2 глава
Автор Гюляра Османова
- Каждый раз, когда перед нами – на экране ли телевизоров или со страниц книг,
совершенно неважно - развиваются события, связанные с какой-либо катастрофой, трагедией (и так же неважно, природные ли это катаклизм, аварии или какие-то житейские проблемы), в которых люди проявляют свои истинные качества, наверное, каждый из нас думает о том, как он сам повёл бы себя на их месте. Смог бы остаться на высоте или пошёл бы на поводу своих или чужих, низменных, потребностей? Сохранил бы человеческое достоинство или опустился бы до животных инстинктов? И никто, ни один человек на свете не знает точного ответа.. До тех пор, пока не столкнётся с этим лично… Но в глубине души кто-то надеется, а кто-то просто уверен, что как - раз с ним-то ничего подобного и не произойдёт.. А, если даже и произойдёт, то он выйдет с честью из испытаний. Я относился ко второй категории...
Моя жизнь была безоблачной, я рос в достатке, окружённый любовью, заботой и лаской родных и близких.. Отец занимал достаточно высокий пост в ЦК КПСС республики. Хм, мог ли кто-то - всего несколько десятков лет назад, а точнее, лет двадцать-тридцать - предположить, что наступит время, когда эти шесть заглавных букв не то, что не будут ровным счётом ничего значить, так ещё для многих это вообще полная абракадабра.. В те годы работать хотя бы дворником в Центральном Комитете Коммунистической Партии означало, что ты хоть немного имеешь отношение к «небожителям».. А мой отец был в числе первой десятки, образно говоря.. Думаю, для тех, кто жил в те годы, достаточно этого факта, чтобы представить себе тот образ жизни, который я вёл.
- Представляю.. примерно, потому что брат двоюродный – как- раз твой ровесник и часто рассказывает о том, «золотом» времени.. Да и фильмов достаточно много снято.. - сказала Мира..
- Поверь, дорогая, ни один фильм или книга, как бы хорошо сняты или написаны они ни были, не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось лично пережить тем, кто родился и рос в СССР.. Особенно досталось тем, кто застал «лихие девяностые»…Слушай, Мира, ты спать не хочешь? Всё-таки, столько часов за рулём..
- Да, ну.. Какой там спать?.. Мне интересно!
- Ну, тогда, давай-ка, ещё по сто.. – сказал Орхан, наливая себе водку.. Мира, отвинтила колпачок своей фляжки и, вновь чокнувшись, они выпили. Мира закусила шоколадом.. Орхан – охотничьей колбасой.. Затем, они вновь закурили и Орхан, сделав пару затяжек, продолжил..
У Миры было такое чувство, что всё происходящее – сон или фильм, который она смотрит, уютно устроившись на диване.. А благодаря своей богатой фантазии,она не только слушала Орхана, но и, словно, видела перед мысленным взором события, о которых он рассказывал.
Отец Орхана, Физули Керимович, даже дома ходил в костюме, при галстуке и в туфлях.. Правда, он и проводил-то дома всего несколько часов. Ответственный пост, который он занимал, его положение в обществе, окружающие его люди – такие же, как и он, «власть имущие» и «народ имеющие» - да и вообще образ его жизни и мыслей - всё это сильно отражалось на его внешности. Крупный, очень высокий, он, к тому же, ходил всегда с чуть приподнятым подбородком и идеально прямой спиной. Родившийся в семье кадрового военного и привыкший к дисциплине, он и на работе, и дома требовал максимального подчинения и субординации.
К семье у него было своеобразное отношение. Он всю жизнь изменял своей жене, но никогда ему и в голову не пришла бы мысль развестись. И дело было не только в том, что в те времена нравственность «блюлась» очень яро и многие жёны довольно умело манипулировали не в меру загулявшими мужьями - достаточно было пригрозить, что она напишет «куда следует» и «заблудший» супруг мгновенно приходил в чувства и становился примерным семьянином.. хотя бы на время. Просто, Физули Керимович строго разделял семейную жизнь и личную. Для него это были два совершенно разных мира.
А восточные женщины, в силу воспитания, менталитета, установленных веками традиций, помня, что главным достоинством жены является послушание и никакие знаки внимания, оказываемые любовницам, не сравнятся со статусом законной супруги, в очень крайних, совсем уж из ряда вон выходящих, случаях, прибегали, образно говоря, к помощи кнута. Обычно, стоило пустить слезу, пригрозить уходом в отчий дом, забрав с собой детей - и в семье воцарялось спокойствие…
Физули Керимович относился к той категории мужчин, главенство которых в семье не оспаривалось никогда и ни в чём.. Его жена – Наргиз-ханум –приходилась ему ещё и дальней родственницей. Он женился достаточно поздно - в тридцать два года. К тому времени, он уже закончил с отличием партийную школу и был вторым секретарём в одном из районов города.. В силу характера и большой любви к женщинам вообще и к отдельным их представительницам в частности, он бы вряд ли женился по собственной инициативе. Но ему предстояла очередная ступенька вверх по карьерной лестнице – был готов приказ о его направлении в один из районов республики в качестве первого секретаря местного райкома. Перед молодым, но очень перспективным кадром раскрывались двери в «прекрасное далёко». И его неофициально проинформировали, что скорейшее обзаведение семьёй ему крайне необходимо..
Буквально в течении месяца родители сосватали Физули Керимовичу дальнюю родственницу – Наргиз только что исполнилось восемнадцать лет и она училась на втором курсе педагогического института – и сыграли свадьбу. А через год с небольшим родился Орхан. Проработав три года в районе, наладив необходимые связи, «подмазав» кого нужно, Физули Керимович вернулся в Баку и его карьера пошла в гору..
Орхан, выросший в окружении таких же, как и сам отпрысков высшей касты, понятия не имел о существовании другого, настоящего, мира.. Он не пользовался общественным транспортом, продукты им доставлялись на дом из спец магазинов, а их дом буквально заваливали многочисленными подарками. Родственники – дальние и близкие; знакомые и те, кто хотел завязать знакомства с Физули Керимовичем; те кому он уже чем-то помог (начиная от проблем с поступлением в ВУЗ, отсрочкой от армии, вплоть до получения квартиры – в порядке очерёдности, естественно, но с небольшим ускорением процесса и ещё очень много разных вопросов мог решать Физули Керимович, благодаря круговой поруке) и те, кто собирался о чём-то попросить – все несли им дары в знак благодарности за «хёрмят» (уважение), которое проявил Физули Керимович, решив тот или иной вопрос.. Но эти преподношения и в сравнение не шли с тем «хёрмят»-ом, который получал и, в свою очередь, отдавал Физули Керимович, занимаясь настоящими, крупными делами. Результатом этих дел был тот уровень жизни, который вёл Физули Керимович, его семья и те, на кого распространялось его покровительство.
В большой квартире в центре города они жили вчетвером - Физули Керимович, Наргиз-ханум, Орхан и Бибишка – взрослая женщина, их общая, дальняя родственница, которая была и домработницей, и экономкой, и главной слушательницей жалоб Наргиз-ханум на Физули, и нянькой для Орхана. А так же дома постоянно были какие-то люди – родственники, друзья, знакомые..
Орхан при первых же признаках относительной самостоятельности старался проводить как-можно больше времени вне дома. Но это было не так-то легко сделать – отец отличался строгим и достаточно жёстким характером, а мама и Бибишка тряслись над Орханом, как две курицы над гадким утёнком, норовившим всё-время куда-то от них ускользнуть.
В детстве Орхан был красивым ребёнком, а в переходном возрасте он стал настоящим уродом, настолько подурневшим, что нередко подолгу всматривался в своё отражение в зеркале, всё больше проникаясь ненавистью к своему телу и, особенно, к лицу. С тринадцати лет с ним стало твориться что-то невообразимое.. Это сейчас чуть ли не с пелёнок дети знают всё о том, откуда берутся дети и как они получаются и что этому предшествует. А в те годы подобного рода информация была очень скудной и не всегда правильной. До всего приходилось доходить своим умом, путём ошибок и проб. И Орхан искренне был уверен в том, что навсегда останется тем чудовищным уродом, который смотрел на него из зеркала.. Правда, кожа у него была чистая, но вот свой нос и опухшие губы он готов был оторвать собственноручно! Сутулый, с длинными руками и ногами, которые вечно мешали как ему самому, так и окружающим, Орхан казался себе самым уродливым человеком на свете...
А маму и Бибишку он искренне хотел убить, когда они, убеждали его в том, что он красивее Алена Делона.. Это было уж слишком!
И только к концу десятого класса Орхан стал постепенно приходить в себя.. Из несуразного, неуклюжего подростка, он превратился в красивого юношу
В десятом классе Орхан стал заниматься с репетиторами. Хоть он и не сомневался в том, что вопрос с дипломом юридического факультета уже давно решён отцом, тем не менее, в их семье всегда сохранялась видимость того, что всё «по-честному».. Учёба в школе, в принципе, давалась Орхану достаточно легко. Деньги за поступление были внесены уже задолго до начала вступительных экзаменов, но отец строжайше следил за тем, чтобы Орхан не пропускал ни одного занятия, как в школе, так и у репетиторов..
Орхан любил и уважал своего отца. И в то же время, испытывал к нему что-то вроде недоверия, страха.. Он не мог найти точного определения этому чувству.. Но одно знал точно – оставаясь с ним наедине, Орхан чувствовал себя очень и очень неуютно, словно, подопытный кролик.. Он весь внутренне напрягался, хотя, отец, вроде бы, старался быть с ним ласковым и добрым.. Одним словом, если быть совсем уж откровенным, то отец был ему каким-то чужим. Может, всё дело в том, что в силу своей занятости, отец уделял ему слишком мало времени и внимания? Да, Орхан был обеспечен куда лучше, чем огромное количество сверстников, и даже в своём кругу он был на голову выше многих. В ту эпоху дефицита продуктов и предметов быта, Орхан, утопая в изобилии, был лишён самого главного – семейного тепла.
Ведь, по большому счёту, семьи, как таковой, не было. Орхан не помнил, чтобы родители хотя бы раз ругались. Но также он и не помнил, ни одного случая, когда бы отец с матерью куда-то выезжали вдвоём, за исключением свадебных торжеств. .Но это было просто необходимостью, вековой традицией, которую нельзя было нарушать..
Орхан, родители и Бибишка объездили все курорты бывшего Советского Союза и дружественных соц стран.. Благодаря занимаемой должности, Физули Керимович имел большие связи по всей территории Союза. И, куда бы они ни приехали, их везде встречали знакомые, друзья, товарищи и коллеги отца. В их распоряжении тут же предоставлялась служебная машина одного из местных «шишек». Недели две-три отец водил их по самым лучшим ресторанам, во все, доступные тогда советскому обывателю, развлекательные заведения.
Если отдых приходился на летние каникулы, то они посещали дельфинарии, зоопарки, катались на водных лыжах.
Зимой катались на лыжах, коньках, ходили в цирк, в театры, на концерты. Несколько раз отец возил их отмечать Новый Год в Москву. И Орхан был в числе детей, приглашённых на Главную Ёлку страны – Кремлёвскую. Основную массу этих детей составляли, конечно, такие же привилегированные, как и Орхан, но для поддержки социалистического духа «равенства и справедливости» были и, действительно, отличившиеся – кто в учёбе, кто в спорте; были и настоящие, юные герои - кто-то, рискуя своей жизнью, кого-то спас; были среди счастливчиков и дети из детских домов и интернатов, но и на них выбор пал далеко не случайно..
Выполнив свой долг по отношению к семье, отец Орхана потом уезжал на некоторое время один. Или, как однажды стало ясно Орхану из ненароком услышанных разговоров матери с Бибишкой, с очередной любовницей. А по приезду из такой поездки, в маминой шкатулке появлялась очередная драгоценная безделушка или покупалась новая шуба..
Орхан многое стал понимать очень рано. И, может, именно поэтому, к отцу он испытывал недоверие, а к матери – жалость. Но, конечно же, он любил их обоих. Какими бы они ни были.. .
Больше, чем поездки на курорты, Орхан любил проводить лето на даче. У них их было две – одна государственная, положенная отцу по статусу. А другая – собственная, записанная на имя какого-то дальнего родственника, ветерана войны.. Для тех, кто не жил в то время, не понять всех нюансов и тонкостей, хитросплетений и махинаций, которыми было опутано всё. Начиная с элементарных вещей, например, продуктов питания и одежды, намеренно превращаемых в дефицит и такое понятие, как «достать из под полы».. Так же как и то, что все чиновники до одного, записывали нажитое нечестным путём имущество на имя своих дальних родственников, потому, что никто не был застрахован от того, что когда-нибудь не попадёт в опалу, в следствии которой в одночасье всё может рухнуть...
Физули Керимович достиг очень больших высот на карьерной лестнице, благодаря не только тому, что он и в самом деле был довольно незаурядным человеком, а так же и тому, что всегда придерживался своей любимой поговорки – «Не подмажешь – не поедешь».. Он обильно «подмазывал» тех, от кого зависело его продвижение, и уже давно прослыл человеком могущественным - для тех, кто искал его покровительства и расположение; и щедрым и благодарным - для тех, кто стоял выше него.. А расположение этих людей позволяло ему проворачивать очень крупные дела, приносившие огромный доход, которым он и делился со своими благодетелями.. Замкнутый, порочный круг…Но как многие мечтали хотя бы соприкасаться с этим кругом и пытались всеми силами, доступными методами, проникнуть в него!! Например, сделать карьеру, постаравшись как-нибудь попасть на глаза и привлечь к собственной персоне внимание кого-нибудь из «небожителей» и оказаться максимально полезным, проявив себя на все сто.. Комсомольская организация была незаменимым трамплином в этом плане. Многие выбирали этот путь..Правда, это был довольно тернистый и далеко не всегда действенный..
Но был вариант, который давал более быстрый и плодотворный результат – породниться с «небожителем».. Правда, представители этой касты предпочитали заключать взаимовыгодные союзы, используя для этого своих отпрысков. Но были и случаи, когда простому смертному удавалось «войти в семью»…
Государственную дачу Орхан любил за то, что там было полно его друзей, с половиной которых он проводил время в городе, а с некоторыми вообще жил в одном доме и учился в одной школе, и, даже, в одном классе...
А вот другую дачу он просто обожал. Этот дачный посёлок облюбовали многие состоятельные люди и, постепенно выкупая участки у местных жителей, которые были далеко не так богаты, вскоре превратили этот район в самый элитный дачный посёлок. Каждый возвёл вокруг своей дачи высоченные стены, скрывающие роскошные дома, шикарные сады и у каждого во дворе были такие огромные бассейны, что на море, практически, и не ходили..
На каждой даче были ещё и отдельные домики, в которых жили семьи каких-нибудь дальних родственников, в обязанности которых входила охрана дачи во время отсутствия хозяев и слежение за порядком и чистотой..
Была такая же семья и на даче Физули Керимовича.. Глава семейства – Рустам – был хромым от рождения.. Но этот дефект совершенно не мешал ему – он был незаменимым работником и человеком удивительной физической силы. Огромный, настолько, что даже Физули Керимович, будучи очень крупным мужчиной, рядом с ним казался тщедушным подростком. Рустам был удивительно мягким, добрым и покладистым человеком. К тому же он был кристально честным и очень набожным человеком. В те годы многие люди скрывали то, что верят в Бога, тайком совершали намаз, ходили в мечеть.. А Рустам не скрывал того, что он глубоко религиозный человек. Он читал Коран на арабском языке – этому его научил дедушка – регулярно ходил в мечеть, строго соблюдал пост и все религиозные праздники, открыто совершал приготовления к намазу. В любое время года, при любой погоде, он совершал дастамаз*(омовение перед совершением намаза) около крана во дворе, умываясь водой, оголив руки до локтей и закатав штанины брюк..
В детстве Орхан с любопытством и каким-то странным волнением наблюдал, как Рустам, шепча какие-то непонятные слова, совершал омовение.. Его, и без того благодушное, лицо в такие минуты, словно, светилось изнутри.. Затем, Рустам заходил в дом.. Орхан шёл за ним и смотрел, как, расстелив посреди комнаты небольшой коврик, Рустам приступал к таинству намаза..
Как-то, набравшись смелости, Орхан спросил у Рустама.
- Дядя Рустам, ты разговариваешь с Богом?
-Нет, сынок. С Богом могут разговаривать только избранные, пророки…А я всего лишь прошу Его услышать и принять мои молитвы..
- А о чём ты просишь Бога?
- Прошу, чтобы был мир, благоденствие. Прошу здоровья. Прошу, чтобы указывал верный путь.. Чтобы Он был милостив, прощал грехи..
- А что такое грех?
- Грех – врать, воровать, убивать..
- А ты грешил?
- Нет, сынок.. Таких страшных грехов я не совершал, Аллах уберёг..
- А он тебя слышит?
- Он слышит и видит всех и всё.. Даже то, о чём ты ещё даже не подумал – Ему уже ведомо. Поэтому, запомни сынок, за грехи родителей - платят дети.. Никогда не совершай в жизни того, за что придётся расплачиваться твоим детям.
Продолжение следует...