужских отделениях КарЛага. Первые полтора-два года в лагере действовал «особый» режим, что означало множество дополнительных ограничений.

Например, полностью запрещалась переписка, не выдавались посылки, нельзя было работать по своей специальности. Но запрет действовал не для всех: некоторые «нужные» лагерю специалистки (например, медики, ветеринары, повара, инженеры, учёные и пр.) трудоустраивались по специальности.

Те же женщины, которые до ссылки работали учителями, музыкантами, писателями, при условии хорошего здоровья, то есть годности для тяжёлого физического труда, работали в поле, занимались сбором тростника, строительством, животноводством. Старые, больные, инвалиды и несовершеннолетние (в лагерь отправляли девочек старше 15 лет) работали на швейном и вышивальном производствах.

Дети в Алжира.

-7

В лагерь направлялись женщины с детьми до трёх лет (старших детей направляли в государственные приюты). В самом АЛЖИРе малыши находились в «мамкином доме», представлявшем собой отдельно стоящий барак. Присматривала за ними няня заключённых лагеря и врач ― также из заключённых.

«Мамок», как уничижительно называла женщин администрация, допускали к детям на несколько часов после работы, многие кормящие матери тайно посещали малышей и днём. Когда ребёнку исполнялось три года, его отправляли в детский дом.

В лагерь часто попадали и беременные женщины: за период существования в АЛЖИРЕ было рождено (живыми) 1507 детей. Но с апреля 1951 года в лагеря СССР уже не отправляли беременных, а пребывающих в лагерях с детьми ― стали освобождать.

Одним из начальников АЛЖИРА был Сергей Баринов, ранее работавший педиатром. Именно после его ходатайства в лагере обустроили «больницу» и «ясли», и именно после его запроса детей АЛЖИРА перестали относить к родственникам изменников родины.

Детская смертность была высокой, умерших зимой не хоронили, а складывали трупики в бочки. Одна из работниц НКВД нашла в такой бочке живую казахскую девочку. Она забрала её к себе и вернула, когда мать уже освободили.

Реабилитация узниц АЛЖИРа

КарЛаг официально ликвидировали в начале 1950 года, 17-е амоклинское отделение закрыли в 1953 году. Но до реабилитации было ещё далеко, потому лагерь фактически функционировал до 1958 года. Лишь после 1958 года узницам разрешили возвращаться на своё место жительства.

-8

Всего через АЛЖИР прошло более 18 тысяч (по другим данным ― около 20 тысяч) женщин, из них ― восемь тысяч «от звонка до звонка». Из жён и родственниц известных людей (политических, государственных, общественных деятелей) через лагерь прошли Галина Серебрякова (писательница), несколько женщин из семьи маршала Михаила Тухачевского (был расстрелян), Евгения Лурье (жена писателя Юрия Трифонова), Рахиль Плисецкая (мать балерины Майи Плисецкой), Кира Андронникошвили (жена писателя Бориса Пильняка), мать Булата Окуджавы, певица Лидия Русланова, жены государственных деятелей Казахстана Турара Рыскулова, Санжара Асфендиярова, Темирбека Жургенева, казахских писателей Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина и многие другие.

Память об АЛЖИРЕ

В 2007 году в селе Амкол построили мемориальный комплекс. В него входит «Арка памяти», мемориальные доски с семью тысячами имён, и музей. В музее работает экспозиция, которую помогли собрать бывшие узницы, их родственники и волонтёры. Также установлен крест в честь 12 верующих-новомучениц АЛЖИРа.

-9

Курт — традиционное казахское блюдо, интересное и необычное на вид и вкус.

-10

Курт — традиционное казахское блюдо, интересное и необычное на вид и вкус. Внешне курт выглядит, как белый шарик из мела, размером около 2см. Курт — продукт долгого хранения, издревле охотники степей и гор брали его с собой в дорогу.

Кроме необходимого для физической силы протеина, курт содержит большое количество соли, которая так нужна организму в сухом климате Казахстана, где идет высокая потеря жидкости организмом при нагрузке, а значит и потеря солей.

Курт скатывается из сухого прокисшего молока, казахи шутят, что шарики катают подмышкой, поэтому курт соленый. Рецепт курта издавна передавался из поколения в поколение.

Курт также пользуется популярностью у других народов Средней Азии: узбеков, дунган, уйгуров, киргизов, а также в Монголии.Из курта также готовят различные блюда.

Из курта, разведенного в воде, можно сварить суп, его можно есть как сыр, использовать как приправу к овощному салату, заменяя соль, курт замечательно подходит к пиву.

Рецепт курта у различных народов отличается, так же, как и его вкус, и готовится он с небольшими отличиями. Чаще всего казахский курт готовится из коровьего молока.

Реже встречается курт из овечьего или козьего молока. Однако, есть регионы и страны, где для катыка используют довольно экзотическое буйволиное (Армения), верблюжье (Киргизия) или кобылье молоко (южная Киргизия, Татарстан, Башкирия, Монголия).

-11

-12

Курт — рецепт приготовления

Для приготовления курта вначале надо приготовить катык и затем сузьму.Сузьма и катыкКатык и сузьма — слова тюркского происхождения, обозначающие кисломолочные продукты, рецепт приготовления которых описан ниже.

Катык — это кислое молоко, приготовленное из кипяченого молока, оставленного при температуре выше комнатной (30-40 градусов).

Чтобы катык получился повышенной жирности молоко длительно кипятят, во время кипячения выпаривается часть жидкости — примерно треть. Во время приготовления катыка не рекомендуется встряхивать сосуд, а также передвигать.

Затем катык выкладывают в хлопчатобумажный мешочек и удаляют сыворотку, ставить стекать в течение 1–3 суток, подвесив к чему-нибудь на веревочке — получается сузьма.

Затем в полученную густую массу добавляют соль (по вкусу) и руками скатывают шарики диаметром 2–5 см. Некоторые предпочитают готовить курт другой формы, например, сжимая в кулак массу.

Некоторые в шутку говорят, что курт катают подмышками — это конечно же неправда.Затем скатанные из сузьмы шарики курта укладывают на сухую, чистую деревянную поверхность, накрывают марлей и сушат на солнце несколько суток.

При очень высокой температуре воздуха курт сушат в тени 5–7 дней.Казахский курт — калорийность продукта:Курт очень калориен – 260 ккал в 100 г

-13

-14

-15

-16
-17

Хотелось бы надеяться, что больше в истории не будет таких лагерей, не будет так много насилия над беззащитными женщинами.

Всем спасибо за внимание данному посту!!!